Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования студентов (286,00 руб.)

0   0
Первый авторКабачков В. А.
АвторыПолиевский С. А., Буров А. Э.
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц149
ID187011
АннотацияРаскрывается в развитии состояние проблемы научно-методического обеспечения и реализации профессиональной физической культуры в системе непрерывного образования молодежи.
Кому рекомендованоДля учителей физической культуры, преподавателей вузов и средних профессиональных учебных заведений.
ISBN978-5-9718-0453-6
УДК796/799
ББК75.1
Кабачков, В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования студентов : [науч.-метод. пособие] / С.А. Полиевский, А.Э. Буров; В.А. Кабачков .— Москва : Советский спорт, 2010 .— 149 с. — ISBN 978-5-9718-0453-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/187011 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Профессиональная физическая культура в системе непреК12 рывного образования молодежи [Текст] : науч.-метод. пособие / <...> Одно из ключевых требований подготовки специалиста – четко выраженная профессиональная направленность учебного процесса на формирование у студентов и учащихся навыков, связанных с характером предстоящей трудовой деятельности. <...> Вместе с тем необходимость целенаправленной подготовки человека к трудовой деятельности и накопление обширного фонда теоретических и экспериментальных данных о потенциале 3 физической культуры в этом процессе обусловили выделение специфической отрасли – профессионально-прикладной физической культуры, в целом направленной на создание реального состояния и перспективных основ подготовленности человека к успешному овладению профессией, оптимизацию его профессиональной деятельности. <...> Профессиональная физическая культура в настоящее время переживает новый этап развития, так как современное состояние высокотехнологичного производства предъявляет повышенные требования к уровню развития профессиональных компетенций работников. <...> Целью такого обучения являлась подготовка человека к успешному овладению любой специальностью. <...> В 1891 г. им было введено в профессиональную школу физическое воспитание, которое способствовало освоению производственных профессий. <...> Теперь было глубоко неверно ограничивать физическое воспитание человека утилитарными целями подготовки его к трудовой профессии. <...> А.А. Зикмундом и А.И. Зикмундом (1923) разрабатывалась первая программа физического воспитания и трудовых навыков пролетарской физкультуры, в которой была предпринята попытка придать физическому воспитанию профессионально-трудовую (прикладную) направленность. <...> Она в равной мере преследовала оздоровительную (закаливание и укрепление здоровья естественными факторами природы) и профессионально-трудовую направленность (выполнение физических упражнений <...>
Профессиональная_физическая_культура_в_системе_непрерывного_образования_студентов.pdf
Стр.1
УДК 796/799 ББК 75.1 К12 Кабачков В. А. К12 Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи [Текст] : науч.-метод. пособие / В. А. Кабачков, С. А. Полиевский, А. Э. Буров. – М. : Советский спорт, 2010. – 296 с. : ил. ISBN 978-5-9718-0453-6 Раскрывается в развитии состояние проблемы научно-методического обеспечения и реализации профессиональной физической культуры в системе непрерывного образования молодежи. Для учителей физической культуры, преподавателей вузов и средних профессиональных учебных заведений. УДК 796/799 ББК 75.1 Редактор И.В. Мушкарина Художник Д.В. Шишко Художественный редактор Л.В. Дружинина Корректор И.Т. Самсонова Компьютерная верстка С.И. Штойко Подписано в печать 31.03.2010 г. Формат 60901 Бумага офсетная. Печать офсетная. /16 . Усл. печ. л. 18,5. Уч.-изд. л. 19,0. Тираж 1000 экз. Изд. № 1488. Заказ № 4989 ОАО «Издательство “Советский спорт”». 105064, г. Москва, ул. Казакова, 18. Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90. Сайт: www.sovsportizdat.ru E-mail: sovsport@mail.tascom.ru Отпечатано с электронной версии в ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ». 140010, г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403. Тел. (495) 554-21-86 © Кабачков В. А., Полиевский С. А., Буров А. Э., 2010 ISBN 978-5-9718-0453-6 © Оформление. ОАО «Издательство “Советский спорт”», 2010 Введение Модернизация образования является ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Важнейшая задача модернизации – обеспечение современного качества образования, соответствующего потребностям страны и мировым стандартам. Одно из ключевых требований подготовки специалиста – четко выраженная профессиональная направленность учебного процесса на формирование у студентов и учащихся навыков, связанных с характером предстоящей трудовой деятельности. В настоящее время профессиональное становление личности свелось по существу лишь к приобретению профессиональных знаний, двигательных умений и навыков. Требования производства, предъявляемые к человеку в связи с подготовкой к конкретным видам труда, поглотили универсальные характеристики личности, ее культурный потенциал, сформированность которых не менее значима для определения перспектив профессионального образования, дальнейшего личностного развития и реальных социальных перемен. Осуществляемая реформа профессионального образования должна представлять собой научно обоснованную долговременную программу совершенствования подготовки квалифицированных кадров на основе детерминации всех аспектов: организационного, правового, экономического, педагогического, психологического и т.д. Одним из важнейших средств обеспечения единства биологического и социального в культурном преобразовании личности является физическая культура, овладение ценностями которой способствует формированию социальной культуры личности. Вместе с тем необходимость целенаправленной подготовки человека к трудовой деятельности и накопление обширного фонда теоретических и экспериментальных данных о потенциале 3
