Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКарпов А. В.
АвторыПетровская А. С., Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц349
ID207096
АннотацияВ работе представлены результаты теоретических и эмпирических исследований эмоционального интеллекта как фактора процессуальных характеристик и результативных параметров управленческой деятельности. Дан анализ истории и современного состояния проблемы эмоционального интеллекта в контексте обшепсихологической проблемы взаимосвязи интеллекта и аффекта. Предпринята попытка разработки нового - процессуально-операционного - подхода к раскрытию психологической природы эмоционального интеллекта на основе концепции метапроцессуальной регуляции профессиональной деятельности. Всесторонне охарактеризованы основные психодиагностические методики изучения эмоционального интеллекта MSCEIT и Bar-On, а также разработаны их русскоязычные версии, впервые адаптирующие их к условиям российских реалий. Установлено и эмпирически доказано значимое влияние эмоционального интеллекта на стиль и эффективность управленческой деятельности, а также раскрыты конкретные закономерности этого влияния, имеющего в целом позитивный характер. Раскрыта определяющая роль эмоционального интеллекта в выборе эффективных «стратегий совладания» в управленческой деятельности. Предложена новая оригинальная методика диагностики обшеуправленческих стилей деятельности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Гуманитарного научного фонда, № проекта 06-06-00103а.
Кому рекомендованоКнига предназначена для студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей психологии, специалистов в сфере научной организации труда и управления.
ISBN978-5-8397-0638-5
УДК159.9
ББКЮ935
Карпов, А. В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика : [монография] / А. С. Петровская; Яросл. гос. ун-т; А. В. Карпов .— Ярославль : ЯрГУ, 2008 .— 349 с. : ил. — Библиогр.: с. 325-342 (244 назв.) .— ISBN 978-5-8397-0638-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/207096 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-8397-0638-5 В работе представлены результаты теоретических и эмпирических исследований эмоционального интеллекта как фактора процессуальных характеристик и результативных параметров управленческой деятельности. <...> Предпринята попытка разработки нового – процессуально-операционного – подхода к раскрытию психологической природы эмоционального интеллекта на основе концепции метапроцессуальной регуляции профессиональной деятельности. <...> Всесторонне охарактеризованы основные психодиагностические методики изучения эмоционального интеллекта – MSCEIT и Bar-On, а также разработаны их русскоязычные версии, впервые адаптирующие их к условиям российских реалий. <...> П.Г. Демидова, 2008 ISBN 978-5-8397-0638-5 2 Введение Введение Введение Введение Последнее десятилетие ознаменовано динамичным развитием конструкта «эмоциональный интеллект». <...> Концепция эмоционального интеллекта (далее мы будем использовать аббревиатуру ЭИ), возникшая в начале 1990-х гг., отражает идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. <...> Формирование данной концепции, представляющей ЭИ как интегральное психическое образование, является, в сущности, логическим этапом гносеологической эволюции психологической науки. <...> В широком смысле к ЭИ относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; причем имеются в виду, как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей [209]. <...> Вместе с тем понятие «ЭИ», равно как и концептуальные взгляды относительно него, нередко подвергаются критике со стороны многих ученых. <...> Многие сторонники данной концепции полагают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности управленческой деятельности. <...> Вместе с тем теоретические предположения в подавляющем большинстве случаев не сопровождаются эмпирическими и тем более экспериментальными исследованиями ЭИ как детерминанты профессиональной деятельности. <...> В настоящее время в нашей стране почти не проводятся экспериментальные <...>
Психология_эмоционального_интеллекта_теория,_диагностика,_практика_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова А.В. Карпов, А.С. Петровская Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика Ярославль 2008
Стр.1
Введение УДК 159.9 ББК Ю 935 К 25 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2008 года Рецензенты: лаборатория системных исследований психики Института психологии РАН; доктор психологических наук, профессор Е.А. Сергиенко К 26 Карпов, А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А.В. Карпов, А.