Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Психология (220,00 руб.)

0   0
АвторыЛях Т. И., Лях М. В.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц171
ID186529
АннотацияУчебное пособие «Психология» включает в себя материал по курсам общей и возрастной психологии, входящим в блок психолого-педагогических дисциплин под общим названием психология. Эти дисциплины традиционно составляют блок базовых психологических курсов. Второй выпуск содержит основное содержание курса возрастной психологии. В этом пособии учтена специфика подготовки бакалавров направлений «Специальное (дефектологическое) образование, «Психолого-педагогическое образование». Содержание данного учебного курса адаптировано к требованиям вузовского образования. Адресовано специалистам в области психологии: студентам, аспирантам, преподавателям.
Кому рекомендованоАдресовано специалистам в области психологии: студентам, аспирантам, преподавателям.
Психология / Т.И. Лях, М.В. Лях .— 2-е изд. — Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 171 с. — URL: https://rucont.ru/efd/186529 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т. И. Лях, М. В. Лях ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие для бакалавров направлений «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование» В 2 выпусках 2-е издание Выпуск 2 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тула ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГПУ им. <...> Учебное пособие «Психология» включает в себя материал по курсам общей и возрастной психологии, входящим в блок психолого-педагогических дисциплин под общим названием психология. <...> Психология включается то в блоки психолого-педагогических дисциплин, то в блоки предметных дисциплин. <...> Психическое развитие ребенка от рождения до школы. <...> Учитывая специфику специальности «Специальная психология» при раскрытии межпредметных связей возрастной психологии с комплексом психолого-педагогических дисциплин, отдельно рассматриваются связи данной дисциплины со специальной психологией и практической психологией образования. <...> При характеристике психологических особенностей ребенка на каждом из возрастных этапов рассматриваются анатомо-физиологические особенности детей данного возраста и дети, составляющие группу риска в рамках данного возраста. <...> Эти два аспекта на ряду с традиционными аспектами (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психологические новообразования, особенности личности и психических процессов) позволят будущему специальному психологу рассматривать проблемы возрастной психологии в комплексе с биологическими и социальнопедагогическими особенностями возраста. <...> ПОНЯТИЕ О ПРЕДМЕТЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ Возрастная психология относится наряду с общей психологией к числу базовых психологических дисциплин. <...> Развитие психики составляет еще одно понятие, к изучению которого обращается возрастная психология. <...> Внимание философов и психологов всегда было приковано к вопросу о том, как происходит развитие психики человека. <...> В связи с этим, другой важной проблемой возрастной психологии является проблема <...>
Психология.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Психология.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Т. И. Лях, М. В. Лях ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие для бакалавров направлений «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование» В 2 выпусках 2-е издание Выпуск 2 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тула ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГПУ им. Л.Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 88я73 Л98 Рецензенты – доктор психологических наук, профессор Т. И. Шульга (Московский государственный областной университет); кандидат психологических наук, доцент Т. Г. Богданова (Московский государственный педагогический институт) Л98 Лях, Т.И. Психология: Учеб. пособие для бакалавров направлений «Специальное (дефектологическое) образование, «Психологопедагогическое образование»: В 2 вып. Вып. 2: Возрастная психология / Т. И. Лях, М. В. Лях. – 2-е изд. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2010. – 171 с. Учебное пособие «Психология» включает в себя материал по курсам общей и возрастной психологии, входящим в блок психолого-педагогических дисциплин под общим названием психология. Эти дисциплины традиционно составляют блок базовых психологических курсов. Второй выпуск содержит основное содержание курса возрастной психологии. В этом пособии учтена специфика подготовки бакалавров направлений «Специальное (дефектологическое) образование, «Психолого-педагогическое образование». Содержание данного учебного курса адаптировано к требованиям вузовского образования. Адресовано специалистам в области психологии: студентам, аспирантам, преподавателям. ББК 88я73 © Т.И. Лях, 2010. © Издательство ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2010.
