Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Психология детских стихийных и организованных групп: Учебное пособие (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСмирнов
ИздательствоЯрГУ
Страниц104
ID206558
АннотацияРаскрываются наиболее важные теоретические проблемы, связанные с исследованием взаимоотношений в детских группах. Рассматриваются главные психологические цели деятельности группы и критерии успешности их реализации, основные психологические феномены межличностного взаимодействия в группе, структура взаимоотношений в группе. На базе теоретической характеристики основных психологических параметров функционирования детской группы дается описание психологических методов анализа взаимоотношений между детьми. Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности 020400 Психология (дисц. "Взаимоотношения в детских группах", блок ДС), очной формы обучения. Рис. 4. Табл. 10. Библиогр.: 71 назв.
ISBN5-8397-0343-5
УДК159.9
ББКЮ 954я73
Смирнов, А.А. Психология детских стихийных и организованных групп: Учебное пособие : Учебное пособие / А.А. Смирнов .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 104 с. — ISBN 5-8397-0343-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/206558 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рассматриваются главные психологические цели деятельности группы и критерии успешности их реализации, основные психологические феномены межличностного взаимодействия в группе, структура взаимоотношений в группе. <...> Малая группа в течение всей жизни человека играет важную роль, а в жизни ребенка эта роль многократно взрастает: сознание и самосознание ребенка на ранних стадиях развития недостаточно сформировано, его поведение, ценности и т.п. зависимы от окружающих, поэтому все основные особенности психики ребенка в той или иной степени будут зависеть от того, в какой группе (или каких группах) проходила его социализация. <...> В современных условиях, в условиях крушения существовавших десятилетиями ценностей, когда традиционные ценности активно вытесняются молодежными субкультурами, ориентированными на уличную, полукриминальную субкультуру, чрезвычайно важно удержать ребенка от принятия антисоциальных ценностей и форм поведения. <...> 3 Помимо теоретического материала, описывающего взаимоотношения в детских группах, в учебное пособие включены наиболее важные методики исследования указанных аспектов взаимоотношений, а также рекомендации по использованию полученных данных в целях интеграции группы на базе тех или иных видов социально значимой деятельности. <...> Для такой группы, которая прежде всего и представляет интерес для изучения, характерны: - пространственное и временное соприсутствие детей (присутствие здесь и сейчас и непосредственные контакты), - наличие совместной цели деятельности и выполнение такой деятельности, - внутригрупповая дифференциация (формирование межличностных отношений, разделение на микрогруппы, принятие внутригрупповых ролей и т.п.), 4 - формирование и функционирование определенной групповой культуры. <...> Это, на наш взгляд, обусловлено, в первую очередь, наличием в группе отношений «ребенок-ребенок», что и порождает внутригрупповые отношения, характерные для детской <...>
Психология_детских_стихийных_и_организованных_групп_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова А.А. Смирнов ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКИХ СТИХИЙНЫХ И ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП Учебное пособие Ярославль 2004
Стр.1
ББК Ю 954я73 С 50 УДК 159.9 Смирнов А.А. Психология детских стихийных и организованных групп: Учебное пособие / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 104 с. ISBN 5-8397-0343-5 Раскрываются наиболее важные теоретические проблемы, связанные с исследованием взаимоотношений в детских группах. Рассматриваются главные психологические цели деятельности группы и критерии успешности их реализации, основные психологические феномены межличностного взаимодействия в группе, структура взаимоотношений в группе. На базе теоретической характеристики основных психологических параметров функционирования детской группы дается описание психологических методов анализа взаимоотношений между детьми. Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности 020400 Психология (дисц. "Взаимоотношения в детских группах", блок ДС), очной формы обучения. Рис. 4. Табл. 10. Библиогр.: 71 назв. ISBN 5-8397-0343-5 © Ярославский государственный университет, 2004 © А.А. Смирнов, 2004 Учебное издание Смирнов Александр Александрович Психология детских стихийных и организованных групп Учебное пособие Редактор, корректор А.А. Аладьева Компьютерная верстка С.И. Савинской, И.Н. Ивановой Подписано в печать 15.11.2004 г. Формат 60×84/16. Бумага тип. Усл. печ. л. 6,04. Уч.-изд. л. 5,08. Тираж 100 экз. Заказ . Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ЯрГУ Ярославский государственный университет. 150000 Ярославль, ул. Советская, 14. Отпечатано ООО «Ремдер» ЛР ИД № 06151 от 26.10.2001. г. Ярославль, пр. Октября, 94, оф. 37 тел. (0852) 73-35-03. 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время остро стоит вопрос о социализации или даже ресоциализации молодежи. Человек не может жить вне общества, в нем он рождается, развивается, реализуется. Однако господствующие в обществе идеология и мораль оказывают на индивида влияние опосредованно, через ту группу людей, в которой человек живет, учится, работает, т.