ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТРЕНЕРА И
СПОРТСМЕНА В ПРАКТИКЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Институт физической культуры и спорта ФГОБУ ВПО «Оренбургский
государственный педагогический университет», Оренбург
Главную
роль
в
обеспечении
психологического
поведения
и
деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его
тренер. <...> Задача тренера - это не только спортивные достижения спортсмена,
но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного
к использованию культурного достояния общества и саморазвитию. <...> Реализация этой задачи требует разрешения главного противоречия,
лежащего в основе духовного развития человечества, противоречия между
необходимостью усвоить спортивный опыт и знания предшествующих
поколений, созданную ими культуру, научиться строить на их основе свою
профессиональную деятельность и поведение,
с
одной стороны,
и
необходимостью их постоянно совершенствовать и, следовательно, не
разрушать и отбрасывать, а обогащать и развивать - с другой. <...> Иначе говоря, добиться правильного
поведения спортсмена и совершенствования его спортивных результатов. <...> б) он не должен при этом лишить спортсмена его собственного
индивидуального своеобразия. <...> Это
означает,
что
тренер
не
может
быть
диктатором,
навязывающим спортсмену имеющиеся нормы, не должен выступать
инструментом
подавляющей
личности [1;4;6;13].
системы
воздействия
на
формирование
В основе современного обучения и воспитания лежит гуманистическая
педагогика. <...> При таком подходе личность рассматривают как уникальную
целостную систему, способную к общению с другими личностями. <...> Одними из задач социальной психологии являются разработка средств
корректировки и оптимизации общения в области физической культуры и
спорта, развитие способностей и навыков к нему. <...> Вот здесь стоит уточнить методы, формирующие педагогическое
общение, языках и дистанциях психологического общения. <...> В
общении
изменение
дистанции <...>
Особенности_взаимоотношений_тренера_и_спортсмена_в_практике_спортивной_подготовки.pdf
Мисюк И. С., Зиамбетов В. Ю.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТРЕНЕРА И
СПОРТСМЕНА В ПРАКТИКЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Институт физической культуры и спорта ФГОБУ ВПО «Оренбургский
государственный педагогический университет», Оренбург
Главную роль в обеспечении психологического поведения и
деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его
тренер. Задача тренера - это не только спортивные достижения спортсмена,
но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного
к использованию культурного достояния общества и саморазвитию.
Реализация этой задачи требует разрешения главного противоречия,
лежащего в основе духовного развития человечества, противоречия между
необходимостью усвоить спортивный опыт и знания предшествующих
поколений, созданную ими культуру, научиться строить на их основе свою
профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и
необходимостью их постоянно совершенствовать и, следовательно, не
разрушать и отбрасывать, а обогащать и развивать - с другой.
В деятельности тренера это противоречие реализуется в двух его
функциях:
а) он должен передать своему ученику накопленную человечеством
культуру в виде определенных знаний, навыков, привычек, умений в области
физической культуры и спорта. Иначе говоря, добиться правильного
поведения спортсмена и совершенствования его спортивных результатов.
б) он не должен при этом лишить спортсмена его собственного
индивидуального своеобразия. Более того, он постоянно на него опирается и
развивает. Это означает, что тренер не может быть диктатором,
навязывающим спортсмену имеющиеся нормы, не должен выступать
инструментом подавляющей системы воздействия на формирование
личности [1;4;6;13].
Стр.1