С. Петровская; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2008. – 344 с. ISBN 978-5-8397-0638-5 В работе представлены результаты теоретических и эмпирических исследований эмоционального интеллекта как фактора процессуальных характеристик и результативных параметров управленческой деятельности. Дан анализ истории и современного состояния проблемы эмоционального интеллекта в контексте общепсихологической проблемы взаимосвязи интеллекта и аффекта. Предпринята попытка разработки нового – процессуально-операционного – подхода к раскрытию психологической природы эмоционального интеллекта на основе концепции метапроцессуальной регуляции профессиональной деятельности. Всесторонне охарактеризованы основные психодиагностические методики изучения эмоционального интеллекта – MSCEIT и Bar-On, а также разработаны их русскоязычные версии, впервые адаптирующие их к условиям российских реалий. Установлено и эмпирически доказано значимое влияние эмоционального интеллекта на стиль и эффективность управленческой деятельности, а также раскрыты конкретные закономерности этого влияния, имеющего в целом позитивный характер. Раскрыта определяющая роль эмоционального интеллекта в выборе эффективных «стратегий совладания» в управленческой деятельности. Предложена новая оригинальная методика диагностики общеуправленческих стилей деятельности. Книга предназначена для студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей психологии, специалистов в сфере научной организации труда и управления. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-00103а. УДК 159.9 ББК Ю 935 ISBN 978-5-8397-0638-5 2 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2008
Стр.2
Введение Введение Введение Введение Последнее десятилетие ознаменовано динамичным развитием конструкта «эмоциональный интеллект». Дифференциация данного феномена в общем понятийном аппарате психологии объективно обусловлена в основном необходимостью исследования эмоционально-аффективных составляющих в структуре психики во взаимосвязи с когнитивными процессами и свойствами, механизмов их функционирования, а также их роли в регуляции профессиональной деятельности. Концепция эмоционального интеллекта (далее мы будем использовать аббревиатуру ЭИ), возникшая в начале 1990-х гг., отражает идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. Формирование данной концепции, представляющей ЭИ как интегральное психическое образование, является, в сущности, логическим этапом гносеологической эволюции психологической науки. В широком смысле к ЭИ относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; причем имеются в виду, как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей [209]. Вместе с тем понятие «ЭИ», равно как и концептуальные взгляды относительно него, нередко подвергаются критике со стороны многих ученых. Одна из причин этого – отсутствие единого, общепризнанного понимания данного конструкта. Каждый исследователь, тренер, консультант транслирует свое собственное его понимание на природу ЭИ, которое часто может не вполне соответствовать другим позициям. Профессиональное психологическое сообщество до сих пор не может прийти к общему мнению относительно содержания ЭИ. Согласно некоторым наиболее радикальным позициям, выделение данного конструкта является искусственным, надуманным. Например, ряд ученых считает, что понятие «социальный интеллект» практически идентично по содержанию эмоциональному интеллекту или же входит в него как «парциальный» компонент. 3
Стр.3
Введение Перед конкретным исследованием ЭИ, таким образом, стоит крайне сложная задача: среди всего многообразия его концепций выбрать именно ту, которая в наибольшей степени отражает существование реальности, находящейся на стыке аффективного и интеллектуального. Исследование, описанное в данной книге, посвящено раскрытию закономерностей влияния эмоционального интеллекта на управленческую деятельность. В настоящее время в психологии труда все бóльшая роль отводится изучению субъект-субъектных видов деятельности. В отличие от субъект-объектного типа деятельности, где предметом выступает «неодушевленный» объект, в субъект-субъектном типе им является личность, точнее, несколько личностей, ряд субъектов, причем, как правило, закономерно организованных. Однако приходится считаться с тем, что теория деятельности разработана в основном на материале субъект-объектных видов деятельности. Необходимость ее обогащения посредством включения в нее более сложных, субъект-субъектных видов деятельности обусловлена закономерным и все более явным их распространением; развитием теории от более простых форм к более сложным. Разработка психологической теории деятельности на базе субъектсубъектных видов деятельности в значительно большей степени отвечает реальной сложности мира человеческой деятельности. Управленческая деятельность, представляет собой один из наиболее сложных и психологически репрезентативных видов деятельности субъект-субъектного типа. Характерные для менее сложных видов деятельности закономерности и процессы представлены в ней с наибольшей полнотой, развернутостью. Включение в сферу психологического анализа управленческой деятельности создает адекватные предпосылки для перехода от частной к общей психологической теории деятельности [69]. Управление в широком смысле, как известно, представляет собой систему мер, направленных на определение целей, стоящих перед данным производственным звеном, разработку и осуществление действий, на организацию коллектива для достижения этих целей и, что очень важно, его мотивирование, на планомерное сочетание труда индивидов, на повышение профессионально4
Стр.4
