С.И. Ерина
Психология
работы с населением
в конфликтных ситуациях
Учебное пособие
Рекомендовано
Советом по психологии УМО по классическому
университетскому образованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению и специальностям психологии
1
Ярославль 2005
2
УДК 159.9+316.4(075.6)
ББК Ю 953я73
Е 75
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия. <...> Новиков
Е 75
Ерина, С.И. Психология работы с населением в конфликтных ситуациях : учебное пособие / C.И. <...> ISBN 5–8397–0444-Х
В пособии изложены основные подходы в области психологии массовидных явлений и на их основе описаны методы работы с населением,
находящимся в ситуации социально-психологического конфликта. <...> Исходя из того, что некоторые ученые
рассматривают социальную психологию как науку о конфликте
между индивидом и обществом [142], и, опираясь на описанные в
литературе уровни общения [58], можно предложить следующую
типологию социально-психологических конфликтов в зависимости от уровня общения: <...> 1) социально-психологические конфликты, возникающие
вследствие реализации таких характеристик личности, которые
проявляются в связи с общением и взаимодействием с другими
людьми (конфликт доминирования, неуступчивости, социальной
пассивности индивидуума, жертвенности и т.д.) <...> Именно эти виды
конфликтов и будут рассмотрены ниже. <...> Социально-психологические особенности
населения в кризисном обществе
Вот уже более двадцати лет в нашем обществе происходят
колоссальные социально-экономические перемены, в основе которых лежит смена форм и отношений собственности между
людьми. <...> Отсутствие экономических программ и моделей развития
нашего общества, а также длительность «топтания» на месте, когда народ более двадцати лет не видит «света в тоннеле», общая
нестабильность социальной ситуации, в которой находятся люди, – всё это переживается как субъективная неопределённость,
порождающая <...>
Психология_работы_с_населением_в_конфликтных_ситуациях__учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
С.И. Ерина
Пс и х о л о г и я
работы с населением
в конфликтных ситуациях
Учебное пособие
Рекомендовано
Советом по психологии УМО по классическому
университетскому образованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению и специальностям психологии
1
Стр.1
УДК 159.9+316.4(075.6)
ББК Ю 953я73
Е 75
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия. План 2005 г.
Рецензенты:
кандидат психол. наук, доцент Л.А. Цветкова
(Санкт-Петербургский государственный университет);
кафедра общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;
кафедра организационной и рефлексивной психологии
государственного университета – Высшая школа экономики, г. Москва
Научный редактор
заслуженный деятель науки, доктор психологических наук,
профессор, зав. кафедрой социальной и политической психологии
Ярославского государственного университета
им. П.Г. Демидова В.В. Новиков
Е 75
Ерина, С.И. Психология работы с населением в конфликтных ситуациях
: учебное пособие / C.И. Ерина ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль :
ЯрГУ, 2005. – 238 с.
ISBN 5–8397–0444-Х
В пособии изложены основные подходы в области психологии массовидных
явлений и на их основе описаны методы работы с населением,
находящимся в ситуации социально-психологического конфликта. Впервые
систематизированы методы изучения ролевых конфликтов и представлены
методики по измерению этого вида конфликтов.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
020400 Психология (дисциплина «Основы конфликтологии», блок ДС),
очной формы обучения, а также для аспирантов, преподавателей психологических
факультетов и психологов-практиков, и всех тех, кто интересуется
проблемой конфликтов и их разрешения.
Ил. 7. Сх. 4. Табл. 17. Библиогр.: 154 назв.
УДК 159.9+316.4(075.6)
ББК Ю 953я73
ISBN 5–8397–0444-Х
© Ярославский государственный университет, 2005
© Ерина С.И., 2005
3
Стр.3
Введение
Несмотря на обилие литературы по конфликтологии, на наш
взгляд, до сих пор недостаточно уделяется внимания таким вопросам,
как конфликты на групповом и межгрупповом уровнях.
Здесь преобладают работы, связанные с изучением этих видов
конфликтов либо в ситуациях «войны», «сражений», либо в ситуациях
лабораторного эксперимента. Вместе с тем, в настоящее
время существует практический запрос со стороны социальных
работников, органов власти, органов охраны и правопорядка, и
т.д. на работу с большими группами населения, находящимися в
ситуации психической напряженности как следствие неудовлетворения
базовых потребностей населения. Подобного рода конфликты
еще не нашли достаточного отражения в отечественной
социальной психологии. Исходя из того, что некоторые ученые
рассматривают социальную психологию как науку о конфликте
между индивидом и обществом [142], и, опираясь на описанные в
литературе уровни общения [58], можно предложить следующую
типологию социально-психологических конфликтов в зависимости
от уровня общения:
1) социально-психологические конфликты, возникающие
вследствие реализации таких характеристик личности, которые
проявляются в связи с общением и взаимодействием с другими
людьми (конфликт доминирования, неуступчивости, социальной
пассивности индивидуума, жертвенности и т.д.);
2) конфликты, возникающие в результате особенностей динамики
протекания групповых процессов и характеристик малых
групп (сплоченность, совместимость, корпоративность, непроницаемость
группы, и т.д.);
3) конфликты, обусловленные наличием специфических характеристик
больших групп людей, населения. В этих конфликтах
присутствует групповой фактор, или массовидные проявления
психики (многочисленные акции протеста), а также конфликты,
характерные для социально-ролевого взаимодействия. В
подобного рода конфликтах превалируют, прежде всего, безличные
или безлично-типичные социально-психологические особен4
Стр.4
ности взаимодействия людей. В этих случаях в научно-практическом
плане актуальна работа с конфликтным населением, толпой
и т.д.
Конфликты этой группы можно разделить на личностноинституциональные
(врач – больной, руководитель – исполнитель,
продавец – покупатель и т.д.) и конфликты социальнонеперсонифицированные
(коммуникатор – реципиент в СМК,
госчиновник (губернатор, мэр) – гражданин; предприниматель –
рабочий, коммерсант – потребитель; власть – население). Общим
для первого и второго вида конфликтов является наличие социально-типических
стереотипных форм поведения и психологических
характеристик, которые несут люди как представители конкретной
культуры, класса, профессии и т.д., т.е. как люди, реализующие
те или иные социальные роли. Именно эти виды
конфликтов и будут рассмотрены ниже. Мы понимаем условность
такого деления, поскольку каждый человек является и носителем
индивидуально-личностных характеристик и личностноинституциональных,
и в определенных ситуациях социальнонеперсонифицированных
одновременно. Интерес для нас представляет
проблема акцентирования того или иного компонента в
зависимости от ситуации или «сшибка», «столкновения» несовместимых
с точки зрения их содержания соответствующих социально-психологических
характеристик, что составляет основной
предмет рассмотрения в данном учебном пособии.
Название данного пособия родилось в результате обобщения
многолетней практики ведения спецсеминаров по основам конфликтологии
и психологии конфликтного взаимодействия с администраторами
и специалистами государственной службы, муниципальными
образованиями, а также с представителями государственных
и коммерческих организаций, интересующихся
проблемами регулирования конфликтов в процессе профессионально-ролевого
взаимодействия с людьми. Как правило, единственный
вопрос, с которыми эти люди (студенты, получающие
второе образование) приходили на занятия, звучал так: «Что нам
делать с конфликтным населением?».
При этом под конфликтным населением понималась часть
или группа населения, или отдельные его представители, нахо5
Стр.5