Стр.2
физической культуры в этом процессе обусловили выделение специфической отрасли – профессионально-прикладной физической культуры, в целом направленной на создание реального состояния и перспективных основ подготовленности человека к успешному овладению профессией, оптимизацию его профессиональной деятельности. Профессиональная физическая культура в настоящее время переживает новый этап развития, так как современное состояние высокотехнологичного производства предъявляет повышенные требования к уровню развития профессиональных компетенций работников. Данная работа является попыткой суммировать и конкретизировать тот огромный научный багаж знаний, данных, исследований, практических рекомендаций, который был получен за более чем 40-летнее применение основ профилированной физической культуры, отразить все многообразие средств и форм профессиональной физической подготовки, что может помочь в решении задач профессиональной физической подготовки школьным учителям физической культуры, преподавателям вузов и средних профессиональных учреждений и всем заинтересованным специалистам. ГЛАВА 1 Возникновение и этапы развития профессиональной физической культуры Современные научные взгляды на происхождение физического воспитания исходят из утверждения, что определяющим в его развитии являются потребности экономического роста общества, что оно органически связано с трудовой и военной деятельностью человека. Теоретик физического воспитания Н.И. Пономарев по этому поводу писал, что в обществе нет другого средства кроме физической культуры, с помощью которого можно было бы физически готовить людей к новому производству. В истории развития трудовой деятельности человека физическая культура и спорт играют огромную роль. По мере развития производительных сил меняются формы трудовой деятельности людей, и в связи с этим возникают и новые формы физических упражнений. Если наши предки упражнялись в метании копья, чтобы успешнее охотиться, то для нас полностью отпало непосредственно утилитарное значение этого упражнения. Тем не менее развитие физкультуры и спорта не пошло по пути отбрасывания «отживших» видов физических упражнений. Они остались в арсенале физического воспитания, но к ним стали прибавляться новые, соответствующие новым формам трудовых действий. Примером поиска связи между физической культурой и новыми формами трудовой деятельности, возникшими в период раннего капитализма, является система выдающегося швейцарского педагога-демократа Песталоцци (1746–1827). Он хотел помочь бедствующим крестьянам и особенно подросткам приспособиться к труду на фабриках. С целью облегчить и ускорить их обучение он создал методики элементарного физического образования, 5
Стр.3
Этапы и содержание урока физкультурной коррекции 2. Основная часть 1 – Игра «Мяч капитану» 2 – Упражнения: лежа на животе, руки чуть шире плеч, ладони на уровне глаз. Упор на ладони. Медленно разгибать позвоночник, начиная с шейного отдела, затем – грудной, далее – поясничный. В момент наибольшего разгибания расслабить мышцы поясницы. Начиная опускать туловище, напрячь мышцы. Возвратиться в и.п., повторить то же постепенно, дыхание свободное, произвольное. Отдых, расслабление 3 – Сидя на пятках, взяв стопы руками, медленно сгибаться вперед, достать головой колени, а затем вернуться в и.п. Отдых. Расслабление 4) Стоя на коленях, медленно садиться на пятки, наклоняясь назад, лечь на пол. Упор на локти, затем вытянуть руки вдоль туловища. Вернуться в и.п. Расслабление, отдых 5 – Игра «Перетягивание за черту» Окончание табл. П.8.5 Дозировка 15 мин 3 мин СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................... 3 ГЛАВА 1 Возникновение и этапы развития профессиональной физической культуры ......................................................... 5 ГЛАВА 2 2 мин 2 мин 2–3 раза 8 мин 3. Заключительная часть. Ходьба по периметру в медленном темпе 2 мин Концептуальные основы профессиональной физической культуры ................................................................................................. 17 2.1. Критерии понятий «пригодность» и «готовность» к профессиональной деятельности ............................................................. 17 2.2. Механизм формирования двигательного навыка и принцип переноса тренированности на трудовую деятельность как парадигмы профессиональной физической культуры ................ 24 2.3. Профессиография – основной метод анализа трудовой деятельности в сфере профессиональной физической культуры ... 43 2.4. Профессиональные компетенции, профессионально важные качества и особенности их формирования .............................................. 