Введение го уровня кадров и их социально-культурного уровня. Многомерность и многоплановость управленческой деятельности требует, естественно, сложнейшей ее регуляции, включения целого комплекса процессов и свойств. Одним из ключевых аспектов исследования субъектсубъектных видов деятельности является изучение рефлексивных механизмов, а также ЭИ. В последнее десятилетие концепция ЭИ как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке [92, 175, 185]. Многие сторонники данной концепции полагают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности управленческой деятельности. Например, некоторые исследователи считают, что коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) имеет бóльшую прогностическую ценность, чем IQ [186, 187, 241]. В последние годы наметился определенный прогресс в формировании теоретических основ ЭИ, но по-прежнему остается достаточно много серьезных трудностей. Прежде всего, это касается определения самого понятия ЭИ. Точки зрения разных авторов по данному вопросу пересекаются лишь частично; многие аспекты четко не сформулированы; иногда понятие ЭИ трактуется чрезмерно широко. Существование двух типов моделей ЭИ (смешанных и моделей способностей) приводит к разным подходам к его измерению, причем эти подходы дают результаты, не согласующиеся друг с другом [92, 102, 211]. Остается неясным, на каких когнитивных процессах основывается ЭИ и какую роль он играет в адаптации человека к окружающему миру. В классической психологии менеджмента подчеркивается важность эмоционально-волевой регуляции управленческой деятельности. В литературе постоянно акцентируется внимание на эмоциогенном характере этого вида деятельности, вызванном стрессогенностью, высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями, что в своей совокупности требует эффективной эмоционально-волевой регуляции [59, 60]. В силу этого при дифференциации профессионально-важных качеств руководителя (ПВК) большинство авторов обязательно выявляют свойства, в той или иной степени соотносящиеся с эмоциональными компонентами. К ним относятся, в частности, сле5
Стр.5
Введение дующие свойства: эмоциональная сдержанность, эмоциональная уравновешенность, эмпатия, экспрессивная сензитивность, «действенность» (понимаемая как способность «увлечь за собой людей» и активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения), коммуникативные управленческие способности, включающие способности управлять собственными эмоциями в общении и т.п. [13, 37, 43, 85, 87, 95, 99, 109, 115, 143]. При анализе литературы прослеживается достаточно характерная особенность – основные компоненты ЭИ в разрозненном виде присутствуют в различных классификациях ПВК руководителя. Вместе с тем теоретические предположения в подавляющем большинстве случаев не сопровождаются эмпирическими и тем более экспериментальными исследованиями ЭИ как детерминанты профессиональной деятельности. Кроме того, как известно, в организационной психологии долгое время превалировала когнитивная ориентация, для которой характерен явно недостаточный уровень изучения влияния эмоций на деятельность и их рассмотрение как негативно влияющих на рациональность процесса принятия решений. Актуальность основной проблемы данной книги в существенной степени обусловлена и практически полной неразработанностью концепции ЭИ в отечественной психологии. В настоящее время в нашей стране почти не проводятся экспериментальные исследования ЭИ. Несмотря на имеющиеся за рубежом разнообразные профессиографические методики, направленные на диагностику ЭИ, отсутствует их перевод на русский язык и главное – адаптация к российским реалиям. Модели ЭИ, их практическое применение и психодиагностические методики нуждаются в силу этого в верификации с учетом специфики отечественного менеджмента. Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного познания, так и существующими потребностями социальной практики. Изучение ЭИ – это важная теоретическая и практическая задача, требующая специального и интенсивного исследования. 6
Стр.6
Введение В силу всего вышеизложенного основная цель исследования, представленного в данной работе, заключается в раскрытии закономерностей влияния ЭИ на результативные параметры и процессуальные характеристики управленческой деятельности. Она конкретизировалась в следующих, более частных, задачах: – в теоретическом анализе проблемы ЭИ в общей психологии и в психологии управления; – в психометрической верификации и апробации наиболее важных методик на измерение уровня выраженности ЭИ (тест MSCEIT и опросник Bar-On EQ-i); – в разработке авторской методики опросного типа, позволяющей определить основные общеуправленческие стили деятельности; – в проведении эмпирического профессиографического исследования взаимосвязи ЭИ с результативными параметрами управленческой деятельности; – в проведении эмпирического деятельностно-аналитического исследования взаимосвязи ЭИ с процессуальными характеристиками управленческой деятельности; – в проведении эмпирического исследования взаимосвязи ЭИ с моделями и стратегиями совладания в управленческой деятельности. В заключение считаем своим приятным долгом сказать и еще об одном. В ходе работы над книгой мы контактировали с рядом ученых, общение с которыми было очень ценным, за что мы им искренне благодарны. Это, прежде всего, Л.И. Анцыферова, В.А. Барабанщиков, В.А. Бодров, А.Л. Журавлев, Д.Н. Завалишина, В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко, Н.Н. Мехтиханова, В.И. Моросанова, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков. Благодарим также своих аспирантов и сотрудников за помощь в сборе и обработке эмпирического материала. Особая благодарность Т.А. Корнеевой за ту большую работу, которую она выполнила при подготовке рукописи монографии к изданию. 7
