Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Методический подход к формированию инновационного потенциала как необходимому условию интеграции вуза в национальную инновационную систему: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук (220,00 руб.)

0   0
АвторыРакутько Светлана Юрьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц183
ID176950
АннотацияОдним из инструментов управления вузов является инновационный потенциал, реализация которого в результате системного взаимодействия с наукой и бизнесом позволит повысить инновационную активность основных компонентов национальной инновационной системы. В исследовании разрабатывается методологический подход к формированию инновационного потенциала вуза как фактора его интеграции в инновационную систему страны. Автором выявлены и систематизированы факторы, влияющие на формирование и развитие инновационного потенциала вуза, разработан методологический подход к оценке инновационного потенциала вуза. На примере высших учебных заведений г. Владивостока проведена верификацию предложенного метода оценки инновационного потенциала.
Методический подход к формированию инновационного потенциала как необходимому условию интеграции вуза в национальную инновационную систему: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / С.Ю. Ракутько .— : [Б.и.] .— 183 с. — URL: https://rucont.ru/efd/176950 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

11 1.2 Интеграция вузовской науки в национальную инновационную систему . <...> Инновационная активность хозяйствующих субъектов во многом определяет экономический рост и прямо влияет на конкурентоспособность страны на мировом рынке. <...> Мы исходим из того, что одним из инструментов управления вузов является инновационный потенциал, реализация которого в результате системного взаимодействия с наукой и бизнесом позволит повысить инновационную активность основных компонентов национальной инновационной системы. <...> Инновационный потенциал предприятия рассматривали в своих работах Л.С. Бляхман, Е. <...> При этом в существующих подходах недостаточно учтено влияние процесса интеграции на формирование и развитие потенциала вуза, что не позволяет в полной мере оценить его интегративные свойства и соответственно 6 оказывать управляющее воздействие на инновационную активность вузов для решения проблемы повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке. <...> Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:  изучить тенденции развития системы высшего образования в условиях интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему и выявить факторы, влияющие на этот процесс;  уточнить содержание понятия «инновационный потенциал вуза»;  выявить и систематизировать факторы, влияющие на формирование и развитие инновационного потенциала вуза;  сформулировать и обосновать принципы методического подхода к оценке инновационного потенциала вуза;  разработать методический подход к оценке инновационного потенциала вуза;  провести верификацию предложенного метода оценки инновационного потенциала на примере высших учебных заведений г. Владивостока. <...> Объектом исследования является процесс интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему. <...> Развитие методов и форм коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях <...>
Методический_подход_к_формированию_инновационного_потенциала_как_необходимому_условию_интеграции_вуза_в_национальную_инновационную_систему_диссертация_на_соискание_ученой_степени_кандидата_экономических_наук.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА На правах рукописи Ракутько Светлана Юрьевна МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК НЕОБХОДИМОМУ УСЛОВИЮ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗА В НАЦИОНАЛЬНУЮ ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ Специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями» Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководитель – доктор экономических наук, профессор В.Г. Сазонов Владивосток – 2012
Стр.1
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ ............................................................ 11 1.1 Высшее образование России в условиях интеграции в национальную инновационную систему .................................................... 11 1.2 Интеграция вузовской науки в национальную инновационную систему ................................................... 24 1.3 Проблемы оценки инновационного потенциала вуза в контексте интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему ... 45 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА ....................................... 54 2.1 Методический подход к сущности инновационного потенциала вуза ................................................................. 54 2.2 Формирование структуры инновационного потенциала вуза ............... 63 2.3 Классификация факторов и формирование принципов оценки инновационного потенциала вуза ................................................................. 78 3 МЕТОД ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА .... 89 3.1 Теоретическое обоснование метода оценки инновационного потенциала вуза ................................................................. 89 3.2 Совершенствование методов управления инновационным потенциалом вуза ............................................................... 99 3.3 Повышение конкурентоспособности инновационного потенциала вуза ............................................................... 110 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................... 123 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................................... 127 ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................... 146
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ 1. Актуальность темы исследования. Основной тенденцией развития современного общества является переход экономики на инновационный путь развития. Именно инновации становятся основным фактором производства во всех отраслях национального хозяйства. Инновационная активность хозяйствующих субъектов во многом определяет экономический рост и прямо влияет на конкурентоспособность страны на мировом рынке. В глобальной мировой конкуренции лидерами выступают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для развития инновационного процесса. Даже в условиях часто повторяющихся финансовых кризисов инновации создают возможность экономического роста, тем самым развивая конкурентные преимущества страны на мировом рынке. Экономическое развитие страны не может осуществляться без науки и образования, которые сыграют роль главных генераторов инновационных идей. Взаимодействие науки и образования создает условия для эффективного развития материальной сферы экономики. Именно новые знания становятся основным ресурсом, задающим вектор развития производству. В этих условиях сфере высшего образования отводится почетное место: способствовать взаимодействию основных компонентов национальной инновационной экономики: образованию, науки и бизнесу. От эффективности развития системы высшего образования зависит экономический рост страны, так как именно она является «поставщиком» научных высококвалифицированных кадров. В настоящее время инновационная полезность высшей школы остается низкой, что является следствием недостаточной эффективности реализации инновационного потенциала в интересах выполнения функций государства по становлению и развитию инновационной экономики в целях обеспечения конкурентоспособности России на мировом рынке.