52 ГЛАВА 3 Дидактико-методологические основы професиональной физической культуры ................................................................................................. 59 3.1. Структура профессиональной физической культуры личности ..... 59 3.2. Функции и задачи профессиональной физической культуры ......... 69 3.3. Средства профессиональной физической культуры ............................ 78 3.4. Профессионально-прикладная значимость видов спорта и их элементов как средств профессиональной физической культуры ....................................................................................... 3.5. Методы профессиональной физической культуры .............................. 98 ГЛАВА 4 Реализация профессиональной физической культуры в профессиональном образовании молодежи .............................. 106 4.1. Концепция и сущность системы непрерывного профессионального образования ................................................................ 106 4.2. Основные принципы реализации профессиональной физической культуры личности в образовательновоспитательном процессе .......................................................................... 109 4.3. Организационные формы профессиональной физической культуры ...................................................................................... 116 4.4. Прикладная направленность физического воспитания учащихся общеобразовательных школ ..................................................... 124 4.5. Организация и планирование профессиональной физической куль туры учащихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования .......................................... 141 4.6. Прикладная профессионально ориентированная физическая культура студентов вузов ............................................................................... 152 294 295 82
Стр.148
ГЛАВА 5 Основы превентивно-коррекционной профессиональной физической культуры ......................................................... 163 5.1. Психосоциальные проблемы профессионального самоопределения молодежи и поведенческие риски в сфере трудовой деятельности ................................................................... 163 5.2. Коррекционный механизм учебно-воспитательного процесса по физической культуре ................................................................................. 166 5.3. Взаимосвязь факторов, определяющих различные формы социальных деформаций, с развитием профессионально важных качеств будущих специалистов в процессе занятий профессиональной физической культурой ............................................. 170 5.4. Теоретические положения и модели превентивнокоррекционной профессиональной физической культуры ............... 183 ГЛАВА 6 Методы исследования профессиональной физической культуры личности ............................................................................. 190 6.1. Методы и критерии оценки сформированности профессиональной физической культуры .................................................................... 190 6.2. Диагностика профессионально важных качеств ................................... 194 6.3. Психодиагностика в профессиональной физической культуре личности ................................................................... 206 6.4. Оценка эффективности занятий профессиональной физической культурой .................................................................................... 214 6.5. Тесты для оценки специальных способностей, используемые в профессиональной физической культуре ............................................. 216 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................... 241 ГЛОССАРИЙ ................................................................................................................ 246 ЛИТЕРАТУРА .................................................................................................................... 253 Приложения 1. Направленность видов спорта на психофизиологические функции .................................................................................................................. 262 2. Инструменты профессиографического анализа ...................................... 264 3. Задачи профессиональной физической культуры применительно к ряду массовых профессий ............................................................................. 266 4. Планы-конспекты уроков с профессионально-прикладной направленностью (легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика) ........................................................................................................... 270 5. Разработка теоретического раздела ППФП для студентов, обучающихся по специальности «Литье черных и цветных металлов» (по С.В. Волоховой) ................................................ 273 6. Программа занятий профессиональной физической культурой студентов экономического блока профессий ........................................... 282 7. Программа обучения основам прикладного плавания в вузах Минрыбхоза ............................................................................................... 286 8. Комплексы физических упражнений для учащихся с акцентуациями характера (по В.И. Егозиной) ...................................... 288 296
Стр.149