Стр.7
Литература ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .............................................................................................................. 3 Глава 1. Эмоциональный интеллект как предмет психологического исследования ............................................................ 8 1.1. Развитие проблемы взаимосвязи интеллекта и эмоций ................. 9 1.2. История и современное состояние проблемы взаимосвязи интеллекта и эмоций ........................................................................ 19 1.3. Понятие эмоционального интеллекта как теоретический конструкт общей и когнитивной психологии ................................ 43 1.3.1. Теоретические аспекты понятия «эмоциональный интеллект» ................................................................... 45 1.3.2. Прикладное значение эмоционального интеллекта ............................. 56 Глава 2. Эмоциональный интеллект и структура метапроцессуальной регуляции деятельности ................................ 72 2.1. Эмоциональный интеллект в контексте современных исследований системы психических процессов ............................. 72 2.1.1. Базовая парадигма исследования эмоционального интеллекта .................................................................................................. 75 2.1.2. Структурно-уровневая организация системы психических процессов ............................................................................. 84 2.1.3. Субсистемный уровень организации психических процессов .................................................................................................. 101 2.1.4. Метакогнитивные процессы как предмет психологического исследования ............................................................................................ 108 2.1.5. Метарегулятивные и интегральные процессы в психической регуляции деятельности и поведения ......................... 120 2.1.6. Метамотивационные процессы: постановка проблемы изучения ... 139 2.1.7. Характеристика метаэмоциональных процессов ............................... 148 2.1.8. Состав и структура «вторичных» психических процессов (метапроцессов) ....................................................................................... 160 2.2. Проблема эмоционального интеллекта в контексте психологической теории деятельности ....................................... 187 2.2.1. Теоретические основы исследования проблемы эмоционального интеллекта в структуре деятельности ................................................... 188 2.2.2. Функциональная роль эмоционального интеллекта в организации профессиональной деятельности ........................................................... 197 Глава 3. Основные психодиагностические методики исследования ЭИ и процедура их адаптации ................................. 224 3.1. Процедура адаптации и психометрической проверки теста MSCEIT ................................................................................ 227 343
Стр.343
Литература 3.2. Процедура адаптации и психометрической проверки опросника Bar-On EQ-i ................................................................... 239 Глава 4. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности ............................................................ 251 4.1. Постановка проблемы исследования ............................................. 251 4.2. Процедура организации исследования и его методическое обеспечение ...................................................................................... 255 4.3. Результаты исследования и их интерпретация ......................... 271 4.3.1. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров управленческой деятельности ............... 271 4.3.2. Эмоциональный интеллект как детерминанта процессуальных характеристик управленческой деятельности ...................................... 288 4.3.3. Эмоциональный интеллект как детерминанта предпочитаемых стратегий преодоления в управленческой деятельности .................... 296 Заключение ..................................................................................................... 316 Литература ...................................................................................................... 325 Научное издание Карпов Анатолий Викторович Петровская Анастасия Сергевна Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика Редактор, корректор М.В. Никулина Компьютерная верстка И.Н. Ивановой Подписано в печать 09.10.2008. Формат 60х84/16. Бумага тип. Усл. печ. л. 19,99. Уч.-изд. л. 17,06. Тираж 100 экз. Заказ . Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ЯрГУ Ярославский государственный университет. 150000 Ярославль, ул. Советская, 14. Отпечатано ООО «Ремдер» ЛР ИД № 06151 от 26.10.2001. г. Ярославль, пр. Октября, 94, оф. 37 тел. (4852) 73-35-03, 58-03-48, факс 58-03-49. 344
Стр.344