ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ХОПРЕНИНОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСЕЕВНА
Оренбургский государственный педагогический университет
Художественная литература оказывает воздействие на все стороны личности
человека, поэтому основная задача уроков литературного чтения – духовно-нравственное
и эстетическое развитие личности младшего школьника через восприятие и осознание
культурно-исторического наследия. <...> Воспитание ценностного отношения к прекрасному –
одно из направлений для решения этой задачи средствами литературного произведения. <...> Но эта задача будет выполнена, если учитель будет смотреть на этот предмет как на вид
искусства и работать «на уровне искусства и по возможности его методами» (М.А.
Рыбникова) . <...> .
Поэзия – это особое словесное искусство, в анализе которого взаимодействуют
литературоведение и лингвистика, эстетическая теория и конкретное стиховедение. <...> Художественная организация текста проявляется не только в его внешней организации с
помощью ритма, рифмы, но и в целенаправленном отборе языковых средств, а также во
внутренней организации семантической структуры слова. <...> Эстетически организованный
языковой
материал художественного произведения представляет собой целостную
систему языковых элементов и способов их организации, каждый из которых в конечном
счете служит целям создания художественного образа. <...> Приобретая в художественном
тексте новое значение, языковые единицы становятся теми составляющими, в процессе
развития и взаимодействия которых возникает художественный образ. <...> Одна из задач, которые встали перед исследователями материи стиха, сводится к
тому, чтобы искусственному разделению поэзии на содержание и форму
противопоставить их понимание как единство. <...> Точкой сближения стала лексикостилистическая работа над поэтическим текстом, формирование чувства слова, раскрытие
оттенков значений <...>
ВОСПИТАНИЕ_ЦЕННОСТНОГО_ОТНОШЕНИЯ_К_ПРЕКРАСНОМУ_У_МЛАДШИХ_ШКОЛЬНИКОВ_НА_УРОКАХ_ЛИТЕРАТУРНОГО_ЧТЕНИЯ.pdf
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ХОПРЕНИНОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСЕЕВНА
Оренбургский государственный педагогический университет
Художественная литература оказывает воздействие на все стороны личности
человека, поэтому основная задача уроков литературного чтения – духовно-нравственное
и эстетическое развитие личности младшего школьника через восприятие и осознание
культурно-исторического наследия. Воспитание ценностного отношения к прекрасному –
одно из направлений для решения этой задачи средствами литературного произведения.
Но эта задача будет выполнена, если учитель будет смотреть на этот предмет как на вид
искусства и работать «на уровне искусства и по возможности его методами» (М.А.
Рыбникова) . [5].
Поэзия – это особое словесное искусство, в анализе которого взаимодействуют
литературоведение и лингвистика, эстетическая теория и конкретное стиховедение.
Художественная организация текста проявляется не только в его внешней организации с
помощью ритма, рифмы, но и в целенаправленном отборе языковых средств, а также во
внутренней организации семантической структуры слова. Эстетически организованный
языковой материал художественного произведения представляет собой целостную
систему языковых элементов и способов их организации, каждый из которых в конечном
счете служит целям создания художественного образа. Приобретая в художественном
тексте новое значение, языковые единицы становятся теми составляющими, в процессе
развития и взаимодействия которых возникает художественный образ.
Одна из задач, которые встали перед исследователями материи стиха, сводится к
тому, чтобы искусственному разделению поэзии на содержание и форму
противопоставить их понимание как единство. Точкой сближения стала лексикостилистическая
работа над поэтическим текстом, формирование чувства слова, раскрытие
оттенков значений слов, наполнение их образным смыслом. [6].
Языковой уровень художественного текста – это функционирующая в нем и данная в
композиционном развитии система изобразительных средств языка, посредством которых
выражается идейно-эстетическое содержание литературного произведения. Единицы
различных ярусов этого уровня (лексического (семантического), грамматического
(морфологического и синтаксического), словообразовательного), употребляясь для
определенных стилистических функций, постоянно взаимодействуют друг с другом в
тексте.
Притягательная сила поэтического слова — в его образности. У такого слова
ярко выражена его внутренняя форма. Самое главное в поэтической речи — это
намеренное оживление, подчеркивание, расширение и перенос внутренней формы
слова на новый сходный предмет для создания словесного образа в
художественном произведении. Чем больше у слова различных ассоциаций, тем оно
образнее. Поэтическое слово – это слово с живой и яркой внутренней формой,
основой словесного образа. [4].
Говоря о языковой образности текста, следует иметь в виду, что не все его
компоненты одинаковы в этом отношении: одни из них представляют образный центр,
другие – периферию, на фоне которой он воспринимается, за счет которой
подготавливается и во взаимодействии с которой развивается в тексте. Образность
«разлита» во всем тексте, хотя и неравномерно: одни элементы, ярко образные, как бы
«заражают» другие. Слово, включенное в художественный текст, становится его
конструктивным компонентом и эстетически значимым элементом.
Но понятие художественности, образности не должно сводиться, как это иногда
делается, только к тропам и фигурам речи. Поскольку художественный текст как
Стр.1