Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Система профилактики зависимого поведения подростков в условиях школы (150,00 руб.)

0   0
Первый авторСиматова О. Б.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц230
ID211546
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлена система первичной психолого-педагогической профилактики зависимого поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. В работе раскрываются сущность и содержание профилактической работы с учащимися подросткового возраста, педагогическим коллективом школы, родителями подростков, волонтерами. Автором представляются развернутые разработки занятий с подростками. Работа может быть использована в рамках курсов возрастной, педагогической, социальной психологии, девиантологии, психологии аддиктивного поведения, педагогики, а также для организации практики студентов в школе. Пособие может использоваться в практической работе разных специалистов, занимающихся вопросами профилактики зависимого поведения детей и подростков.
ISBN978-5-85158-606-4
УДК152.27(075.3)+371.93(075.3)
ББКЮ 983.6я73+Ч 421.359я73
Симатова, О. Б. Система профилактики зависимого поведения подростков в условиях школы : учеб.-метод. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; О. Б. Симатова .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2010 .— 230 с. — ISBN 978-5-85158-606-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/211546 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О. Б. Симатова Система профилактики зависимого поведения подростков в условиях школы Учебно-методическое пособие Чита ЗабГГПУ 2010 ББК Ю 983.6я73+ Ч 421.359я73 УДК 152.27(075.3)+371.93(075.3) Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> Т. К. Клименко, д-р пед. наук, профессор ЗабГГПУ Симатова, О. Б. Система профилактики зависимого поведения подростков в условиях школы: учебно-метод. пособие/ О. Б. Симатова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. <...> ISBN 978-5-85158-606-4 В учебно-методическом пособии представлена система первичной психолого-педагогической профилактики зависимого поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. <...> В работе раскрываются сущность и содержание профилактической работы с учащимися подросткового возраста, педагогическим коллективом школы, родителями подростков, волонтерами. <...> Работа может быть использована в рамках курсов возрастной, педагогической, социальной психологии, девиантологии, психологии аддиктивного поведения, педагогики, а также для организации практики студентов в школе. <...> В настоящее время масштабы и скорость распространения среди подростков химических и нехимических (поведенческих) аддикций стремительно растут. <...> Сущность аддиктивного поведения состоит в искусственном изменении человеком своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или фиксации внимания на определенных предметах и видах деятельности (Короленко Ц. П. , Донских Т. А. <...> В учебно-методическом пособии представлена авторская система первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков, направленная на развитие протективных (защитных) копинг-ресурсов и продуктивных (адаптивных) копинг-стратегий поведения, способствующих снижению факторов риска и повышению факторов протекции. <...> Рассмотренная в пособии модель профилактики демонстрирует учет автором всех аспектов организации <...>
Система_профилактики_зависимого_поведения_подростков_в_условиях_школы_учебно-метод._Пособие.pdf
Стр.1
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского О. Б. Симатова Система профилактики зависимого поведения подростков в условиях школы Учебно-методическое пособие Чита ЗабГГПУ 2010
Стр.2
ББК Ю 983.6я73+ Ч 421.359я73 УДК 152.27(075.3)+371.93(075.3) Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск: А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор ЗабГГПУ Рецензенты: И. В. Ярославцева, д-р психол. наук, профессор Восточно-Сибирской академии образования; Т. К. Клименко, д-р пед. наук, профессор ЗабГГПУ Симатова, О. Б. Система профилактики зависимого поведения подростков в условиях школы: учебно-метод. пособие/ О. Б. Симатова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2010. – 210 с. ISBN 978-5-85158-606-4 В учебно-методическом пособии представлена система первичной психолого-педагогической профилактики зависимого поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. В работе раскрываются сущность и содержание профилактической работы с учащимися подросткового возраста, педагогическим коллективом школы, родителями подростков, волонтерами. Автором представляются развернутые разработки занятий с подростками. Работа может быть использована в рамках курсов возрастной, педагогической, социальной психологии, девиантологии, психологии аддиктивного поведения, педагогики, а также для организации практики студентов в школе. Пособие может использоваться в практической работе разных специалистов, занимающихся вопросами профилактики зависимого поведения детей и подростков. ББК Ю 983.6я73+ Ч 421.359я73 УДК 152.27(075.3)+371.93(075.3) ISBN 978-5-85158-606-4 © ЗабГГПУ, 2010
Стр.3
Оглавление Введение .................................................................................................... 5 Глава 1. Сущность и содержание психолого-педагогической работы в системе первичной профилактики аддиктивного поведения подростков ............................................................................ 9 1.1. Организация и методы первичной психологопедагогической профилактики аддиктивного поведения подростков ....................................................................................... 9 1.2. Оценка эффективности профилактического воздействия .................................................................................... 15 1.3. Содержание профилактической работы с подростками .................................................................................. 23 1.4. Содержание профилактической работы с педагогическим коллективом школы ...................................... 33 1.5. Содержание профилактической работы с волонтерами и родителями ................................................... 41 Контрольные вопросы к Главе I .......................................................... 46 Рекомендуемая литература .................................................................. 48 Глава 2. Программа первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков «Я – это Я!» ................................................................................................ 51 2.1. Цель, задачи и структура занятий программы .............. 51 2.2. Период взросления – адресат профилактики ................ 54 2.3. Организационные принципы занятий ............................ 58 2.4. Руководство по проведению занятий ............................... 62 2.5. Содержание и методика проведения занятий по программе «Я – это Я!»........................................................... 65 Контрольные вопросы к Главе II ............................................. 201 Рекомендуемая литература ...................................................... 203 Заключение ............................................................................................ 205 Приложение ........................................................................................... 208 4
