Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Государственный экзамен по специальности 030301 - Психология (220,00 руб.)

0   0
Первый авторГайдар Карина Марленовна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц71
ID208879
АннотацияНастоящая программа разработана коллективом кафедры общей и социальной психологии с целью методического обеспечения учебной работы студента на заключительном этапе их обучения в университете
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 5-го курса очной и 4-го курса очно-заочной форм обучения факультета философии и психологии.
Гайдар, К. М. Государственный экзамен по специальности 030301 - Психология / К. М. Гайдар .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета .— 71 с. — 2011 .— URL: https://rucont.ru/efd/208879 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301 – ПСИХОЛОГИЯ Программа и методические рекомендации для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 24 февраля 2011 г., протокол № 1400-02 Авторы: Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, А. А. Гурина, И. В. Завгородняя, <...> «Отлично» Студентом самостоятельно выполняются все компоненты «Хорошо» «Удовлетворительно» Студентом Студентом самостоясамостоятель- тельно выполняются но выполняет- два компонента, треся два компо- тий компонент не нента, а один выполняется вообще выполняется только с уточ- Студентом самостояняющими во- тельно выполняется просами экза- один компонент и менаторов один или два компонента выполняются только с уточняющими вопросами экзаменаторов Студентом выполняются все компоненты, но только с уточняющими вопросами экзаменаторов «Неудовлетворительно» Студентом выполняется только два или один компонент, причем с уточняющими вопросами экзаменаторов Студентом выполняется самостоятельно только один компонент, при этом все остальные компоненты не выполняются вообще Студентом не выполняется ни один из компонентов Коллектив авторов надеется, что настоящая Программа поможет выпускникам-психологам факультета философии и психологии в период подготовки к государственному экзамену эффективно организовать самостоятельную учебную работу. <...> С пожеланиями успешной сдачи государственного экзамена научный редактор доцент К. М. Гайдар 6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБЩАЯ ЧАСТЬ Методологические основы и история психологии Методологические основы психологии. <...> Принцип детерминизма в психологической науке: история его разработки и современное состояние. <...> Принцип системности <...>
Государственный_экзамен_по_специальности_030301_-_Психология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301 – ПСИХОЛОГИЯ Программа и методические рекомендации для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
Содержание Пояснительная записка ....................................................................................... 4 Содержание программы ..................................................................................... 7 Общая часть ................................................................................................. 7 Специальная часть .................................................................................... 27 Вопросы для подготовки к государственному экзамену по психологии .... 54 Общая часть ............................................................................................... 54 Специальная часть .................................................................................... 58 Приложения ....................................................................................................... 66 Приложение А. Порядок проведения итогового Государственного экзамена ..................................................................... 66 Приложение Б. Образец оценочного листа ............................................ 68 3
Стр.3
– давать характеристику условий применения метода, процедуры; – демонстрировать знание алгоритма выполнения конкретных действий в различных направлениях профессиональной деятельности (экспертнодиагностической, коррекционно-консультативной, образовательно-просветительской, научно-исследовательской). Диагностическая шкала оценки ответа студента на государственном экзамене Оценка знаний выпускника по специальности «Психология» факультета философии и психологии проводится с помощью следующей четырехбалльной шкалы. «Отлично» Студентом самостоятельно выполняются все компоненты «Хорошо» «Удовлетворительно» Студентом самостоятельно выполняется два компонента, а один выполняется только с уточняющими вопросами экзаменаторов Студентом самостоятельно выполняются два компонента, третий компонент не выполняется вообще Студентом самостоятельно выполняется один компонент и один или два компонента выполняются только с уточняющими вопросами экзаменаторов Студентом выполняются все компоненты, но только с уточняющими вопросами экзаменаторов «Неудовлетворительно» Студентом выполняется только два или один компонент, причем с уточняющими вопросами экзаменаторов Студентом выполняется самостоятельно только один компонент, при этом все остальные компоненты не выполняются вообще Студентом не выполняется ни один из компонентов Коллектив авторов надеется, что настоящая Программа поможет выпускникам-психологам факультета философии и психологии в период подготовки к государственному экзамену эффективно организовать самостоятельную учебную