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.................................................................................................................5 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии ..........................................7 1.1. Понятие о предмете возрастной психологии, ее структура и задачи ............7 1.2. Межпредметные связи возрастной психологии с комплексом психологопедагогических дисциплин ......................................................................................9 1.3. Методы возрастной психологии .....................................................................10 2. Проблема психического развития......................................................................16 2.1. Проблема психического развития как центральная проблема возрастной психологии ..............................................................................................................16 2.2. Анализ различных теоретических подходов к решению проблемы психического развития ...........................................................................................21 2.3. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.......23 3. Проблема периодизации психического развития ...........................................32 3.1. Понятие возраста в психологии......................................................................32 3.2. Анализ различных критериев периодизации психического развития. Понятие ведущей деятельности.............................................................................34 3.3. Периодизации психического развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) ........................................................................................................41 3.4. Периодизации психического развития человека на протяжении всего жизненного пути. ....................................................................................................46 4. Психическое развитие ребенка от рождения до школы.................................55 4.1. Период младенчества (первый год жизни): кризис новорожденности, младенчество, кризис 1 года ..................................................................................55 4.2. Период раннего детства (от 1 до 3 лет). Кризис 3 лет...................................66 4.3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 - 7 лет)..........................................................77 4.4. Кризис 7 лет. Проблема готовности к школьному обучению......................91 4.5. Дошкольники группы риска............................................................................96 5. Психологические особенности младшего школьного возраста..................101 5.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста..................................................................................................................101 5.2. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте................103 5.3. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста..................................................................................................................104 5.4. Психологические новообразования младшего школьного возраста..........113 5.5. Развитие психических процессов в младшем школьном возрасте ............114 5.6. Развитие личности младшего школьника ....................................................119 5.7. Младшие школьники «группы риска» .........................................................122 6. Психологические особенности подросткового возраста ..............................127 6.1. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста ............127 6.2. Кризис подросткового возраста. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте .........................................................................................129
Стр.3
6.3. Межличностное общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте..................................................................................................................136 6.4. Психологические новообразования подросткового возраста.....................142 6.5. Развитие личности подростка .......................................................................143 6.6. Развитие психических процессов в подростковом возрасте ......................148 6.7. Подростки «группы риска»...........................................................................149 7. Психологические особенности старшего школьного возраста: ранняя юность.......................................................................................................................156 7.1. Анатомо-физиологические особенности старшеклассника........................156 7.2. Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте.................157 7.3. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в старшем школьном возрасте................................................................................160 7.4. Психологические новообразования в старшем школьном возрасте. Развитие личности старшеклассника. .................................................................161 7.5. Развитие психических процессов в старшем школьном возрасте .............166 7.6. Старшеклассники «группы риска»...............................................................167
