Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Коммуникативный потенциал личности: диагностика и развитие (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЕкинцев В. И.
АвторыЗамарёхина И. В., Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц229
ID211548
АннотацияВ учебном пособии подробно раскрыт коммуникативный потенциал личности. В пособии приводится обширный материал, отражающий достижения в исследовании коммуникации в психологии. Книга может быть использована для подготовки и проведения исследований коммуникации, а также как пособие по курсам «Социальная психология», «Общая психология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Социолингвистика», «Психолингвистика».
Кому рекомендованоУчебное пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям социологических, психологических факультетов и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами общения.
ISBN978-5-87158-605-7
УДК370.153
ББКЮ940+Ч215
Екинцев, В. И. Коммуникативный потенциал личности: диагностика и развитие : учеб. пособие / И. В. Замарёхина; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; В. И. Екинцев .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2010 .— 229 с. — ISBN 978-5-87158-605-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/211548 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И. В. Замарёхина КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ: ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. <...> И. В. Замарёхина КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ: ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ Учебное пособие Чита ЗабГГПУ 2010 ББК Ю940+Ч215 УДК 370.153 Е 456 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор ЗабГГПУ Коммуникативный потенциал личности: диагностика и развитие: учебное пособие / И. В. Замарёхина, В. И. Екинцев ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. <...> ISBN 978-5-87158-605-7 В учебном пособии подробно раскрыт коммуникативный потенциал личности. <...> Коммуникативный потенциал личности – понятие, содержание которого включает в себя многообразие теорий и практик, варьирующихся от специфического применения методов психологического исследования до многообразных техник и групповых форм, понятий и методов. <...> Авторами рассматривается возможность изучения коммуникативного мира личности в русле системного подхода, в частности теории психологических систем В. Е. Клочко. <...> Показана траектория развития коммуникативного потенциала личности на разных этапах становления психологической системы человека. <...> Во второй главе «Диагностика коммуникативного потенциала личности методом наблюдения» анализируются основные подходы к описанию и технологии наблюдения невербального поведения. <...> Показана специфика методов регистрации движений человека, в частности метода кинетографии, который основывается на применении специальных символов, предназначенных для описания динамических и пространственных аспектов движений. <...> В третьей главе «Диагностика коммуникативного потенциала личности психодиагностическими методиками» освещаются условия и возможности использования личностных опросников для исследования различных аспектов коммуникативной природы личности. <...> Авторы показывают <...>
Коммуникативный_потенциал_личности_диагностика_и_развитие.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского В. И. Екинцев И. В. Замарёхина КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ: ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ Учебное пособие Чита ЗабГГПУ 2010
Стр.2
ББК Ю940+Ч215 УДК 370.153 Е 456 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Рецензенты: Е. П. Федорова, кандидат психологических наук, ЧИБГУЭП О. А. Пяткова, кандидат психологических наук, ЗабГГПУ Ответственный за выпуск: А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор ЗабГГПУ Коммуникативный потенциал личности: диагностика и развитие: учебное пособие / И. В. Замарёхина, В. И. Екинцев ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2010. – 228 с. ISBN 978-5-87158-605-7 В учебном пособии подробно раскрыт коммуникативный потенциал личности. В пособии приводится обширный материал, отражающий достижения в исследовании коммуникации в психологии. Книга может быть использована для подготовки и проведения исследований коммуникации, а также как пособие по курсам «Социальная психология», «Общая психология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Социолингвистика», «Психолингвистика». Учебное пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям социологических, психологических факультетов и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами общения. ББК Ю940+Ч215 УДК 370.153 ISBN 978-5-87158-605-7 © ЗабГГПУ, 2010 © Екинцев В. И., Замарёхина И. В., 2010 © Бабанова Т.В., дизайн обложки, 2010
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .................................................................................................5 Глава I. Коммуникативный потенциал личности ...............................8 1.1. Характеристика потенциала личности ....................................8 1.2. Структура коммуникативного потенциала личности ...........15 1.3. Транскоммуникативный потенциал личности ......................24 1.4. Становление коммуникативного потенциала личности .......36 1.5. Искусство как фактор развития транскоммуникативного потенциала личности ......................................................................45 Глава II. Диагностика коммуникативного потенцала личности методом наблюдения ...........................................................................61 2.1. Протоколирование данных наблюдения ................................61 2.2. Кинетографические методики регистрации движений и невербального поведения ............................................................65 2.3. Специальные технические средства, используемые для регистрации движений и наблюдения невербального поведения ...............................................................73 2.4. Контроль за наблюдением и анализ результатов наблюдения ......................................................................................77 2.5. Наблюдательность и диагностика способности к наблюдению ..................................................................................91 2.6. Наблюдение транскоммуникативного потенциала личности ....................................................................110 Глава III. Диагностика коммуникативного потенцала личности психодиагностическими методиками ..............................................122 3.1. Миннесотский многошкальный личностный опросник ....122 3.2. Томский опросник ригидности .............................................133 3.3. Метод моделирования коммуникативного мира личности ..136 3.4. Методика измерения техники общения ...............................141 Глава IV. Развитие коммуникативного потенциала личности .......160 4.1. Актуализация личностного потенциала посредством психотерапевтических практик ...................................................160 4.2. Развитие коммуникативного потенциала личности и коммуникативной компетентности в условиях тренинга и в процессе обучения на практических занятиях .....................177 4.3. Трансформация коммуникативного мира личности в условиях группы взаимопомощи ..............................................188 Библиографический список ..............................................................198 Приложение ........................................................................................210 3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Вместе с процессом глобализации, проникновения культур в разные сферы жизнедеятельности человека все более возрастает интерес к коммуникации, имеющей не только индивидуальные, но и культурные, социальные, возрастные различия. Поэтому процесс коммуникации сегодня исследуется многими учеными в разных областях научно-психологического знания. Однако в современных условиях интенсивность теоретических и методологических разработок в области проблем человеческой коммуникации не приводит пока к приемлемым решениям. В современных научно-методологических подходах процесс коммуникации, как внутренней и внешней детерминанты, определяющей коммуникативный потенциал человека, исследуется многими учеными (Г. Бейтсон, 1959; А. А. Бодалев, 1994; Р. А. Максимова, 1981; В. И. Кабрин, 1987). Отсюда возникает потребность в выделении внешних и внутренних причин, закономерностей, способствующих развитию коммуникативного потенциала личности. Коммуникативный потенциал личности – понятие, содержание которого включает в себя многообразие теорий и практик, варьирующихся от специфического применения методов психологического исследования до многообразных техник и групповых форм, понятий и методов. 5
Стр.6