Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Психология работы с населением в конфликтных ситуациях : учебное пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторЕрина
ИздательствоЯрГУ
Страниц247
ID206667
АннотацияВ пособии изложены основные подходы в области психологии массовых явлений и на их основе описаны методы работы с населением, находящимся в ситуации социально-психологического конфликта. Впервые систематизированы методы изучения ролевых конфликтов и представлены методики по измерению этого вида конфликтов. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Основы конфликтологии», блок ДС), очной формы обучения, а также для аспирантов, преподавателей психологических факультетов и психологов-практиков, и всех тех, кто интересуется проблемой конфликтов и их разрешения. Ил. 7. Сх. 4. Табл. 17. Библиогр.: 154 назв.
Кем рекомендованоРекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия
Кому рекомендованодля студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии
ISBN5-8397-0444-Х
УДК 159.9+316.4(075.6)
ББК Ю 953я73
Ерина, С.И. Психология работы с населением в конфликтных ситуациях : учебное пособие : Учебное пособие / С.И. Ерина .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 247 с. — ISBN 5-8397-0444-Х .— URL: https://rucont.ru/efd/206667 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.И. Ерина Психология работы с населением в конфликтных ситуациях Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии 1 Ярославль 2005 2 УДК 159.9+316.4(075.6) ББК Ю 953я73 Е 75 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия. <...> Новиков Е 75 Ерина, С.И. Психология работы с населением в конфликтных ситуациях : учебное пособие / C.И. <...> ISBN 5–8397–0444-Х В пособии изложены основные подходы в области психологии массовидных явлений и на их основе описаны методы работы с населением, находящимся в ситуации социально-психологического конфликта. <...> Исходя из того, что некоторые ученые рассматривают социальную психологию как науку о конфликте между индивидом и обществом [142], и, опираясь на описанные в литературе уровни общения [58], можно предложить следующую типологию социально-психологических конфликтов в зависимости от уровня общения: <...> 1) социально-психологические конфликты, возникающие вследствие реализации таких характеристик личности, которые проявляются в связи с общением и взаимодействием с другими людьми (конфликт доминирования, неуступчивости, социальной пассивности индивидуума, жертвенности и т.д.) <...> Именно эти виды конфликтов и будут рассмотрены ниже. <...> Социально-психологические особенности населения в кризисном обществе Вот уже более двадцати лет в нашем обществе происходят колоссальные социально-экономические перемены, в основе которых лежит смена форм и отношений собственности между людьми. <...> Отсутствие экономических программ и моделей развития нашего общества, а также длительность «топтания» на месте, когда народ более двадцати лет не видит «света в тоннеле», общая нестабильность социальной ситуации, в которой находятся люди, – всё это переживается как субъективная неопределённость, порождающая <...>
Психология_работы_с_населением_в_конфликтных_ситуациях__учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова С.И. Ерина Пс и х о л о г и я работы с населением в конфликтных ситуациях Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии 1
Стр.1
Ярославль 2005 2
Стр.2
УДК 159.9+316.4(075.6) ББК Ю 953я73 Е 75 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия. План 2005 г. Рецензенты: кандидат психол. наук, доцент Л.А. Цветкова (Санкт-Петербургский государственный университет); кафедра общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; кафедра организационной и рефлексивной психологии государственного университета – Высшая школа экономики, г. Москва Научный редактор заслуженный деятель науки, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова В.В. Новиков Е 75 Ерина, С.И. Психология работы с населением в конфликтных ситуациях : учебное пособие / C.И. Ерина ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 238 с. ISBN 5–8397–0444-Х В пособии изложены основные подходы в области психологии массовидных явлений и на их основе описаны методы работы с населением, находящимся в ситуации социально-психологического конфликта. Впервые систематизированы методы изучения ролевых конфликтов и представлены методики по измерению этого вида конфликтов. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Основы конфликтологии», блок ДС), очной формы обучения, а также для аспирантов, преподавателей психологических факультетов и психологов-практиков, и всех тех, кто интересуется проблемой конфликтов и их разрешения. Ил. 7. Сх. 4. Табл. 17. Библиогр.: 154 назв. УДК 159.9+316.4(075.6) ББК Ю 953я73 ISBN 5–8397–0444-Х © Ярославский государственный университет, 2005 © Ерина С.И., 2005 3
