Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Развитие творческого мышления (150,00 руб.)

0   0
АвторыНаумова Т. В., Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц99
ID211476
АннотацияВ пособии собраны различные материалы, которые помогают развивать личность молодого человека, формировать в нем важные качества современного члена общества, такие как креативность, системность восприятия окружающего, диалектичность и т.д. В пособии использованы материалы по ТРИЗ и АРИЗ созданные Г.С. Альтшуллером как основной инструмент развития творческого мышления. При этом рассматриваются и многие другие методики, направленные на достижение заявленной цели. «Развитие творческого мышления» предназначено для использования в качестве пособия при изучении курсов «Основы творческо-конструкторской деятельности», «Техническое творчество» и других, имеющихся в стандартах подготовки учителей технологии. В настоящем пособии можно ознакомиться с основными теоретическими и практическими положениями современной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ); овладеть технологией поиска реальных задач, их решения, анализа ответов, прогнозирования развития систем; формирование умения работать с информацией и другое.
Кому рекомендованоНастоящее пособие выполнено для школьников, студентов, учителей.
ISBN978-5-85158-478-7
УДК152.32(075.3)
ББКЮ 935.131я73+Ю 94я73
Развитие творческого мышления : [учеб. пособие] / Т. В. Наумова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2009 .— 99 с. — ISBN 978-5-85158-478-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/211476 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В пособии использованы материалы по ТРИЗ и АРИЗ созданные Г.С. Альтшуллером как основной инструмент развития творческого мышления. <...> «Развитие творческого мышления» предназначено для использования в качестве пособия при изучении курсов «Основы творческо-конструкторской деятельности», «Техническое творчество» и других, имеющихся в стандартах подготовки учителей технологии. <...> В настоящем пособии можно ознакомиться с основными теоретическими и практическими положениями современной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ); овладеть технологией поиска реальных задач, их решения, анализа ответов, прогнозирования развития систем; формирование умения работать с информацией и другое. <...> Такая система создана и проверена при обучении методике теории решения изобретательских задач и методам поиска новых технических решений с целью повышения эффективности и творческого уровня этих решений, уменьшения влияния психологической инерции и стереотипов мышления. <...> Для творческих задач не может быть единственного решения. <...> Главный метод конструирования новых идей – тренировка и развитие собственного мышления и мировоззрения, основанного на глубоком знании науки и ее истории, техники, философии, психологии. <...> 3 ТРИЗ: БИОГРАФИЯ АВТОРА, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ Долгое время единственным инструментом решения творческих задач – задач, не имеющих четких механизмов решения, – был «метод проб и ошибок». <...> В XX в. резко возросла потребность в решении творческих задач. <...> Наиболее известны из них «мозговой штурм», «синектика», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов». <...> Г.С. Альтшуллер поставил задачу иначе: «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы? <...> • Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. <...> Сильные решения – это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных <...>
Развитие_творческого_мышления_.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского Т.В. Наумова РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Чита 2009
Стр.2
ББК Ю 935.131 я73 + Ю 94 я 73 УДК 152.32 (075.3) Н 342 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского Ответственный за выпуск: А.А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, проректор по учебной работе ЗабГГПУ Рецензенты: Жалсобон Б.Б., канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры физики, теории и методики обучения физике ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского; Яковлева И.В., доцент кафедры автоматизации производственных процессов ЧитГУ Н 342 Развитие творческого мышления : учебное пособие / авт.-сост. Т.В. Наумова ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита : ЗабГГПУ, 2009. – 100 с. ISBN 978-5-85158-478-7 Настоящее пособие выполнено для школьников, студентов, учителей. В нем собраны различные материалы, которые помогают развивать личность молодого человека, формировать в нем важные качества современного члена общества, такие как креативность, системность восприятия окружающего, диалектичность и т.д. В пособии использованы материалы по ТРИЗ и АРИЗ созданные Г.С. Альтшуллером как основной инструмент развития творческого мышления. При этом рассматриваются и многие другие методики, направленные на достижение заявленной цели. «Развитие творческого мышления» предназначено для использования в качестве пособия при изучении курсов «Основы творческо-конструкторской деятельности», «Техническое творчество» и других, имеющихся в стандартах подготовки учителей технологии. В настоящем пособии можно ознакомиться с основными теоретическими и практическими положениями современной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ); овладеть технологией поиска реальных задач, их решения, анализа ответов, прогнозирования развития систем; формирование умения работать с информацией и другое. ББК Ю 935.131 я73 + Ю 94 я 73 УДК 152.32 (075.3) ISBN 978-5-85158-478-7 © Т.В. Наумова, 2009бГГПУ, 2009
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Для эффективного развития творческого мышления нужны система упражнений и обучение множеству существующих методов и приемов. Такая система создана и проверена при обучении методике теории решения изобретательских задач и методам поиска новых технических решений с целью повышения эффективности и творческого уровня этих решений, уменьшения влияния психологической инерции и стереотипов мышления. В предлагаемом пособии изложены системы упражнений и практических заданий. Разбираются примеры решений задач каждого типа. Решение задач на фантазирование требует внимания и упорства. Над каждой задачей требуется думать до тех пор, пока не будет получен качественно новый результат, не описанный ни в какой, в том числе и научнофантастической литературе. Для творческих задач не может быть единственного решения. Овладение приемами воображения не избавляет от необходимости думать. Главный метод конструирования новых идей – тренировка и развитие собственного мышления и мировоззрения, основанного на глубоком знании науки и ее истории, техники, философии, психологии. Приводимые в указаниях методы не заменяют собственно процесс мышления, но помогают ему, систематизируя процессы решения. Задачи, предложенные для решения в данном курсе развития творческого мышления, не имеют и не могут иметь окончательных решений. Решив предложенные задачи, можно снова вернуться к ним, применяя другие приемы. 3
Стр.4
ТРИЗ: БИОГРАФИЯ АВТОРА, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ Долгое время единственным инструментом решения творческих задач – задач, не имеющих четких механизмов решения, – был «метод проб и ошибок». В XX в. резко возросла потребность в решении творческих задач. Это привело к появлению различных модификаций «метода проб и ошибок». Наиболее известны из них «мозговой штурм», «синектика», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов». Суть этих методов – повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов. Главная проблема при их использовании – можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта. Г.С. Альтшуллер поставил задачу иначе: «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?» Решить эту задачу помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ: • Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Cильные решения – это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам. • Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов. Сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия. • Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними – теми, на которых строится система, и внешними – той средой и ситуацией, в которой находится система. Сильные решения – это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а также индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему. Итак, методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов решения конкретных практических проблем. ТРИЗ включает в себя: - механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения; 4
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.