Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого»
Посвящается 75-летию ТГПУ им. Л. Н. Толстого
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2013
Стр.1
ББК 74.66я73
С69
Рецензент –
доктор педагогических наук, профессор В. А. Фокин
(ТГПУ им. Л. Н. Толстого)
Социальная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост. Е. Г. Шаин.–
С69
Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. – 80 с.
Учебное пособие «Социальная педагогика» адресовано студентам,
обучающимся по направлениям подготовки 540600 – Педагогика (профили
подготовки 540607 – Начальное образование, 540609 – Практическая психология
в образовании, 540611 – Физическая культура детей дошкольного
возраста), 540400 – Социально-экономическое образование (профиль подготовки
540403 – Юриспруденция).
ББК 74.66я73
Рекомендовано к изданию кафедрой социально-педагогических
наук, социологии и политологии
ТГПУ им. Л. Н. Толстого 26 июня 2012 г., протокол № 1.
© Автор-составитель
Е. Г. Шаин, 2013
© ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013
Стр.2
Пояснительная записка
Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание
человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.
Поскольку социальное воспитание лишь составная часть процесса социализации,
постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации,
т.е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или
опосредованно влияют на воспитание человека.
Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать
это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в
той или иной мере данные других отраслей человеко- и обществознания, а с
другой – трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения
различных отраслей педагогики.
Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов: философия
социального воспитания, социология социального воспитания, теория
и методика социального воспитания, социально-педагогическая виктимология
и др. Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охарактеризовать
социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать
определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию.
Социальная педагогика – одна из общепрофессиональных дисциплин подготовки
бакалавров педагогики по профилям 540607 Начальное образование,
540609 Практическая психология в образовании, 540611 Физическая культура
детей дошкольного возраста, 540403 Юриспруденция. Её задача – дать студентам
научную картину социально-педагогической действительности. Решение
этой задачи предполагает достижение ряда целей в процессе преподавания социальной
педагогики: дать обучаемым теоретическую подготовку в объеме, необходимом
для реализации ими своей профессиональной деятельности; развить у
обучаемых умение видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального
воспитания; сформировать у обучаемых гуманистические социальные установки
по отношению к субъектам и процессу социального воспитания.
Региональный компонент дисциплины представлен на основе материалов
исследований учёных Тульской области.
Предполагается междисциплинарная связь курса с общепрофессиональными
дисциплинами и дисциплинами профильной подготовки.
Половина времени, предусмотренного на изучение дисциплины, отводится
на семинарские занятия, в ходе которых студенты обретают навыки работы с
социально-педагогической литературой, соответствующими источниками в Интернете,
нормативно-правовой базой социально-педагогической деятельности.
Продолжительность изучения дисциплины – один учебный семестр.
По итогам её изучения проводится зачёт.
3
Стр.3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины «Социальная педагогика»
Количество часов по
видам занятий
№
п/п
Название темы
1 Социальная педагогика как отрасль знания и
учебный предмет
2 Социализация как социально-педагогическое
явление
3 Факторы и тенденции социализации
3.1 Микрофакторы социализации
4 Теория социального воспитания
4.1 Основные понятия теории социального воспитания
5
Создание условий для развития и духовноценностной
ориентации человека в воспитательных
организациях
5.1 Локальная воспитательная система
6 Социальный педагог и социальные службы в
работе с человеком
7 Социально-педагогическая виктимология
7.1 Социальные отклонения как издержки социализации
Итого:
16
2
2
4
16
2
2
2
2
2
4
4
2
2
2
8
6
2
4
4
2
2
4
2
2
4
40
4
лекции
лаборат.
занятия
семин.
занятия
самост.
раб.
Стр.4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет.
План:
1. Истоки социальной педагогики как отрасли знания, её становление
и современное состояние.
2. Социальная педагогика – определение, объект, предмет, функции.
3. Социальная педагогика как интегративная отрасль знания.
4. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания.
5. Социальная педагогика как учебный предмет.
Рекомендуемая литература:
Бауэр, Е. А. Социальная работа и социальная педагогика в эпоху глобализации
/ Е. А. Бауэр, В. П. Борисенков // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 103-108.
Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. – М., 1994.
Липский, И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ:
Учебное пособие / И. А. Липский. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В.
Мардахаев. –М.: Юрайт, 2011.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб.
заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009.
Никитина, Л. Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов /
Л. Е. Никитина. – М.: Академический Проект, 2003.
Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского,
О. А. Селивановой. – М.: Юрайт, 2012.
Социальная педагогика: Монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. – М.:
ВЛАДОС, 2004.
Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: Учеб. для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г. Н. Штинова, М. А.
Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. –М.: ВЛАДОС,
2008.
Всемирно-исторический процесс детерминирует развитие научного
знания в диалектическом единстве противоположностей: углубляющейся
дифференциации и интеграции. Появление новых наук объясняется как дроблением
объектов и предметов классических научных отраслей по мере накопления
новых научных фактов и выведенных на их основе новых закономерностей,
так и в результате вычленения новых непознанных сфер материаль5
Стр.5
ной и идеальной действительности. Оба этих процесса закономерно приводят,
с одной стороны, к дифференциации научного знания, с другой стороны,
к его интеграции.
Социальная педагогика – сравнительно новая область научного знания,
имеющая, тем не менее, исторически отдалённые научные и практические
предпосылки своего возникновения и развития. Относительно современный
метатермин «социальная деятельность» исторически существовал в терминах
«нищелюбие», «благотворительность», «меценатство», «попечение о бедных»,
«вспомоществование» и в настоящее время вбирает в себя весь спектр
социальной помощи, социальной поддержки, социальной защиты, социального
обеспечения, социальной работы и социального воспитания, осуществляемых
всеми секторами общества: властными структурами, местным самоуправлением,
коммерческими и неправительственными организациями, а
также частными лицами.
Педагогический компонент в социальной деятельности на протяжении,
по крайней мере, двух последних столетий, то смутно, то отчетливо просматривается
в совокупных усилиях общества и государства, направленных, прежде
всего, на снижение социальной напряженности в классово и социально
неоднородном общественном устройстве и на «смягчение нравов», преимущественно
в непривилегированных социальных слоях и группах, исторически
являясь как средством социально-политического регулирования общественной
жизни, так и средством социального воспитания.
Социальная педагогика как наука прошла сложный путь развития от
осознания учёными необходимости исследования социальных аспектов обучения
и воспитания детей до педагогики социальной работы как части теоретического
фундамента педагогически специализированных направлений социальной
практики.
В современной России осуществляется деятельность по формированию
социальной педагогики как научной дисциплины, выявляются различные
направления научных исследований, формируются опыт социальнопедагогической
работы с различными категориями и группами населения и
система непрерывного профессионального образования по профилю. Выделилось
некоторое количество научных концепций, существенно отличающихся
как по исходным методологическим основаниям, так и по сформулированным
стратегическим целям, предмету науки, сфере применения (прикладной
аспект) и т.п.
Своеобразие современного этапа заключается в параллельном развитии
науки, практики и образовательного комплекса в области социальной педагогики
в России, то есть система профессионального образования не имеет, по
существу, теоретического базиса, сформированного со значительным опере6
Стр.6