С у с л и к о в
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ОБКАТКИ ГАЛТЕЛИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Представлены основные соотношения метода конечных элементов в
инкрементальной постановке расчета физически нелинейной задачи
определения напряженно-деформированного состояния заготовки
коленчатого вала в процессе обкатки галтелей. <...> Остаточные напряжения в заготовке устанавливают с помощью упруго-пластической
модели материала. <...> Проведено сравнение результатов расчета напряженно-деформированного состояния с экспериментальными данными. <...> E-mail: v.suslikov@gmail.com
Ключевые слова: коленчатый вал, обкатка, метод конечных элементов, остаточные напряжения. <...> Коленчатый вал должен обладать высоким запасом циклической
прочности для безотказной работы в период всего срока службы двигателя. <...> Такими местами являются края отверстий для смазывания в шейках и галтели сопряжения щек с шейками (наиболее вероятное место). <...> В процессе изготовления коленчатого вала галтели для повышения
выносливости подвергают поверхностному пластическому деформированию (ППД). <...> Наиболее эффективной для обработки галтелей
коленчатых валов является обкатка роликом или шариком. <...> Эффект от обкатки проявляется в уменьшении шероховатости
поверхности заготовки (ликвидация поверхностных микронеровностей и формирование сглаженного микропрофиля), упрочнении в
зоне контактной деформации и создании поля благоприятных остаточных напряжений. <...> Остаточная напряженность поверхностнодеформированных деталей является главной причиной повышения
их усталостной прочности [1]. <...> Во время работы в обкатанных деталях возникающие напряжения
растяжения от внешней нагрузки суммируются с остаточными
напряжениями сжатия, при этом опасные растягивающие напряжения
уменьшаются. <...> В процессе обкатки поверхность заготовки коленчатого вала претерпевает пластическую деформацию, поэтому задача
определения напряженно-деформированного состояния <...>