»
2010
Генеральный директороекта
Валентина БОЧАРОВА, член-корреспондент Российской
академии образования, директонститута социальной
педагогики РАО, доктоедагогических наук, профессор, Почётный президент Союза социальных педагогов и социальных работников России — члена
Международной Федерации
Содержание журнала обеспечивается
академии образования «Институт социальной педагогики» при
научно-информационной поддержке Международной Федерации
социальных работников
СОЦИАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА
В РОССИИ
Научно-методический журнал
учреждением Российской
СОЦИЗПЬНЫХ РЗООТНИКОВ
Журнал включён в перечень на
к
Аттестационной комиссии (ВА
ЧНЫХ педагогических изданий Высшей
) Российской Федерации, в Которых
рЕКОМЕНДуЕТЕЯ ПУОЛИКОВЗТЬ ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТЗТЫ ДИССЕРТЗЦИЙ на
СОИСКЗНИЕ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ КЗНДИДЗТЗ наук И доктора наук
Редакция:
Татьяна Борисова, заместитель главного редактора
Нелли Ермолаева, ответственный секретарь
Мария Седенкова, художественное оформление и
макет
Татьяна Никулина, финансово-экономический
директор проекта
Людмила Балашова, вёрстка
Елена Дуденко, корректура
Адрес:
111674, Москва, ул. <...> Издательство
«Современное образование»
Тел: (495) 931-55-37, 524-72-63
Е - ш ail: sobr—2007@mail.ru
COBPEMEHHOE
ОБРАЗОВАНИЕ
Главный редактоалентина Бочарова
Редакционная коллегия:
Феодосия Габышева, Марина Гурьянова, Наталия Дежникова, Владимир Загвязинский, Татьяна Степанова, Михаил Плоткин‚
Давид Фельдштейн, Георгий Филонов, Нина Целищева, Людмила Шеметова, Министр образования Республики Саха
(Якутия), доктор педагогических наук, профессоаместитель директора Института
социальной педагогики РАО, доктоедагогических наук, профессор, Москва
заместитель директора Института
социальной педагогики РАО, доктоедагогических наук, профессор, Москва
заведующий кафедрой методологии и теории
социально-педагогических исследований
Тюменского государственного университета, действительный член (академик) РАО
начальник <...>
Социальная_педагогика_в_России_№3_2010.pdf
.. Ł æ.ºŁŁŒ.qxd 11.07.2010 22:39 Page 1
№ 3
2010
Генеральный директор
проекта
Валентина БОЧАРОВА,
членкорреспондент Российской
академии образования, директор
Института социальной
педагогики РАО, доктор
педагогических наук, профессор,
Почётный президент Союза со
циальных педагогов и социаль
ных работников России — члена
Международной Федерации
социальных работников
Редакция:
Татьяна Борисова,
заместитель главного редактора
Нелли Ермолаева,
ответственный секретарь
Мария Седенкова,
художественное оформление и
макет
Татьяна Никулина,
финансовоэкономический
директор проекта
Людмила Балашова,
вёрстка
Елена Дуденко,
корректура
Адрес:
111674, Москва,
ул. Святоозёрская, 16–169.
Издательство
«Современное образование»
Тел.: (495) 9315537, 5247263
Еmail: sobr2007@mail.ru
Давид Фельдштейн,
Георгий Филонов,
Нина Целищева,
Людмила Шеметова,
СОЦИАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА
В РОСCИИ
На учнометодический жу рнал
Содержание жу рнала обеспечивается учреждением Российской
академии образования «Институ т социальной педагогики» при
на учноинформационной поддержке Международной Федерации
социальных работников
Журнал включён в перечень научных педагогических изданий Высшей
Аттестационной комиссии (ВАК) Российской Федерации, в которых
рекомендуется публиковать основные результаты диссертаций на
соискание учёных степеней кандидата наук и доктора наук
Главный редактор Валентина Бочарова
Редакционная коллегия:
Феодосия Габышева,
Марина Гурьянова,
Наталия Дежникова,
Министр образования Республики Саха
(Якутия), доктор педагогических наук,
профессор
заместитель директора Института
социальной педагогики РАО, доктор
педагогических наук, профессор, Москва
заместитель директора Института
социальной педагогики РАО, доктор
педагогических наук, профессор, Москва
Владимир Загвязинский, заведующий кафедрой методологии и теории
социальнопедагогических исследований
Тюменского государственного университета,
действительный член (академик) РАО
Татьяна Степанова,
Михаил Плоткин,
начальник Департамента образования
администрации Ярославской области, доктор
педагогических наук, г. Ярославль
заместитель директора Института
социальной педагогики РАО, доктор
педагогических наук, профессор, Москва
доктор психологических наук, профессор,
Москва
действительный член (академик) РАО,
доктор философских наук, профессор, Москва
почётный работник общего образования РФ,
член Союза журналистов России, Москва
заведующая лабораторией
профессионального социально
педагогического образования Института
социальной педагогики РАО
Стр.1
.. Ł æ.ºŁŁŒ.qxd 11.07.2010 22:39 Page 2
Содержание
3
5
Содержание
Слово главного редактора
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Марина Калугина
Борис Куган
Ирина Котлярова,
Геннадий Сериков
Елена Тебетькова
14
22
27
35
Социальная функция системы образования:
инновационный аспект
Развитие социокультурной сферы села средствами
культурнообразовательной деятельности
Роль социального партнёрства в социальной политике,
направленной на самореализацию человека
Образовательные кластеры в инновационной системе региона
СОЦИАЛЬН0-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Ольга Косых
Анна Трофимова
Татьяна Воробьёва,
Елена Казанцева
Лейла Ибрагимова
Виктор Дружинин,
Ольга Шаврина
Лариса Дементьева
Елена Тебенькова
Лариса Яговкина
2
С. Кузьмина
Т. Михайлова
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Инесса Менщикова
Нина Криволапова
39
43
46
48
51
55
61
66
69
Работа социальнопсихологической службы колледжа
с молодой студенческой семьёй
Влияние внутрисемейных отношений на успеваемость
ребёнка в школе
Формирование семейных ценностей в процессе интеграции
общего и дополнительного образования
Цена человеческого участия
Создание толерантного образовательного пространства—
проблема социальная
Психологопедагогическая поддержка одарённых и
мотивированных детей в учреждениях дополнительного
образования
Экологическое и трудовое воспитание в условиях сельского
культурнообразовательного центра
Профилактика жестокого обращения с детьми—
залог душевного и физического благополучия
Работа с молодёжью в рамках культурнообразовательного центра
Работа с молодыми семьями, находящимися в трудной
жизненной ситуации
71
78
Гуманистическое ценностное основание социального
образования в России
Социальнопедагогический подход в профессиональном
самоопределении школьников
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Наталья Булакова
85
Надежда Ушакова
91
О состоянии и перспективах повышения квалификации
социальных педагогов в Курганской области
Аксиологический подход в подготовке социальных педагогов
©Современное образование
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РОССИИ
3’2010
Стр.2