работу. С пожеланиями успешной сдачи государственного экзамена научный редактор доцент К. М. Гайдар 6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБЩАЯ ЧАСТЬ Методологические основы и история психологии Методологические основы психологии. Психологическая наука как знание о психической реальности и как деятельность по производству этого знания. Специфика научной и житейской психологии. Понятия «методология», «методологический принцип», «метод» и «методика научного исследования». Методологический аппарат психологического исследования (объект, предмет, гипотеза, задачи). Принцип детерминизма в психологической науке: история его разработки и современное состояние. Предмеханический и механический детерминизм; биологический и психический детерминизм; макросоциальный и микросоциальный детерминизм. Принцип системности в психологической науке: история его разработки и современное состояние. Системность в психоанализе, бихевиоризме, гештальтпсихологии. Знаковые системы в учении Л. С. Выготского. Системность в исследованиях Ж. Пиаже. Системный подход к исследованию деятельности. Системный подход в работах Б. Ф. Ломова. Принцип развития в психологической науке: история его разработки и современное состояние. Вопрос о соотношении развития психики и развития личности, варианты его решения в современной психологии. Принцип единства сознания и деятельности в психологической науке: история его разработки и современное состояние. Деятельность и сознание: их взаимосвязь и единство. Сознание-образ и сознание-деятельность. Принципы надежности и валидности в психологическом исследовании. Соотношение понятий «надежность» и «валидность». Научно-исследовательская и научно-практическая психодиагностика: соотношение понятий. Надежность результатов психологического исследования: ее виды, процедуры определения, преимущества и недостатки каждой из них. Валидность результатов психологического исследования: типы и виды, процедуры их определения, критерии валидизации. Проблема метода в психологии. Классификации исследовательских методов в психологии. Сравнительная характеристика методов наблюдения, эксперимента, опроса, тестирования: отличительные особенности, преимущества и ограничения. История психологии. Античный этап развития психологии. Учение о душе как первая форма развития психологических знаний. Атомистический материализм; представления о душе; учение о познании; проблема воли и характера в учениях досократовского периода (Анаксагор, Гераклит, Демокрит и др.). Психологические идеи в античной философии классического 7
Стр.7
периода (Аристотель, Платон, Сократ, софисты). Развитие психологических представлений в эллинистический и римский периоды (эпикурейцы, стоики, скептики). Значение античной философии для развития научной психологии. Развитие ассоциативной философии и ее влияние на дальнейшее развитие психологических знаний. Ассоцианизм как психологическая парадигма. Динамика развития ассоцианизма. Ассоциация как универсальный закон психики. Возникновение ассоциативной психологии в XVII в. Ассоцианизм Т. Гоббса. Эмпиризм Д. Локка. Развитие ассоцианизма в XVIII в. Ассоцианизм Д. Беркли, Д. Юма. Вершина классического ассоцианизма в философии Д. Милля («Ментальная механика»). Ассоциативная психология XIX в. Ассоцианизм Д. С. Милля («Ментальная химия»). Философия А. Бена, Г. Спенсера. Вклад ассоцианизма в развитие психологии. Основные достижения физиологии XIX в. и их значение для выделения психологии в самостоятельную науку. Изменение взгляда на человека в XIX в. под влиянием достижений физиологии. Начало использования эксперимента в физиологии. Создание экспериментальной физиологии мозга. Методы исследования мозга в физиологии XIX в. Открытие специфических отделов мозга. Исследования локализации психических функций в головном мозге. Исследования нервной системы в XVIII–XIX вв.: электрической природы нервных импульсов, анатомической структуры нервной системы, рефлекторной дуги. Формирование научного подхода к психологическому исследованию мышления. Создание основы для возникновения экспериментальной психологии. Психология второй половины XIX в.: этап превращения в самостоятельную область научного знания. Предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку. Истоки экспериментальной психологии. Психофизиология Г. Гельмгольца. Исследования Э. Вебера. Психофизика Г. Фехнера. Создание В. Вундтом в Лейпцигском университете лаборатории экспериментальной психологии как центра научных исследований и международного центра по подготовке психологов. Психология элементов сознания В. Вундта. Предмет, задачи и методы психологии, по В. Вундту. Значение деятельности В. Вундта для развития психологии. Появление альтернативных психологии В. Вундта теорий, их значение для развития психологии. Экспериментальные исследования памяти Г. Эббингаузом. Исследования памяти Г. Мюллером. Психология актов сознания Ф. Брентано. Психология К. Штумпфа. Вюрцбургская школа психологии и научная деятельность О. Кюльпе. Общая характеристика, этапы становления и современные тенденции развития бихевиоризма. Предпосылки возникновения бихевиоризма. Философия позитивизма. Развитие зоопсихологии. Вклад Э. Торндайка в развитие бихевиоризма. Значение работ В. М. Бехтерева, И. П. Павлова для развития бихевиоризма. Влияние функциональной психологии на бихевио8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.