Таким образом, само понятие «методов обучения» отражает некое соотношение активности учителя и ученика в данном
процессе. <...> Курс «Методы активного социально-психологического обучения», предназначенный для студентов вуза, предполагает формирование у них представления о данных методах, а также содержательное знакомство с ними на теоретическом и практическом уровне. <...> Задачами курса является:
- определение понятия «методов активного социально-психологического
обучения», их классификация,
- формирование у студентов навыков использования активных форм и методов социально-психологического обучения в собственной практике,
- методическая подготовка студентов к предстоящей практике. <...> Состояние проблемы и понятие методов обучения
Систематические основы активного обучения были заложены на рубеже 70-х
годов в исследованиях педагогов и психологов по проблемному обучению
( В.Оконь <...> Это деловые, ролевые игры, метод анализа конкретных ситуаций, дискуссии, имитационное моделирование, выездные заседания и т. п. <...> В 70-80-х годах ХХ века активные методы социально-психологического
обучения ассоциировались прежде всего с социально-психологическим тренингом (это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирование коммуникативных навыков,
оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать
стереотипы и решать личностные проблемы участников). <...> Н.И. Шевандрин использует следующую логику рассмотрения самого понятия «методов активного социально-психологического обучения»: от « метода
обучения» к « методам активного обучения», «активным групповым методам
обучения» и завершает этот ряд « социально-психологические методы саморазвития личности», выделение которых в данном контексте проблематично,
ибо их можно отнести к тренингу или к области психотерапии. <...> На наш взгляд, «методы активного социально-психологического обучения» понятие <...>
Методы_активного_социально-психологического_обучения.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Т. М. Щеглова
МЕТОДЫ АКТИВНОГО
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методическое пособие по курсу
Шуя 2009
Стр.1
УДК 159.9
ББК 88.4
Щ 33
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»
Автор-составитель:
Т.М.
Щеглова, кандидат психологических наук, доцент
Рецензенты:
И. П. Арефьев, доктор педагогических наук, профессор,
Н.В. Попель, кандидат психологических наук, доцент кафедры
психологии ИвГУ
Щ 33..Щеглова Т.М. Методы активного социально-психологического обучения.
Учебно-методическое пособие по курсу. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО
«ШГПУ», 2009. – 78 с.
©
©
2009
2
Щеглова Т.М., 2009
ГОУ ВПО «ШГПУ»,
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 4
Глава 1. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ........................................................5
1.1. Состояние проблемы и понятие методов обучения.............................5
1.2. Методы и формы активного обучения.................................................. 9
Глава 2. АКТИВНЫЕ ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.........14
2.1. Дискуссионные методы..........................................................................14
2.2. Игровые методы......................................................................................21
2.3. Классификация деловых игр..................................................................28
2.4. Социально-психологический тренинг.................................................. 33
2.5. Сенситивный тренинг.............................................................................37
Глава 3. МЕТОДЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.......................... 40
3.1 Самопрограммирование..........................................................................40
3.2. Психодрама..............................................................................................42
3.3. Медитация............................................................................................... 46
3.4. Аутогенная тренировка.......................................................................... 48
3.5. Трансактный анализ.............................................................................51
УЧЕБНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................... 55
Приложение 1. Игровые методы.................................................................55
1.1. Дидактические игры..............................................................................55
1.2. Развивающие игры /познавательные процессы /................................56
1.3. Учебная деловая игра /по психологии/............................................... 57
1.4. Ситуации для ролевой игры................................................................. 58
Приложение 2. Тренинговые упражнения................................................. 60
2.1.Упражнения для тренинга сенситивности.............................................60
2.2. Упражнения для тренинга общения......................................................62
2.3. Тренинг уверенного поведения............................................................. 64
2.4. Тренинг креативности............................................................................ 65
2.5. Тренинг личностного роста для подростков........................................67
Приложение 3. Анкета для оценки эффективности тренинга..................69
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................70
Приложение 1. Программа курса «Методы активного социально-психологического
обучения»..................................................................................70
Приложение 2. Вопросы к экзамену /зачёту/.............................................72
ЛИТЕРАТУРА..............................................................................................76
3
Стр.3