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Изучение психологии предусматривается практически всеми стандартами высшего профессионального образования. Данное обстоятельство обусловлено все возрастающим значением психологии и психологических знаний в современном обществе. Каждый студент обращается к изучению психологии. Очевидно, что студенты вузов с психологопедагогической направленностью изучают психологию значительно глубже и в большем объеме, т.к. от успешности владения психологическими знаниями во многом будет зависеть их профессионализм. Психология включается то в блоки психолого-педагогических дисциплин, то в блоки предметных дисциплин. Варьируется и количество часов, которое отводится на изучение данной дисциплины. В тоже время, обозначенное в стандарте содержание этой учебной дисциплины остается одинаковым, за исключением нескольких аспектов. Процесс преподавания психологии в рамках каждой из специальностей и направлений, очевидно, наряду с общими моментами должен отражать и специфику подготовки студентов. Однако этот вопрос недостаточно представлен как в образовательном стандарте, так и в учебниках и учебных пособиях по психологии. В дисциплине психология в стандартах высшего профессионального образования в качестве базовых дидактических единиц называются курсы общей, возрастной, социальной и педагогической психологии. Анализ современной учебной и учебно-методической литературы по психологии свидетельствует о том, что лишь немногие издания рассматривают психологию как единую дисциплину. Тем более, еще меньшее количество изданий отражают в этой единой дисциплине специфику специальности или направления, в рамках которых осуществляется изучение психологии. Особенность преподавания психологии в вузе составляет явно недостаточное количество часов, отводимых на аудиторное изучение данной дисциплины. Это приводит к тому, что значительное количество материала студенты должны осваивать самостоятельно. А для организации самостоятельной работы студентов требуются учебные пособия, написанные, с одной стороны, понятным для студентов языком, а, с другой стороны, отражающие современный уровень требований, предъявляемых к качеству знаний студентов по психологии. Данное учебное пособие предназначено в определенной мере учесть специфику преподавания психологии студентам, обучающимся по специальностям дефектологического профиля, в том числе по специальности 5 031900 «Специальная психология». При этом авторы стремятся представить содержание базовых разделов психологии – общей и возрас
Стр.5
тной психологии – в единстве их межкурсовых связей и связей с дисциплинами предметного блока. Первый выпуск в этом цикле учебных пособий содержал материал по курсу общей психологии, соответственно второй выпуск содержит учебный материал по курсу возрастной психологии. По замыслу авторов, по общей и возрастной психологии будут в дальнейшем изданы соответствующие рабочие тетради, помогающие и организующие самостоятельную работу студентов по данным базовым психологическим курсам. Пособие включает в себя семь тем, являющихся базовыми в изучении возрастной психологии: 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. 2. Проблема психического развития. 3. Проблема периодизации психического развития. 4. Психическое развитие ребенка от рождения до школы. 5. Психологические особенности младшего школьного возраста. 6. Психологические особенности подросткового возраста. 7. Психологические особенности старшего школьного возраста: ранняя юность. В каждой теме выделены вопросы, которые предшествуют рассмотрению лекционного материала. Затем этот лекционный материал структурируется в соответствии с указанными вопросами. В конце каждой темы приводится перечень основной и дополнительной современной литературы. Эти же вопросы являются основополагающими вопросами в перечне вопросов к экзамену по возрастной психологии. Учитывая специфику специальности «Специальная психология» при раскрытии межпредметных связей возрастной психологии с комплексом психолого-педагогических дисциплин, отдельно рассматриваются связи данной дисциплины со специальной психологией и практической психологией образования. Далее в теме «Проблема психического развития», наряду с традиционными вопросами раскрывается содержание понятий «норма» и «отклонение от нормы» в психическом развитии. При характеристике психологических особенностей ребенка на каждом из возрастных этапов рассматриваются анатомо-физиологические особенности детей данного возраста и дети, составляющие группу риска в рамках данного возраста. Эти два аспекта на ряду с традиционными аспектами (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психологические новообразования, особенности личности и психических процессов) позволят будущему специальному психологу рассматривать проблемы возрастной психологии в комплексе с биологическими и социальнопедагогическими особенностями возраста. 6
Стр.6
1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Вопросы: 1.1. Понятие о предмете возрастной психологии, ее структура и задачи. 1.2. Межпредметные связи возрастной психологии с комплексом психолого-педагогических дисциплин. 1.3. Методы возрастной психологии. 1.1. ПОНЯТИЕ О ПРЕДМЕТЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ Возрастная психология относится наряду с общей психологией к числу базовых психологических дисциплин. Это обусловлено тем, что изучение психики человека невозможно без обращения к ее генезису. На протяжении жизненного пути человека происходят изменения различных его сторон и характеристик, в том числе изменяется и его психика. Предмет возрастной психологии определен достаточно четко в различных источниках. Обратимся к анализу различных определений предметной области возрастной психологии. По мнению А.В. Петровского возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. И.Ю. Кулагина считает, что возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Л.Д. Столяренко в одном из последних изданий по психологии указывает, что возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. В учебнике по психологии, написанном коллективом авторов под редакцией И.В. Дубровиной, в качестве предмета возрастной психологии рассматриваются факты и закономерности развития психики человека, а так же развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В большом психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерекова и В.П. Зинченко возрастная психология характеризуется как раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Таким образом, большинство авторов указывают на то, что возрастная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты и закономерности развития психики человека на отдельных возрастных этапах его жизненного пути. В данном определении базовы7