Стр.4
Введение Проблема аддиктивного (зависимого) поведения уже много лет является чрезвычайно актуальной для нашей страны. В настоящее время масштабы и скорость распространения среди подростков химических и нехимических (поведенческих) аддикций стремительно растут. Сущность аддиктивного поведения состоит в искусственном изменении человеком своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или фиксации внимания на определенных предметах и видах деятельности (Короленко Ц. П. , Донских Т. А. [61], Змановская Е. В. [46], Менделевич В. Д. [85]). Низкая эффективность реабилитационных программ со всей очевидностью показывает, что ни наука, ни практика не располагают пока надежными средствами противостояния угрозе дальнейшего распространения зависимого поведения. Однако доказанная различными областями научного знания действенность предупредительных мер позволяет говорить о реальности высокой эффективности первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков. Наметившаяся тенденция к омоложению контингента аддиктов доказывает необходимость поиска путей его профилактики в условиях различных учреждений системы образования. Вместе с тем исследователями отмечается низкий уровень развития психолого-педагогического направления профилактики в образовательных учреждениях. Это связано с основным противоречием, которое, на наш взгляд, состоит в том, что на теоретиче6
Стр.6
ском уровне специалистами осознается необходимость научной обоснованности и системности профилактического воздействия, а в практической деятельности зачастую профилактические мероприятия осуществляются разобщенно, бессистемно, не имея под собой адекватной научной основы. Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально-адаптивных стратегий у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. Чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать этими качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с молодежью, знать способы эффективного преодоления жизненных проблем и развивать стереотипы здорового поведения [131, с. 3]. Реальная ситуация распространения зависимого поведения, сложившаяся в стране, и острая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость обновления прежде всего профилактической помощи, где основной упор сегодня делается на методологию формирования у подрастающего поколения ценностей здоровья, потребности в здоровом образе жизни и личностном развитии. Современная концепция первичной профилактики зависимого поведения основана на том, что в центре ее находятся не факторы, которые оказывают воздействие, а личность и ее референтная среда. Формирование и развитие личностных ресурсов – задача позитивной профилактики, акцентирующей внимание на освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, способной делать здоровый выбор. В учебно-методическом пособии представлена авторская система первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков, направленная на развитие протективных (защитных) копинг-ресурсов и продуктивных (адаптивных) копинг-стратегий поведения, способствующих снижению факторов риска и повышению факторов протекции. Разработанная автором система профилактической работы предназначена 7
Стр.7
для реализации ее в условиях средней общеобразовательной школы. Возможна адаптация и использование предложенной системы профилактики и в других образовательных учреждениях. В представленной автором системе психологопедагогической работы преодолеваются существенные недостатки организации профилактики зависимого поведения подростков: профилактическая работа научно обоснована, носит системный характер, направлена на всех участников образовательного процесса. Рассмотренная в пособии модель профилактики демонстрирует учет автором всех аспектов организации превентивной деятельности в условиях средней общеобразовательной школы. Система профилактики была апробирована в ряде школ г. Читы (2005–2009 гг.). Выявленные статистически значимые изменения в исследованных автором психологических характеристиках школьников доказали эффективность и целесообразность предложенной системы психолого-педагогической работы. Учебно-методическое пособие состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 177 наименований, восьми приложений. Работа иллюстрирована двумя таблицами и четырьмя рисунками. В первой главе пособия «Содержание психолого-педагогической работы в системе первичной профилактики аддиктивного поведения подростков» описаны основные направления профилактической работы и ее содержание в условиях школы. К организации первичной профилактики аддиктивного поведения подростков мы подошли с позиции системного подхода, разработанного в трудах Л. С. Выготского, А. Ф. Лазурского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, В. А. Ганзена и других исследователей. Используя в качестве концептуальной основы теорию копинг-поведения, систему первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы мы представили как особую организацию превентивной деятельности всех участников образовательного процесса, которая включает: 1) изучение состояния копинг-ресурсов и копингстратегий поведения подростков; 2) направленное формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников силами всех участников образовательного процесса, родителей, волонтеров; 3) оценку эффективности профилактического воздействия через мониторинг состояния копингресурсов и копинг-стратегий поведения подростков. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.