П.Г. Демидова
Кафедра социальной и политической психологии
Психология
семейных отношений
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2007
УДК 159.9:316.3562(078)
ББК Ю 956я73
П 86
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> Изложены отдельные опросники
для самодиагностики студентов, представляющие интерес
для психологов-практиков, работающих по проблемам семейного консультирования. <...> П.Г. Демидова, 2007
© С.И. Ерина, 2007
2
Рабочая программа по дисциплине
«Психология семейных отношений»
Отечественная психология относительно недавно освоила новую
для неё реальность – брачно-семейные отношения. <...> 4) обоснование своей позиции и своего отношения к указанной
проблеме; <...> Участники круглого стола «Психология семьи в России» зафиксировали парадоксальный факт: бурный рост интереса к психологии семьи и
фактическое отсутствие «психологии семьи» во многих организационных структурах и инфраструктуре психологии. <...> Например, предмета
«Психология семьи» нет в госстандартах подготовки психологов, педагогов-психологов и даже социальных работников. <...> Требования к уровню освоения
содержания курса
Студент должен иметь представление:
– о предмете и задачах психологии семейных отношений на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практического использования;
– об основных методах психологической диагностики семьи. <...> Основные понятия и
положения метода семейной расстановки. <...> Типы семей в европейской культуре: языческая семья, общехристианская модель семьи. <...> Психологические особенности семьи и ее членов
и проблема лидерства. <...> Основные причины
идеализации партнёра и ошибок межличностной перцепции. <...> Психодиагностические методы: семейное интервью, обследование ребенка, диагностика
причин семейных дисгармоний проективными и опросными техниками, наблюдение в процессе <...> 
								
							
							
								
								
									
										Психология_семейных_отношений__Методические_указания.pdf
										
                                            
                                            		
								                        
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра социальной и политической психологии
Психология
семейных отношений
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2007
								                        
									                        Стр.1
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
УДК 159.9:316.3562(078)
ББК Ю 956я73
П 86
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2007 года
Рецензент
кафедра социальной и политической психологии
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Составитель С.И. Ерина
Психология семейных отношений: метод. указания
П 86
/ сост. С.И. Ерина; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ,
2007. – 80 с.
Данная работа содержит программу, литературу и схемыиллюстрации
к основным разделам курса «Психология семейных
отношений», а также ряд рекомендаций по усвоению
учебного материала. Изложены отдельные опросники
для самодиагностики студентов, представляющие интерес
для психологов-практиков, работающих по проблемам семейного
консультирования.
Методические указания по дисциплине «Психология семейных
отношений» (блок ОПД) предназначены для студентов
специальности 030301 Психология, очной и заочной
форм обучения.
УДК 159.9:316.3562(078)
ББК Ю 956я73
© Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова, 2007
© С.И. Ерина, 2007
2
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Рабочая программа по дисциплине
«Психология семейных отношений»
Отечественная психология относительно недавно освоила новую
для неё реальность – брачно-семейные отношения. Проблематика семейно-брачных
отношений разрабатывалась во многих науках. Знания
накапливались в социологии, демографии, этнографии, семейном праве,
истории и т.д. Однако в этих науках проблемы психологии семейных
отношений не были центральными.
В нашей стране проблемы семьи в последнее время привлекают
всё большее внимание. Очень отрадно, что наши политические деятели
начинают осознавать: крепкая, стабильная семья – это не только
индивидуальная ценность для человека, но и решение проблем, связанных
с национальной безопасностью и перспективами развития России
как самостоятельного независимого государства. В настоящее
время целостное, систематическое изложение психологии семейных
отношений представлено в литературе недостаточно, до сих пор не
ясен статус этой науки, нет однозначного определения предмета. Дискутируется
и содержание понятий «семья», «семейные отношения»
(Просекова В.М., 2002; Демакова В.М., 2001; Лидерс А.Г., Минаева
О.А., 2003, и др.). В психологических словарях определение психологии
семьи и брака как самостоятельной научной дисциплины появилось
лишь с 90-х годов прошлого века. Семнадцать лет – это очень небольшой
возраст для развития и становления науки, однако предыстория
гораздо значительнее.
Объективно существует ряд трудностей как для изучения, так и
для восприятия студентами психологии семейных отношений как науки
и учебной дисциплины. Основной особенностью курса является
эффект «известности», «знакомости», в результате чего возникает
барьер между новым научным знанием и обыденным знанием о семье.
Эффект «знакомости» тормозит усвоение научных понятий, терминов.
Часто студенты искажают понимание того или иного явления, трактуя
его на уровне бытового, повседневного знания. Отсюда расплывчатость
понятий, подмена их другими и т.д. Эти же эффекты приводят к
снижению мотивации познания, часто слышишь рассуждения: «это я и
так знаю, все известно, сдам и без подготовки зачет».
Следующей особенностью является относительно «ранняя» подача
курса в профессиональном плане. Имеется в виду, что ещё какие-то
вопросы требуют «упрощения», поскольку на втором курсе ещё не
3
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Оглавление 
Рабочая программа по дисциплине «Психология семейных отношений» ..... 3 
Требования к написанию реферата ........................................................................ 4 
1. Цели и задачи курса .................................................................................................. 7 
2. Место дисциплины в системе образования ........................................................... 8 
3. Требования к уровню освоения содержания курса ............................................... 8 
4. Минимум содержания дисциплины ......................................................................... 8 
Литература ................................................................................................................ 11 
Вопросы к экзамену/зачёту по курсу «Психология семейных отношений» ........ 15 
Методический инструментарий ............................................................................. 17 
Тест «Пять брачных факторов».............................................................................. 17 
Методика диагностики затруднений в межполовых взаимоотношениях 
и взаимодействиях партнёров (для самодиагностики в интимной сфере) 
............................................................................................................................ 29 
Мужской вариант ...................................................................................................... 51 
Конструктивная ссора .............................................................................................. 70 
Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми ....... 73 
Деловая игра «Супружеский конфликт».................................................................. 75 
Классификация семейных конфликтов .................................................................... 76 
Добрачные факторы, влияющие на стабильность брака .................................... 77 
Факторы, влияющие на стабильность брака ......................................................... 78 
Мотивы вступления в брак (по данным С.И. Голода) ........................................... 79 
Степень супружеской удовлетворенности в соотношении с мотивами брака 
через 2 года после начала совместной жизни .............................................. 79 
Учебное издание 
Психология 
семейных отношений 
Методические указания 
Составитель Ерина Светлана Ивановна 
Редактор, корректор И.В. Бунакова 
Компьютерная верстка Е.Л. Шелеховой 
Подписано в печать 27.12.2007 г. Формат 60×84/16. Бумага тип. 
Усл. печ. л. 4,65. Уч.-изд. л. 3,99. Тираж 100 экз. Заказ 
Ярославский государственный университет. 
150000 Ярославль, ул. Советская, 14. 
80 
. 
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ЯрГУ. 
Отпечатано на ризографе. 
								                        
									                        Стр.80
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Психология
семейных отношений
82
								                        
									                        Стр.82