Стр.7
ми понятиями выступают понятия психики, развития психики и понятие возраста. хологии. В качестве основных форм проявления психики выступают психические психические состояния, Понятие психики подробно рассматривается в курсе общей псипроцессы, индивидуальнопсихологические особенности личности. В контексте возрастной психологи эти формы проявления психики имеют свои особенности и характеристики на каждом возрастном этапе. Другими словами, давая психологическую характеристику того или иного возраста, необходимо раскрывать особенности перечисленных форм проявления психики на данном возрастном этапе. При этом часто соотносятся такие понятия как психика и личность. Очевидно, что более широким понятием является понятие психики, оно включает в себя и личностные характеристики человека. Развитие психики составляет еще одно понятие, к изучению которого обращается возрастная психология. Психологические особенности человека изменяются, развиваются и формируются на протяжении всей его жизни. Внимание философов и психологов всегда было приковано к вопросу о том, как происходит развитие психики человека. Поэтому одной из центральных проблем возрастной психологии является проблема закономерностей и условий психического развития человека. Жизненный путь человека подразделяется на ряд возрастных этапов. Поэтому, возрастная психология обращается к характеристике психологических особенностей каждого возраста и всех возрастных этапов в целом. В связи с этим, другой важной проблемой возрастной психологии является проблема периодизации психического развития человека. Подобное понимание предмета возрастной психологии и ее базовых проблем определяет структуру этой психологической дисциплины, отражающую отдельные возрастные этапы традиционно выделяемые в жизненном пути человека. Ее ветвями или разделами являются: 1) детская психология: − психология дошкольника; − психология младшего школьника; − психология подростка; − психология ранней юности (старшеклассника). 2) психология взрослого человека 3) психология старости или геронтопсихология. Нас будет интересовать не весь жизненный путь, а его начало – с рождения до 17 лет. Задачи возрастной психологии определяются спецификой возраста и логикой психического развития на каждом возрастном этапе. В соответствующих темах возрастной психологи как учебной дисциплины будут подробно рассмотрены задачи, решаемые конкретными разделами 8
Стр.8
возрастной психологии. Другими словами, специфика задач, решаемых возрастной психологией определяется особенностями предметной области данной науки. 1.2. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ С КОМПЛЕКСОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Возрастная психология входит в комплекс психологопедагогических дисциплин изучаемых с вузе. Она тесно связана с другими психологическими курсами: общей психологией, социальной, педагогической, дифференциальной, практической психологией образования и специальной психологией. Общая психология, рассматривающая базовые психологические категории является тем психологическим категориальным фундаментом, на котором выстраивается понятийный аппарат возрастной психологии. Так, категории психики, личности, деятельности, внимания, памяти, мышления, характера, способностей и т.п., дополняются в возрастной психологии содержанием, характеризующим тот или иной возраст. Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Каждый возраст – это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая – с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития. Практическая психология образования как самостоятельная отрасль психологии возникла сравнительно недавно. Ее предмет составляет психическое и психологическое здоровье учащихся. Категория учащихся включает в себя разные возрастные периоды. Поэтому, очевидно, что психическое и психологическое здоровье детей должно рассматриваться в контексте конкретного возраста и конкретных возрастных задач, решаемых на данном возрастном этапе. 9
Стр.9
Специальная психология обращается к изучению феноменологии механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов. Какими бы сложными не были нарушения психики, ее развитие у ребенка все равно происходит. Поэтому закономерности развития психики ребенка с различными нарушениями будут включать в себя наряду со специфическими и общие возрастные закономерности развития человека. 1.3. МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Метод исследования науки определяется как способ познания ее предметной области. Поэтому методы возрастной психологии имеют как общие для всей психологии особенности, так и специфические характеристики, отражающие специфику предмета возрастной психологии. Так же как в общей психологии, в возрастной психологии применяются основные (наблюдение и эксперимент) и вспомогательные методы исследования (беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности и т.п.). Их характеристика подробно дана в первом выпуске данного учебного пособия (общая психология). Вместе с тем, каждый из этих методов приобретает свои специфические черты, когда применяется в психологическом исследовании ребенка того или иного возраста. Наблюдение – незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение – сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт – действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится). Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями – известными учеными и психологами в результате наблюдений развития собственных детей. В. Прейер (1841 – 1897) в 1881 году опубликовал книгу «Душа ребенка», в которой представил итог многолетних наблюдений по строго разработанной им схеме 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.