В пособии использованы материалы по ТРИЗ
и АРИЗ созданные Г.С. Альтшуллером как основной инструмент развития творческого мышления. <...> «Развитие творческого мышления» предназначено для использования в качестве пособия
при изучении курсов «Основы творческо-конструкторской деятельности», «Техническое творчество» и других, имеющихся в стандартах подготовки учителей технологии. <...> В настоящем пособии можно ознакомиться с основными теоретическими и практическими положениями современной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ); овладеть
технологией поиска реальных задач, их решения, анализа ответов, прогнозирования развития
систем; формирование умения работать с информацией и другое. <...> Такая система создана и проверена при обучении методике теории
решения изобретательских задач и методам поиска новых технических
решений с целью повышения эффективности и творческого уровня этих
решений, уменьшения влияния психологической инерции и стереотипов
мышления. <...> Для творческих задач не может быть единственного решения. <...> Главный метод конструирования новых идей –
тренировка и развитие собственного мышления и мировоззрения, основанного на глубоком знании науки и ее истории, техники, философии,
психологии. <...> 3
ТРИЗ: БИОГРАФИЯ АВТОРА, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ,
НАЗНАЧЕНИЕ
Долгое время единственным инструментом решения творческих
задач – задач, не имеющих четких механизмов решения, – был «метод
проб и ошибок». <...> В XX в. резко возросла потребность в решении творческих задач. <...> Наиболее известны из них «мозговой штурм», «синектика», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов». <...> Г.С. Альтшуллер поставил задачу иначе: «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы? <...> • Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. <...> Сильные решения – это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных <...>
Развитие_творческого_мышления_.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского
Т.В. Наумова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Чита 2009
Стр.2
ББК Ю 935.131 я73 + Ю 94 я 73
УДК 152.32 (075.3)
Н 342
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск:
А.А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, проректор по учебной работе ЗабГГПУ
Рецензенты:
Жалсобон Б.Б., канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры физики, теории и методики
обучения физике ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского;
Яковлева И.В., доцент кафедры автоматизации производственных процессов ЧитГУ
Н 342
Развитие творческого мышления : учебное пособие / авт.-сост. Т.В. Наумова ;
Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита : ЗабГГПУ, 2009. – 100 с.
ISBN 978-5-85158-478-7
Настоящее пособие выполнено для школьников, студентов, учителей. В нем собраны различные
материалы, которые помогают развивать личность молодого человека, формировать в
нем важные качества современного члена общества, такие как креативность, системность восприятия
окружающего, диалектичность и т.д. В пособии использованы материалы по ТРИЗ
и АРИЗ созданные Г.С. Альтшуллером как основной инструмент развития творческого мышления.
При этом рассматриваются и многие другие методики, направленные на достижение
заявленной цели.
«Развитие творческого мышления» предназначено для использования в качестве пособия
при изучении курсов «Основы творческо-конструкторской деятельности», «Техническое творчество»
и других, имеющихся в стандартах подготовки учителей технологии.
В настоящем пособии можно ознакомиться с основными теоретическими и практическими
положениями современной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ); овладеть
технологией поиска реальных задач, их решения, анализа ответов, прогнозирования развития
систем; формирование умения работать с информацией и другое.
ББК Ю 935.131 я73 + Ю 94 я 73
УДК 152.32 (075.3)
ISBN 978-5-85158-478-7
© Т.В. Наумова,
2009бГГПУ, 2009
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Для эффективного развития творческого мышления нужны система
упражнений и обучение множеству существующих методов и приемов.
Такая система создана и проверена при обучении методике теории
решения изобретательских задач и методам поиска новых технических
решений с целью повышения эффективности и творческого уровня этих
решений, уменьшения влияния психологической инерции и стереотипов
мышления.
В предлагаемом пособии изложены системы упражнений и практических
заданий. Разбираются примеры решений задач каждого типа.
Решение задач на фантазирование требует внимания и упорства. Над
каждой задачей требуется думать до тех пор, пока не будет получен качественно
новый результат, не описанный ни в какой, в том числе и научнофантастической
литературе. Для творческих задач не может быть единственного
решения. Овладение приемами воображения не избавляет от
необходимости думать. Главный метод конструирования новых идей –
тренировка и развитие собственного мышления и мировоззрения, основанного
на глубоком знании науки и ее истории, техники, философии,
психологии. Приводимые в указаниях методы не заменяют собственно
процесс мышления, но помогают ему, систематизируя процессы решения.
Задачи, предложенные для решения в данном курсе развития творческого
мышления, не имеют и не могут иметь окончательных решений.
Решив предложенные задачи, можно снова вернуться к ним, применяя
другие приемы.
3
Стр.4
ТРИЗ: БИОГРАФИЯ АВТОРА, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ,
НАЗНАЧЕНИЕ
Долгое время единственным инструментом решения творческих
задач – задач, не имеющих четких механизмов решения, – был «метод
проб и ошибок».
В XX в. резко возросла потребность в решении творческих задач.
Это привело к появлению различных модификаций «метода проб и ошибок».
Наиболее известны из них «мозговой штурм», «синектика», «морфологический
анализ», «метод контрольных вопросов». Суть этих методов
– повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов.
Главная проблема при их использовании – можно сэкономить время на
генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ
и выбор наилучшего варианта.
Г.С. Альтшуллер поставил задачу иначе: «Как без сплошного перебора
вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?»
Решить эту задачу помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ:
• Принцип объективности законов развития систем – строение,
функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным
законам.
Cильные решения – это решения, соответствующие объективным
законам, закономерностям, явлениям, эффектам.
• Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних
факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия.
Проблема трудна потому, что существует система противоречий скрытых
или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе
объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов.
Сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия.
• Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные
представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности,
облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти
особенности определяются ресурсами: внутренними – теми, на которых
строится система, и внешними – той средой и ситуацией, в которой находится
система.
Сильные решения – это решения, учитывающие конкретные особенности
конкретных систем, а также индивидуальные особенности, связанные
с личностью конкретного человека, решающего проблему.
Итак, методология решения проблем строится на основе изучаемых
ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий
и механизмов решения конкретных практических проблем.
ТРИЗ включает в себя:
- механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;
4
Стр.5