Физически абрщавцние в вузам Т 8, М 2, 2002 3
Введение
Уважаемые читатели! <...> Журнал “Физическое образование в вузах” продолжает Публикацию статей по
актуальным вопросам преподавания физики и проблемам организации физического
образования в вузах и других учебных заведеьшях страны. <...> Николаева представляет собой попьгтку привлечь внимание преподавателей
физш<и к необходшиости уделять вьшмаьше на учебных занятиях одному из важнейших этапов
решения физических задач — выбору абстрактной модели, в рамках которой будет решаться
задача, описан тест (на основе знаменитой задачи о машине Атвуда), помогающшй учащимся
освоить “технологию” выбора абстрактной модели. <...> Розмана критически анализируется широко используемое
понятие “релятивистская масса”. <...> В статье из раздела “Вопросы преподавания общего курса физики в технических
университетах”, авторы которойП. <...> Г. Кужир, Н.П. ЪОркевич и С.А. Постанкевич, обсуждаются
различные модели взаимодействия “преподаватель — студент” на занятиях по общему курсу
физш<и — Ha примере раздела “Физт/ша твердого тела” для студентов инженерно-физического
профиля. <...> Четыре статьи раздела посвящены обсуждению различных аспектов фактически одной
проблемы — компьютерного тестирования знаний и умений учащихся. <...> Беланова и др. дается обоснование требованиям, которым должны удовлетворять
4 В.И. Ника/киев
компьютерные тесты по физике, предназначенные для текущего коьпроля знаьшй студентов И
для проверки Их “остаточных” знангип7г. <...> О результатах Централизованного
тестирования знаний по физш<е у абитуриентов в одном из регионов России рассказывается
в статье М.В. Алексеева иМ. <...> В другой статье того
же автора описываются компьютерные лабораторные работы по четырем различным темам
из раздела “Магнетгиши” общего курса физики: о свойствах парамагнетиков, о температурной
зависимости спонтанной намагниченности ферромагнетика в области точки Кюри, о законе
Кюри — Вейсса <...>
Физическое_образование_в_вузах_№2_2002.pdf
Физическое образование в âóçàõ, Ò. 8, ¹ 2, 2002
Введение
Уважаемые читатели!
Журнал “Физическое образование в вузах” продолжает публикацию статей по
актуальным вопросам преподавания физики и проблемам организации физического
образования в вузах и других учебных заведениях страны.
Номер журнала открывается, как обычно, статьями раздела “Концептуальные и
методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже”.
Статьи раздела (всего их пять) затрагивают как общие, так и конкретные вопросы преподавания
общего курса физики.
Статья Б.С. Дмитриева, Ю.И. Левина и Ю.П. Шараевского, посвященная системе
физического образования в классическом университете, содержит мысли и сомнения авторов
по вопросу о принципах построения современного общего курса физики.
В статье Л.Л. Страховой, А.А. Игнатьева и С.В. Овчинникова обсуждаются особенности
организации и методики преподавания курса физики в связи с необходимостью усиления
его профессиональной направленности – на примере студентов геологического факультета,
обучающихся по специальности “геофизика”.
Статья В.И. Николаева представляет собой попытку привлечь внимание преподавателей
физики к необходимости уделять внимание на учебных занятиях одному из важнейших этапов
решения физических задач – выбору абстрактной модели, в рамках которой будет решаться
задача; описан тест (на основе знаменитой задачи о машине Атвуда), помогающий учащимся
освоить “технологию” выбора абстрактной модели.
Две последние статьи раздела посвящены методическим вопросам преподавания основ
теории относительности в вузе. Статья К.В. Бычкова, А.С. Нифанова и И.М. Сараевой содержит
конспективное изложение методики преподавания кинематики специальной теории
относительности. В статье Г.А. Розмана критически анализируется широко используемое
понятие “релятивистская масса”.
В статье из раздела “Вопросы преподавания общего курса физики в технических
университетах”, авторы которой П.Г. Кужир, Н.П. Юркевич и С.А. Постанкевич, обсуждаются
различные модели взаимодействия “преподаватель – студент” на занятиях по общему курсу
физики – на примере раздела “Физика твердого тела” для студентов инженерно-физического
профиля.
В разделе журнала “Методика аудио-, видео- и компьютерного обучения” – наибольшее
число статей: восемь. Основное внимание уделяется в них обсуждению различных
методических аспектов применения компьютеров в организации обучения и оценке его
эффективности.
Четыре статьи раздела посвящены обсуждению различных аспектов фактически одной
проблемы – компьютерного тестирования знаний и умений учащихся. В статье
А.С. Беланова и др. дается обоснование требованиям, которым должны удовлетворять
3
Стр.1
4
В.И. Николаев
компьютерные тесты по физике, предназначенные для текущего контроля знаний студентов и
для проверки их “остаточных” знаний. В статье Д.О. Жукова и др. описывается программа, с
помощью которой можно организовать базу данных, предназначенную для тестирования
знаний учащихся по курсу физики (как, впрочем, и по другим дисциплинам). Аналогичная
программа описана в статье С.А. Казанцева и М.А. Поливанова: с ее помощью можно не
только создать базу данных для тестирования (она состоит из вопросов и вариантов ответов),
но и автоматизировать процедуру составления билетов. О результатах централизованного
тестирования знаний по физике у абитуриентов в одном из регионов России рассказывается
в статье М.В. Алексеева и М.М. Алексеева.
Статья А.В. Машукова и др. посвящена анализу опыта использования современных
информационных технологий на занятиях по физике, описанию конкретных примеров их
применения, обоснованию рекомендаций для преподавателей, ведущих занятия, в том числе
и при заочной форме обучения.
В статье А.М. Толстика предлагается новая методика изучения основ физики – с
помощью “учебного компьютерного эксперимента”, в котором объектом изучения являются
абстрактные модели с варьируемыми параметрами, а методом изучения – совокупность
всего разнообразия компьютерных средств решения физических задач. В другой статье того
же автора описываются компьютерные лабораторные работы по четырем различным темам
из раздела “Магнетики” общего курса физики: о свойствах парамагнетиков, о температурной
зависимости спонтанной намагниченности ферромагнетика в области точки Кюри, о законе
Кюри – Вейсса, о ферромагнитных доменах.
В последней статье раздела (ее авторы А.И. Моисеев и Л.П. Муркин) подробно описаны
программное и аппаратурное обеспечение для лабораторной работы по теме “Звуковые
волны” общего курса физики, в которой с помощью компьютера осуществляется Фурьепреобразование
сигналов.
Номер завершается двумя статьями из раздела “Связь общего курса физики с другими
дисциплинами”. В статье Т.Я. Дубнищевой и А.Д. Рожковского обсуждается концептуальная
роль синергетических принципов в преподавании основ современного естествознания
будущим специалистам различных областей деятельности – прежде всего “гуманитариям”.
И наконец, статья Б.А. Бенецкого и Н.Г. Гончаровой, посвященная воздействию различных
видов излучений на людей, по замыслу авторов, призвана помочь преподавателям и
учащимся, независимо от их конкретной специализации, в получении систематизированных
сведений по радиационной безопасности и тем самым восполнить почти наверняка
имеющиеся в их образовании пробелы по этому столь злободневному сейчас вопросу.
Хотелось бы, по случаю, напомнить всем вам, дорогие читатели журнала “Физическое
образование в вузах”, что редколлегия ждет от вас новых статей по проблематике журнала, а
также отзывов о его работе и предложений по ее улучшению.
Ответственный редактор
В.И. Николаев
Стр.2