Учебно-методическое
пособие
ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. <...> Н.Г. Чернышевского
ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ
Для студентов естественно-научного, физико-математического
и технологического направления
Чита
ЗабГГПУ
2009
ББК Ч31я73
УДК 371(075.3)
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. <...> Программа элективного курса по педагогике
«Педагогика этнокультурологического образования» ....... <...> Цели и задачи учебного курса
Цель: содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра образования на основе выявления общекультурной и профессиональной сущности педагогической деятельности
Задачи освоения курса
• ���������������������������������������������������������
осознание сущности педагогической деятельности как социокультурной деятельности, обеспечивающей преемственность поколений,
сохранение и развитие культуры;
• ������������������������������������������������������������
теоретическое осмысление педагогической деятельности как условия жизнедеятельности человека и основы множества профессиональных видов деятельности;
• ��������������������������������������������������������
понимание ценностно-смысловой природы педагогической деятельности, ее гуманистической направленности и социальной востребованности;
• осознание особой роли субъекта педагогической деятельности в
решении задач обучения, воспитания, образования;
• знание и понимание условий успешного осуществления функций
педагогической деятельности: наличие способностей, овладение специальными знаниями и умениями для осуществления деятельности; воспитание педагогической <...>
Педагогика_в_системе_профессиональной_подготовки_бакалавра_образования_.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского
ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ
Для студентов естественно-научного, физико-математического
и технологического направления
Чита
ЗабГГПУ
2009
Стр.2
ББК Ч31я73
УДК 371(075.3)
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: А.А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый
проректор ЗабГГПУ
Рецензенты: А.В. Рогова, д-р пед. наук, профессор ЗабГГПУ;
К.Г. Эрдынеева, д-р пед. наук, профессор ЧитГУ
Авторы: Н.И. Козлова, Д.Ц. Дугарова, Л.В. Наранова, Н.В. Потехина,
А.С. Целовальникова.
Педагогика в системе профессиональной подготовки бакалавра образования
: учеб.-метод. пособие / Н.И. Козлова [и др.]; Забайкал. гос. гум.пед.
наук. – Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2009. – 181 с.
ISBN 978-5-85158-544-9
Пособие подготовлено авторским коллективом преподавателей кафедры
профессионального образования и педагогического управления ЗабГГПУ им.
Н.Г. Чернышевского и является результатом их поиска новых решений педагогических
задач профессиональной подготовки бакалавра в условиях модернизации
системы высшей школы.
Адресовано преподавателям педагогики для проектирования учебных
курсов, а также аспирантам и студентам для освоения программы профессиональной
подготовки учебной дисциплины «Педагогика».
ББК Ч31я73
УДК 371(075.3)
ISBN 978-5-85158-544-9
©ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Учебные программы дисциплины «Педагогика». Особенности
содержания ..................................................................................
1.1. Программа курса «Введение в педагогическую
деятельность» ..........................................................................
1.2. Программа курса «Теоретическая педагогика» .............
1.3. Программа курса «Практическая педагогика» ..............
1.4. Программа курса «История образования
и педагогической мысли» .......................................................
2. Программы элективных курсов по педагогике. Особенности
технологии .......................................................................................
2.1. Программа элективного курса по педагогике
«Организация воспитательной работы»
в современной школе» ..........................................................
2.2. Программа элективного курса по педагогике
«Педагогика этнокультурологического образования» .......
2.3. Программа элективного курса по педагогике
«Патриотическое воспитание школьников» .......................
Словарь терминов по учебной дисциплине «Педагогика» ..........
Приложение .....................................................................................
1. Курсовые и дипломные работы по педагогике: основные требования
и технология выполнения ................................................
2. Педагогическое портфолио студента: «Педагогика в схемах и
таблицах» .........................................................................................
5
5
16
31
51
71
71
84
94
101
129
129
147
3
Стр.4
1. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА».
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ
1.1. Программа курса
«Введение в педагогическую деятельность»
1. Цели и задачи учебного курса
Цель: содействие становлению профессиональной компетентности
бакалавра образования на основе выявления общекультурной и профессиональной
сущности педагогической деятельности
Задачи освоения курса
• осознание сущности педагогической деятельности как социокультурной
деятельности, обеспечивающей преемственность поколений,
сохранение и развитие культуры;
• теоретическое осмысление
социосмысление
педагогической деятельности как усдеусловия
жизнедеятельности человека и основы множества профессиональных
видов деятельности;
• понимание ценностно-смысловой природы педагогической деятельности,
ее гуманистической направленности и социальной востребованности;
•
осознание особой роли субъекта педагогической деятельности в
решении задач обучения, воспитания, образования;
• знание и понимание условий успешного осуществления функций
педагогической деятельности: наличие способностей, овладение специальными
знаниями и умениями для осуществления деятельности; воспитание
педагогической культуры; самообразование и самовоспитание;
• знание спектра педагогических профессий, понимание в этом
контексте профессии «учитель», научное представление о противоречиях
и сложностях профессии; знание профессионально-значимых качеств
учителя, основанное на понимании сущности педагогической деятельности
и профессиограммы учителя;
• знание системы образования в �оссии как основной сферы, в котоорой
востребована педагогическая деятельность (общее и профессиональное
образование); понимание роли учителя, педагога в ее развитии, совершенствовании
и реализации гуманистической сущности образования;
• достижение компетентности в представлениях о возможностях профессионально-личностного
роста в сфере педагогической деятельности;
про5
Стр.6