Стр.3
4 Причины кроются не только в устаревшей материально-технической базе, во многом они обусловлены сохраняющимся разрывом связей с академической наукой и отсутствием реальной взаимосвязи с бизнесом – основным проводником коммерциализации инноваций. Устаревший механизм управления системой высшего образования, основным инструментом которого выступают аккредитация и лицензирование высших учебных заведений, снижает динамику процесса интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему. Мы исходим из того, что одним из инструментов управления вузов является инновационный потенциал, реализация которого в результате системного взаимодействия с наукой и бизнесом позволит повысить инновационную активность основных компонентов национальной инновационной системы. Последняя, в свою очередь, обеспечит конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке. В этом свете возникает необходимость в разработке и обосновании методического подхода к формированию инновационного потенциала как инструмента повышения инновационной активности вуза. Важность решения проблемы совершенствования инструментария управления вузом в условиях формирования и развития национальной инновационной системы предопределила актуальность выбранной темы диссертационного исследования. Степень научной разработанности проблемы. Впервые вопросы экономики образования исследовали в своих работах А. Маршалл, У. Петти, А. Смит, Ж. Фишер. Существенное значение в теорию управления внесли выдающиеся зарубежные ученые-экономисты И. Ансофф, П. Друкер, М. Портер, Ф. Хайек, А. Файоль, Й. Шумпетер, Г. Эмерсон и др., а также российские ученые, посвятившие научные исследования этим проблемам: А.И. Агеев, А.В. Бусыгин, А.Б. Дайновский, Г.А. Егизарян, Г.Б. Клейнер, С.Л. Костанян, В.В. Осипов и др. Среди зарубежных ученых значительное внимание проблемам экономики образования уделяют
Стр.4
5 такие известные экономисты, как Р. Акофф, Г. Беккер и др. Проблемам высшего образования посвящены работы многих отечественных ученых: Б.Л. Аграновича, А.В. Белоцерковского, В.И. Жураковского, Г.И. Лазарева, Г.И. Мальцевой и др. Вопросы совершенствования организационноэкономических механизмов управления исследовались П. Друкером, Т. Питерсом, В.А. Созиновым, В.Г. Сазоновым, Р.А. Фатхутдиновым, Д.К. Шевченко, И. Шумпетером и др. Проблемам формирования системы показателей посвятили свои работы Р. Каплан, П. Нивен, Д. Нортон, В.Г. Сазонов, Р.А. Фатхутдинов и др. Подходы к управлению потенциалом рассматривали в своих трудах следующие ученые: А.И. Анчишкин, И.В. Брячак, И.П. Дежкина, Е.А. Нежавенко, Л.Д. Ревуцкий, Н.А. Самарская, Э.И. Фигурнов, Д.К. Шевченко и др. Инновационный потенциал предприятия рассматривали в своих работах Л.С. Бляхман, Е. Дихтль, Ю.П. Морозов, Р. Нельсон, Э. Уткин, Н.И. Морозова, С. Фриман, Х. Хершген и др. Исходя из цели и задач исследования в работе проведен анализ научной литературы, посвященный проблемам формирования инновационной экономики. Среди авторов значительное внимание данным проблемам уделяют экономисты Н.А. Александрова, И.В. Журавский, Н.А. Завалько, А.К. Клюев, А.В. Кузнецов, С.В. Носов, Е.Л. Смольянова и др. Вопросами стратегического управления вузами в условиях инновационного развития страны и обеспечения конкурентоспособности занимаются такие ученые, как Е.М. Белый, Н.А. Завалько, А.К. Клюев, Е.А. Князев, А.П. Латкин и др. В целом работы вышеперечисленных ученых характеризуются проработкой методологии управления, а также теоретических и методических аспектов оценки деятельности социально-экономических объектов, в том числе потенциала вуза в условиях становления инновационной экономики. При этом в существующих подходах недостаточно учтено влияние процесса интеграции на формирование и развитие потенциала вуза, что не позволяет в полной мере оценить его интегративные свойства и соответственно
Стр.5
6 оказывать управляющее воздействие на инновационную активность вузов для решения проблемы повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке. Актуальность проблемы, обусловленная недостаточной научной разработанностью ее отдельных аспектов, предопределила выбор темы, цели и задач, объекта и предмета диссертационного исследования. Цель и задачи диссертационного исследования: разработка методического подхода к формированию инновационного потенциала вуза как фактора его интеграции в национальную инновационную систему. Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:  изучить тенденции развития системы высшего образования в условиях интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему и выявить факторы, влияющие на этот процесс;  уточнить содержание понятия «инновационный потенциал вуза»;  выявить и систематизировать факторы, влияющие на формирование и развитие инновационного потенциала вуза;  сформулировать и обосновать принципы методического подхода к оценке инновационного потенциала вуза;  разработать методический подход к оценке инновационного потенциала вуза;  провести верификацию предложенного метода оценки инновационного потенциала на примере высших учебных заведений г. Владивостока. Объектом исследования является процесс интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему. Предметом исследования является методический подход к формированию инновационного потенциала вуза как необходимого условия его интеграции в национальную инновационную систему.