е. через контактную группу. Отношение группы, особенно если она референтна для индивида, к тем или иным общественным нормам может серьезно повлиять на принятие или непринятие субъектом соответствующих ценностных ориентаций и поведенческих норм. Действующие в группе ценностные ориентации оказывают влияние на формирование ценностно-мотивационного ядра личности. Взаимоотношения, складывающиеся в группе, могут привести либо к удовлетворенности своим положением в группе и раскрытию потенций индивида, либо к конфронтации с группой и поиску возможностей удовлетворить свои социально-психологические потребности в других группах. Малая группа в течение всей жизни человека играет важную роль, а в жизни ребенка эта роль многократно взрастает: сознание и самосознание ребенка на ранних стадиях развития недостаточно сформировано, его поведение, ценности и т.п. зависимы от окружающих, поэтому все основные особенности психики ребенка в той или иной степени будут зависеть от того, в какой группе (или каких группах) проходила его социализация. В подростковом возрасте, когда важнейшими поведенческими реакциями являются реакция эмансипации от взрослых и реакция группирования со сверстниками, роль группы в социализации и регуляции поведения ребенка резко возрастает. В современных условиях, в условиях крушения существовавших десятилетиями ценностей, когда традиционные ценности активно вытесняются молодежными субкультурами, ориентированными на уличную, полукриминальную субкультуру, чрезвычайно важно удержать ребенка от принятия антисоциальных ценностей и форм поведения. Задача успешного развития личности ребенка в группе может быть решена педагогом и психологом лишь на базе знаний об основных феноменах и закономерностях межличностных отношений в детской группе. 3
Стр.3
Помимо теоретического материала, описывающего взаимоотношения в детских группах, в учебное пособие включены наиболее важные методики исследования указанных аспектов взаимоотношений, а также рекомендации по использованию полученных данных в целях интеграции группы на базе тех или иных видов социально значимой деятельности. Глава I. ДЕТСКАЯ ГРУППА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В психологии термином "группа" обозначают общность людей, выделяемую по тому или иному признаку [27]: возрасту, национальности, месту учебы и пр. Столь широкое толкование этого понятия приводит к тому, что при описании видов групп могут выделяться такие, которые не оказывают на человека существенного влияния по причине номинальной включенности индивида в эту группу и отсутствия реального контакта (или ограниченного контакта) с другими членами данной группы; так, человек определенной национальности, живущий в иной национальной среде, будет относиться к этой группе лишь формально, а реальное воздействие на него будет оказывать та национальная культура, в которой он воспитывается. Встречается и понимание группы в узком значении данного слова, как совокупность людей, "включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых некоторыми общими ценностями и нормами" [53, с. 75], или даже как совокупность "людей, объединенных совместной деятельностью, находящихся в общении и взаимодействии между собой" [55, с. 124]. При таком толковании под группой фактически понимается малая группа контактного типа. Для такой группы, которая прежде всего и представляет интерес для изучения, характерны: - пространственное и временное соприсутствие детей (присутствие здесь и сейчас и непосредственные контакты), - наличие совместной цели деятельности и выполнение такой деятельности, - внутригрупповая дифференциация (формирование межличностных отношений, разделение на микрогруппы, принятие внутригрупповых ролей и т.п.), 4
Стр.4
- формирование и функционирование определенной групповой культуры. Детской группой, видимо, следует признать группу, в составе которой имеются дети. Это, прежде всего, группы, состоящие исключительно из детей (например, школьный класс), а также такие группы, в которые наряду с детьми входят взрослые (например, семья, имеющая по крайней мере двоих детей). Это, на наш взгляд, обусловлено, в первую очередь, наличием в группе отношений «ребенок-ребенок», что и порождает внутригрупповые отношения, характерные для детской группы. При описании видов групп обычно ссылаются на классификацию, составленную Г.М. Андреевой [1], которая делит все группы на: - условные (где индивиды не находятся в непосредственных взаимоотношениях) и реальные (действительно существующая общность людей); - реальные делятся на лабораторные (созданные для проведения экспериментальных исследований) и естественные (сложившиеся без вмешательства экспериментатора); - естественные в свою очередь делятся на большие и малые (немногочисленная общность, члены которой объединены единой целью и находятся в непосредственном личном общении). Выделяются также группы: - организованные и неорганизованные, - первичные и вторичные, - формальные и неформальные, - становящиеся и коллективы, - группы членства и референтные и т.д. Существуют и другие классификации видов групп. Среди всего многообразия выделяемых групп наибольшее влияние на жизнь индивида оказывают малые группы контактного типа, в которых содержание совместной деятельности может быть весьма различным: школьный класс, спортивная секция, дворовая компания и пр. Именно поэтому изучению малых групп уделяется в психологии наибольшее внимание. Применительно к детским контактным группам можно говорить о существовании различных видов детских групп в зависимости от оформленности (формальные и неформальные), возраста 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.