Стр.3
Введение Несмотря на обилие литературы по конфликтологии, на наш взгляд, до сих пор недостаточно уделяется внимания таким вопросам, как конфликты на групповом и межгрупповом уровнях. Здесь преобладают работы, связанные с изучением этих видов конфликтов либо в ситуациях «войны», «сражений», либо в ситуациях лабораторного эксперимента. Вместе с тем, в настоящее время существует практический запрос со стороны социальных работников, органов власти, органов охраны и правопорядка, и т.д. на работу с большими группами населения, находящимися в ситуации психической напряженности как следствие неудовлетворения базовых потребностей населения. Подобного рода конфликты еще не нашли достаточного отражения в отечественной социальной психологии. Исходя из того, что некоторые ученые рассматривают социальную психологию как науку о конфликте между индивидом и обществом [142], и, опираясь на описанные в литературе уровни общения [58], можно предложить следующую типологию социально-психологических конфликтов в зависимости от уровня общения: 1) социально-психологические конфликты, возникающие вследствие реализации таких характеристик личности, которые проявляются в связи с общением и взаимодействием с другими людьми (конфликт доминирования, неуступчивости, социальной пассивности индивидуума, жертвенности и т.д.); 2) конфликты, возникающие в результате особенностей динамики протекания групповых процессов и характеристик малых групп (сплоченность, совместимость, корпоративность, непроницаемость группы, и т.д.); 3) конфликты, обусловленные наличием специфических характеристик больших групп людей, населения. В этих конфликтах присутствует групповой фактор, или массовидные проявления психики (многочисленные акции протеста), а также конфликты, характерные для социально-ролевого взаимодействия. В подобного рода конфликтах превалируют, прежде всего, безличные или безлично-типичные социально-психологические особен4
Стр.4
ности взаимодействия людей. В этих случаях в научно-практическом плане актуальна работа с конфликтным населением, толпой и т.д. Конфликты этой группы можно разделить на личностноинституциональные (врач – больной, руководитель – исполнитель, продавец – покупатель и т.д.) и конфликты социальнонеперсонифицированные (коммуникатор – реципиент в СМК, госчиновник (губернатор, мэр) – гражданин; предприниматель – рабочий, коммерсант – потребитель; власть – население). Общим для первого и второго вида конфликтов является наличие социально-типических стереотипных форм поведения и психологических характеристик, которые несут люди как представители конкретной культуры, класса, профессии и т.д., т.е. как люди, реализующие те или иные социальные роли. Именно эти виды конфликтов и будут рассмотрены ниже. Мы понимаем условность такого деления, поскольку каждый человек является и носителем индивидуально-личностных характеристик и личностноинституциональных, и в определенных ситуациях социальнонеперсонифицированных одновременно. Интерес для нас представляет проблема акцентирования того или иного компонента в зависимости от ситуации или «сшибка», «столкновения» несовместимых с точки зрения их содержания соответствующих социально-психологических характеристик, что составляет основной предмет рассмотрения в данном учебном пособии. Название данного пособия родилось в результате обобщения многолетней практики ведения спецсеминаров по основам конфликтологии и психологии конфликтного взаимодействия с администраторами и специалистами государственной службы, муниципальными образованиями, а также с представителями государственных и коммерческих организаций, интересующихся проблемами регулирования конфликтов в процессе профессионально-ролевого взаимодействия с людьми. Как правило, единственный вопрос, с которыми эти люди (студенты, получающие второе образование) приходили на занятия, звучал так: «Что нам делать с конфликтным населением?». При этом под конфликтным населением понималась часть или группа населения, или отдельные его представители, нахо5
Стр.5