Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психология семейных отношений (190,00 руб.)

0   0
АвторыЕрина С. И., Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц84
ID206953
АннотацияДанная работа содержит программу, литературу и схемы-иллюстрации к основным разделам курса «Психология семейных отношений», а также ряд рекомендаций по усвоению учебного материала. Изложены отдельные опросники для самодиагностики студентов, представляющие интерес для психологов-практиков, работающих по проблемам семейного консультирования.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология
Кому рекомендованоМетодические указания по дисциплине «Психология семейных отношений» (блок ОПД) предназначены для студентов специальности 030301 Психология, очной и заочной форм обучения.
УДК159.9:316.356.2(078)
ББКЮ956я73
Психология семейных отношений : метод. указания / С. И. Ерина; Яросл. гос. ун-т .— Ярославль : ЯрГУ, 2007 .— 84 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/206953 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра социальной и политической психологии Психология семейных отношений Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2007 УДК 159.9:316.3562(078) ББК Ю 956я73 П 86 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Изложены отдельные опросники для самодиагностики студентов, представляющие интерес для психологов-практиков, работающих по проблемам семейного консультирования. <...> П.Г. Демидова, 2007 © С.И. Ерина, 2007 2 Рабочая программа по дисциплине «Психология семейных отношений» Отечественная психология относительно недавно освоила новую для неё реальность – брачно-семейные отношения. <...> 4) обоснование своей позиции и своего отношения к указанной проблеме; <...> Участники круглого стола «Психология семьи в России» зафиксировали парадоксальный факт: бурный рост интереса к психологии семьи и фактическое отсутствие «психологии семьи» во многих организационных структурах и инфраструктуре психологии. <...> Например, предмета «Психология семьи» нет в госстандартах подготовки психологов, педагогов-психологов и даже социальных работников. <...> Требования к уровню освоения содержания курса Студент должен иметь представление: – о предмете и задачах психологии семейных отношений на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практического использования; – об основных методах психологической диагностики семьи. <...> Основные понятия и положения метода семейной расстановки. <...> Типы семей в европейской культуре: языческая семья, общехристианская модель семьи. <...> Психологические особенности семьи и ее членов и проблема лидерства. <...> Основные причины идеализации партнёра и ошибок межличностной перцепции. <...> Психодиагностические методы: семейное интервью, обследование ребенка, диагностика причин семейных дисгармоний проективными и опросными техниками, наблюдение в процессе <...>
Психология_семейных_отношений__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра социальной и политической психологии Психология семейных отношений Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2007
Стр.1
УДК 159.9:316.3562(078) ББК Ю 956я73 П 86 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2007 года Рецензент кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Составитель С.И. Ерина Психология семейных отношений: метод. указания П 86 / сост. С.И. Ерина; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – 80 с. Данная работа содержит программу, литературу и схемыиллюстрации к основным разделам курса «Психология семейных отношений», а также ряд рекомендаций по усвоению учебного материала. Изложены отдельные опросники для самодиагностики студентов, представляющие интерес для психологов-практиков, работающих по проблемам семейного консультирования. Методические указания по дисциплине «Психология семейных отношений» (блок ОПД) предназначены для студентов специальности 030301 Психология, очной и заочной форм обучения. УДК 159.9:316.3562(078) ББК Ю 956я73 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2007 © С.И. Ерина, 2007 2
Стр.2
Рабочая программа по дисциплине «Психология семейных отношений» Отечественная психология относительно недавно освоила новую для неё реальность – брачно-семейные отношения. Проблематика семейно-брачных отношений разрабатывалась во многих науках. Знания накапливались в социологии, демографии, этнографии, семейном праве, истории и т.д. Однако в этих науках проблемы психологии семейных отношений не были центральными. В нашей стране проблемы семьи в последнее время привлекают всё большее внимание. Очень отрадно, что наши политические деятели начинают осознавать: крепкая, стабильная семья – это не только индивидуальная ценность для человека, но и решение проблем, связанных с национальной безопасностью и перспективами развития России как самостоятельного независимого государства. В настоящее время целостное, систематическое изложение психологии семейных отношений представлено в литературе недостаточно, до сих пор не ясен статус этой науки, нет однозначного определения предмета. Дискутируется и содержание понятий «семья», «семейные отношения» (Просекова В.М., 2002; Демакова В.М., 2001; Лидерс А.Г., Минаева О.А., 2003, и др.). В психологических словарях определение психологии семьи и брака как самостоятельной научной дисциплины появилось лишь с 90-х годов прошлого века. Семнадцать лет – это очень небольшой возраст для развития и становления науки, однако предыстория гораздо значительнее. Объективно существует ряд трудностей как для изучения, так и для восприятия студентами психологии семейных отношений как науки и учебной дисциплины. Основной особенностью курса является эффект «известности», «знакомости», в результате чего возникает барьер между новым научным знанием и обыденным знанием о семье. Эффект «знакомости» тормозит усвоение научных понятий, терминов. Часто студенты искажают понимание того или иного явления, трактуя его на уровне бытового, повседневного знания. Отсюда расплывчатость понятий, подмена их другими и т.д. Эти же эффекты приводят к снижению мотивации познания, часто слышишь рассуждения: «это я и так знаю, все известно, сдам и без подготовки зачет». Следующей особенностью является относительно «ранняя» подача курса в профессиональном плане. Имеется в виду, что ещё какие-то вопросы требуют «упрощения», поскольку на втором курсе ещё не 3
Стр.3
Оглавление Рабочая программа по дисциплине «Психология семейных отношений» ..... 3 Требования к написанию реферата ........................................................................ 4 1. Цели и задачи курса .................................................................................................. 7 2. Место дисциплины в системе образования ........................................................... 8 3. Требования к уровню освоения содержания курса ............................................... 8 4. Минимум содержания дисциплины ......................................................................... 8 Литература ................................................................................................................ 11 Вопросы к экзамену/зачёту по курсу «Психология семейных отношений» ........ 15 Методический инструментарий ............................................................................. 17 Тест «Пять брачных факторов».............................................................................. 17 Методика диагностики затруднений в межполовых взаимоотношениях и взаимодействиях партнёров (для самодиагностики в интимной сфере) ............................................................................................................................ 29 Мужской вариант ...................................................................................................... 51 Конструктивная ссора .............................................................................................. 70 Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми ....... 73 Деловая игра «Супружеский конфликт».................................................................. 75 Классификация семейных конфликтов .................................................................... 76 Добрачные факторы, влияющие на стабильность брака .................................... 77 Факторы, влияющие на стабильность брака ......................................................... 78 Мотивы вступления в брак (по данным С.И. Голода) ........................................... 79 Степень супружеской удовлетворенности в соотношении с мотивами брака через 2 года после начала совместной жизни .............................................. 79 Учебное издание Психология семейных отношений Методические указания Составитель Ерина Светлана Ивановна Редактор, корректор И.В. Бунакова Компьютерная верстка Е.Л. Шелеховой Подписано в печать 27.12.2007 г. Формат 60×84/16. Бумага тип. Усл. печ. л. 4,65. Уч.-изд. л. 3,99. Тираж 100 экз. Заказ Ярославский государственный университет. 150000 Ярославль, ул. Советская, 14. 80 . Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ЯрГУ. Отпечатано на ризографе.
Стр.80
Психология семейных отношений 82
Стр.82