Комплекс дидактических заданий и упражнений по формированию у младших школьников
навыков художественного общения. <...> В 1-ой части представлена программа спецкурса «Основы зрительской культуры» (содержание основных разделов, вопросы и задания к практическим занятиям, задания для самостоятельной работы,
литература), 2-я часть пособия – «Учимся смотреть и видеть» – содержит комплекс заданий и
упражнений, способствующий воспитанию у младших школьников базовых элементов зрительской культуры, методические рекомендации по формированию у детей навыков художественного общения. <...> Программа спецкурса «Основы зрительской культуры» интегрирует содержание предметных областей таких дисциплин, как культурология и методика преподав ания изобразительного искусства с практикумом, ориентируясь на подготовку студента к самостоятельному художественному общению с произведением искусства и формированию у
младших школьников аналогичных навыков на уроке изобразительного искусства. <...> Пособие
предназначено студентам педагогических вузов и колледжей – будущим учителям начальных
классов и изобразительного искусства, а также студентам педагогических вузов, обучающи хся
на факультетах гуманитарного профиля, может быть интересно школьным учителям, п едагогам дополнительного образования, воспитателям и специалистам дошкольных образовательных учреждений, родителям, занимающимся эстетическим воспитанием детей. <...> Художественное общение как форма человеческого общения
8
Вопросы к практическому занятию и задания для самостоятельной работы
Тема 2
Тема 3
15
16
Пластические искусства. <...> Вопросы к практическому занятию и задания для самостоятельной работы
Тема 4
Тема 5
Тема 6
23
24
Художественный образ – ключ к пониманию картины
Вопросы к практическому занятию и задания для самостоятельной работы 26
27
Перспектива как средство передачи пространства. <...> Ритм и смысл
Вопросы к практическому занятию и задания для самостоятельной <...>
ОСНОВЫ__ЗРИТЕЛЬСКОЙ_КУЛЬТУРЫ_.pdf
Печатается по решению редакционно-издательского совета ОГПУ
Рецензенты:
Рындак В.Г.
Харциенко
Н.Н.
– д.п.н., профессор, зав.кафедрой общей педагогики Оренбургского
государственного педагогического университета
– искусствовед, старший сотрудник Областного музея изобразительных
искусств г. Оренбурга
Т.Г. Русакова
Основы зрительской культуры. Программа спецкурса. Комплекс дидактических
заданий и упражнений по формированию у младших школьников
навыков художественного общения. Оренбург; Издательство ОГПУ, 2004 г.
100с.
В пособии отражены идеи восхождения к ценностям человечества через приобщение
к ценностям художественной культуры. Пособие состоит из 2-х частей. В 1-ой части представлена
программа спецкурса «Основы зрительской культуры» (содержание основных разделов,
вопросы и задания к практическим занятиям, задания для самостоятельной работы,
литература), 2-я часть пособия – «Учимся смотреть и видеть» – содержит комплекс заданий и
упражнений, способствующий воспитанию у младших школьников базовых элементов зрительской
культуры, методические рекомендации по формированию у детей навыков художественного
общения. Программа спецкурса «Основы зрительской культуры» интегрирует содержание
предметных областей таких дисциплин, как культурология и методика преподавания
изобразительного искусства с практикумом, ориентируясь на подготовку студента к самостоятельному
художественному общению с произведением искусства и формированию у
младших школьников аналогичных навыков на уроке изобразительного искусства. Пособие
предназначено студентам педагогических вузов и колледжей – будущим учителям начальных
классов и изобразительного искусства, а также студентам педагогических вузов, обучающихся
на факультетах гуманитарного профиля, может быть интересно школьным учителям, педагогам
дополнительного образования, воспитателям и специалистам дошкольных образовательных
учреждений, родителям, занимающимся эстетическим воспитанием детей.
2
Стр.2
Русакова Т.Г.
Издательство ОГПУ,2004
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо введения
Часть1. Программа спецкурса «ОСНОВЫ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ» (36ч.)
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план лекционных и практических занятий
3. План самостоятельной работы студентов
4. Содержание программы
Тема 1 Введение. Художественное общение как форма человеческого общения
Тема
3 Художественное произведение как объект художественного общения.
Границы пространства и времени.
Тема 4 Художественный образ – ключ к пониманию картины
5
7
7
8
8
Тема 2 Пластические искусства. Виды и жанры пластических искусств
Вопросы к практическому занятию и задания для самостоятельной работы 20
Вопросы к практическому занятию и задания для самостоятельной работы 15
16
20
Вопросы к практическому занятию и задания для самостоятельной работы 23
24
Тема 5 Перспектива как средство передачи пространства. Ритм и смысл
Вопросы к практическому занятию и задания для самостоятельной работы 32
Вопросы к практическому занятию и задания для самостоятельной работы 26
27
Тема 6 Светотень как средство художественной выразительности. Азбука
цвета и язык колорита
Тема 7 Композиция: ансамбль картины
Тема 8 Человек как главный объект изображения.
33
Вопросы к практическому занятию и задания для самостоятельной работы 35
36
Вопросы к практическому занятию и задания для самостоятельной работы 39
39
Тема 9 Художественный стиль и готовность к восприятию. Диалог с картиной.
5.
6.
Рекомендуемая
литература
Программа зачёта
Вопросы к практическому занятию и задания для самостоятельной работы 41
42
Вопросы к практическому занятию и задания для самостоятельной работы 46
48
51
4
Стр.4