2
Работа выполнена на кафедре дидактики физики и математики
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
профессор
Тестов Владимир Афанасьевич
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор
Иванова Тамара Алексеевна
кандидат физико-математических наук,
доцент
Рубанов Игорь Соломонович
Ведущая организация –
ГОУ ВПО «Мордовский государственный
педагогический институт
им. М. Е. Евсевьева»
Защита состоится 12 декабря 2006 г. в 12 часов на заседании диссертационного
совета КМ 212.041.01 при государственном образовательном учреждении
высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный
университет» по адресу: 610002, г. Киров, ул. Ленина, 111, ауд. 202.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Вятский государственный
гуманитарный университет».
Автореферат разослан «___» ноября 2006 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
К. А. Коханов
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Современное общество ставит перед системой образования задачу формирования
личности, способной быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации,
находить качественно новые пути решения разнообразных проблем, ориентироваться
во всевозрастающем потоке информации и выделять из него те знания, которые
необходимы для продуктивной работы, мыслить и действовать нестандартно,
творчески. Эти аспекты делают необходимым включение в разряд целей
общего образования формирование разносторонне развитой, творческой личности,
способной реализовать творческий потенциал в динамичных социальноэкономических
условиях.
Реализация этой цели как в общем, так и отдельно в математическом образовании,
призвана обеспечить готовность школьника к поиску и решению новых
проблем, к преобразованию действительности через осуществление творческой
деятельности. Однако, при возрастающем объеме математических знаний, входящих
в школьную программу, и при ограниченном сроке их усвоения невозможно
всесторонне реализовать поставленную цель. Необходимым становится
поиск дополнительных путей для ее достижения. Одним из них является использование
возможностей дополнительного математического образования (ДМО).
Проблема творчества и творческой деятельности занимает одно из центральных
мест в философии, психологии и педагогике. Исследованием творческой деятельности
занимались философы И. Кант, Платон, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер,
Ф. Шеллинг, А. Т. Шумилин, психологи Ж. Адамар, Д. Б. Богоявленская,
Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд,
В. Н. Дружинин,
В. А. Крутецкий,
Ю. Н. Кулюткин, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин, педагоги
Р. Капентер, И. Я. Лернер, Г. И. Патяко, П. И. Пидкасистый, Г. И. Щукина и другие.
Они рассматривали построение теоретической модели творческой деятельности,
взаимосвязи творческой деятельности, сознания и личности, механизмы
влияния этой деятельности на развитие творческих возможностей человека, психологическую
структуру творческой деятельности, организацию и условия
успешного протекания творческой деятельности учащихся.
Значимость творческой деятельности в математике и при обучении математике
подчеркивали выдающиеся ученые-математики В. И. Арнольд,
М. Вагеншайн, Б. В. Гнеденко, А. Н. Колмогоров, Р. Курант, А. Пуанкаре,
В. М. Тихомиров, А. Я. Хинчин и другие. Необходимость формирования творческой
деятельности при обучении математике в средней школе и школьном дополнительном
математическом образовании отмечали математики-методисты
А. К. Артемов, Г. Д. Балк, Х. Ж. Ганеев, В. А. Гусев, О. Б. Епишева,
Т. А. Иванова, Ю. М. Колягин, В. И. Крупич, Е. И. Лященко, Д. Пойа,
Г. И. Саранцев, И. М. Смирнова, А. А. Столяр, В. А. Тестов, С. И. Шварцбурд,
П. М. Эрдниев и другие.
В диссертационных исследованиях, посвященных вопросам формирования
творческой математической деятельности учащихся, внимание авторов было уделено
таким направлениям, как использование метода аналогии при обучении
учащихся элементам сферической геометрии (Н. В. Горбачева), обучение в си
Стр.3