Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Физическое образование в вузах

Физическое образование в вузах №2 1997

0   0
Страниц108
ID178818
АннотацияДанный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ. Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор МИФИ, научный руководитель Высшей школы им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ О.Н. Крохин. Основные разделы журнала 1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже. 2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах. 3. Современный лабораторный практикум по физике. 4. Демонстрационный лекционный эксперимент. 5. Информационные технологии в физическом образовании. 6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях. 7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента. 8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами. 9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Физическое образование в вузах .— Москва : Издательский дом МФО .— 1997 .— №2 .— 108 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/178818 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основной темой данного номера журнала "Физическое образование в вузах" стала проблема преподавания физики в непрофильных вузах и взаимодействия кафедр физики и инженерных дисциплин. <...> Фундаментальный курс физики в Московском государственном университете леса". <...> В ней рассказывается об успешном опыте преподавания курса физики для инженеров наукоемких специальностей на основе концепции фундаментального курса, выдвинутого А.Д. Сухановым в 1981 г. Статья Ржепецкого К. Л. <...> Концепция преподавания физики в военных инженерных вузах" посвящена принципиальным вопросам физического образования в военных инженерных вузах. <...> Соотнесение физического образования с профессиональной ориентацией в вузах нефизического профиля" рассматривается проблема взаимосвязи курса физики и специальных дисциплин, определяющих профиль технического вуза. <...> Введено понятие "физикоаксиоматического" обеспечения общеинженерных и специальных дисциплин. <...> Сложной проблеме мотивации углубленного изучения физики в техническом вузе посвящена статья Соколова Ю.В. <...> Пути экологизации физических знаний в вузе" содержит интересную информацию о возможности использования физических знаний для формирования экологической культуры специалистов. <...> Подчеркивается полезность изучения экологических проблем для освоения курса физики в целом. <...> Гироскоп в курсе общей физики" дано относительно простое объяснение поведения такой сложной модели как гироскоп. <...> Проблемам создания и функционирования специализированной физической аудитории посвящается статья Кунина В.Н. и Грунской Л.В. <...> (Нижегородское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО) <...> Ультрафиолетовый фотоприемник в физическом практикуме" и статья Молоткова Н.Я. и Постульгина А.В. <...> (Нижегородское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО) <...> Учебная программа подготовки курсантов по физике в высших военных училищах ПВО при переходе на Государственный стандарт образования" и Ипполитовой <...>
Физическое_образование_в_вузах_№2_1997.pdf
Основной темой данного номера журнала "Физическое образование в вузах" стала проблема преподавания физики в непрофильных вузах и взаимодействия кафедр физики и инженерных дисциплин. Номер открывается статьей Баранцева В.Г. и Харченко В.Н. ( Московский государственный университет леса) "Фундаментальный курс физики в Московском государственном университете леса". В ней рассказывается об успешном опыте преподавания курса физики для инженеров наукоемких специальностей на основе концепции фундаментального курса, выдвинутого А.Д. Сухановым в 1981 г. Статья Ржепецкого К. Л. (Высшее военно-морское инженерное училище, СПетербург ) "Концепция преподавания физики в военных инженерных вузах" посвящена принципиальным вопросам физического образования в военных инженерных вузах. Подчеркивается базовое значение курса физики по отношению к техническим дисциплинам и необходимость сохранения его целостности. В статье Фоменко В.В. (Государственная летная академия Украины) "Соотнесение физического образования с профессиональной ориентацией в вузах нефизического профиля" рассматривается проблема взаимосвязи курса физики и специальных дисциплин, определяющих профиль технического вуза. Введено понятие "физикоаксиоматического" обеспечения общеинженерных и специальных дисциплин. Той же проблеме посвящена и статья Айзенцона А.Е. (Военный автомобильный институт) "Физика и профиль вуза". В ней подчеркивается необходимость обеспечения фундаментального характера курса физики и использования прикладных инженерных задач в практических и лабораторных занятиях. Сложной проблеме мотивации углубленного изучения физики в техническом вузе посвящена статья Соколова Ю.В. (Харьковский политехнический университет) "Физика как основа технического творчества". В ней обсуждаются некоторые педагогические подходы, позволяющие связать изучение физики и техники, стимулировать инженерное творчество и системное мышление будущих специалистов. Следующая статья Литовского В.В.(Уральский государственный профессиональнопедагогический университет ) "Пути экологизации физических знаний в вузе" содержит интересную информацию о возможности использования физических знаний для формирования экологической культуры специалистов. Подчеркивается полезность изучения экологических проблем для освоения курса физики в целом. Важный пример использования физических знаний в такой области, как экономика, дается в статье Алешиной Е.В., Браже Р.А., Грешновой А.А. (Ульяновский государственный технический университет) "Физические методы в экономических дисциплинах". В ней показано, что математическая формулировка многих чисто экономических проблем аналогична известным проблемам физики из области нелинейной динамики. Показано, что в об
Стр.1
ласти экономики оказывается очень полезным использование некоторых новых понятий (например, потенциальной функции рынка), характерных для физики. Последующая группа статей содержит обсуждение методических вопросов, возникающих в учебном процессе по физике. Статья Кондратьева А.С.(Российский государственный педагогический университет) и Суханова А.Д. (Московский государственный уни- . верситет) "Давление в идеальных газах при наличии силовых полей" демонстрирует, что давление любых идеальных газов ( в том числе вырожденных) при наличии силовых полей, действующих на внутренние степени свободы, определяются только средней кинетической энергией поступательного хаотического движения частиц. В статье Рыбина Б. С. (Одесская государственная академия пищевых технологий) "Гироскоп в курсе общей физики" дано относительно простое объяснение поведения такой сложной модели как гироскоп. Проблемам создания и функционирования специализированной физической аудитории посвящается статья Кунина В.Н. и Грунской Л.В. (Владимирский государственный университет) "Специализированная физическая лекционная аудитория". К ней примыкает статья Самарина В.П.(Нижегородское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО) "Наглядность физического толкования явления дисперсии электромагнитных волн", дающая пример использования демонстраций для наглядного истолкования важного физического эффекта. Три относительно небольшие заметки дают примеры новых методических подходов статья Погорельского A.M. и Христофорова В.В. к лабораторным работам. Это (Новосибирский государственный технический университет) "Применение метода спектральных отношений в лабораторной работе по тепловому излучению", статья Федорова М.И. (Вологодский политехнический институт) "Ультрафиолетовый фотоприемник в физическом практикуме" и статья Молоткова Н.Я. и Постульгина А.В.(Тамбовский государственный университет) "Лабораторная работа по исследованию анизотропных электрических и Оптических свойств одноосного крисстала". В данном номере публикуются и две авторские программы курсов по физике. Они содержатся в статьях Червовой А.А. и Самарина В.П. (Нижегородское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО) "Учебная программа подготовки курсантов по физике в высших военных училищах ПВО при переходе на Государственный стандарт образования" и Ипполитовой Г.К. и Рудого Ю.Г.(Московский автомобильно-дорожный институт) "Авторская программа элективного курса " Физические основы микроэлектроники". В заключение номера публикуется информация о выходе в свет очередного выпуска новой серии журнала "Вестник Российского университета дружбы народов" - "Фундаментальное естественнонаучное образование (ФЕНО) и об организации IV Конференции стран Содружества "Современный физический практикум" в период 13-16 октября 1997 года в г. Челябинск Ответственный редактор номера А.Д. Суханов
Стр.2