Стр.6
7 Область исследования соответствует пункту п. 2.2 паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»: «Разработка методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах»; 2.6 «Разработка методов и механизмов интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему и мировой инновационный процесс. Развитие методов и форм коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях»; 2.9 «Оценка инновационного потенциала экономических систем». Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили положения экономической теории, исследования отечественных и зарубежных ученых, представленные в виде статей, научно-исследовательских работ, монографий, учебных изданий по вопросам интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему, а также федеральные законы РФ в сфере высшего профессионального образования, нормативные и иные правовые акты Министерства науки и образования. Информационной базой исследования явились данные периодических изданий, материалов научно-практических конференций, семинаров, статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ об инновационной активности сферы образования, науки и производства, информационные ресурсы сети Интернет. Наиболее существенные результаты исследования:  на основе исследования российских и мировых тенденций развития национальной экономики России определена роль системы высшего профессионального образования в процессе интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему;  рассмотрен механизм действующей системы управления высшим профессиональным образованием, основным инструментом которого является аккредитационная оценка совокупного потенциала вуза, а также выявлено его несовершенство в современных условиях;
Стр.7
8  выявлены и классифицированы факторы внешней и внутренней среды вуза, которые выступают детерминантами инновационной активности;  разработана система принципов оценки, которая в отличие от существующих позволяет сформировать инновационный потенциал вуза как совокупность имеющихся ресурсов и возможностей и оценить степень его реализации;  разработан методический подход к оценке инновационного потенциала вуза, отличительной особенностью которого является то, что он позволяет обеспечить системное взаимодействие вуза с наукой и бизнесом, направленное на создание системного эффекта. Научная новизна диссертационного исследования:  уточнено содержание понятия «инновационный потенциал вуза», отличительной особенностью которого от ранее известных является отражение интегративных свойств, являющихся результатом системного взаимодействия вуза с наукой и бизнесом;  разработан методический подход к управлению процессом интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему, отличительной особенностью которого является то, что формирование структуры инновационного потенциала по принципу возможной его реализации в процессе системного взаимодействия с наукой и бизнесом обеспечит переход вуза в более качественное состояние;  предложен и обоснован метод формирования структуры инновационного потенциала вуза, который позволит наиболее объективно оценить результативность деятельности вуза на основе многомерного обобщающего интегрального показателя конкурентоспособности в зависимости от степени системного взаимодействия с наукой и бизнесом. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что:  использование полученных результатов будет способствовать формированию научно обоснованной концепции управления инновационным
Стр.8
9 потенциалом вуза – фактора интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему;  предложенный метод оценки инновационного потенциала может быть использован учебными заведениями в целях повышения инновационной активности и разработки стратегии вуза как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Апробация результатов исследования представлена автором в выступлениях и докладах на международной научной конференции «Российский Дальний Восток и страны АТР: воспроизводство ресурсов и проблемы социально-экономического развития» (Владивосток, ТГЭУ, 2009 г.); международной научно-практической конференции «Формирование образа России в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве» (Владивосток, ДВГУ, 2009 г.); международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития Азиатско-Тихоокеанского региона» (Находка, ИТиБ, 2009 г.); юбилейной научно-практической конференции Вологдинские чтения «Социальные технологии: Экономика и менеджмент» (Владивосток, ДВГТУ, 2010 г.); VI международной научнопрактической конференции «Образование и наука 21 век» (София, 2010 г.); VIII Международной научно-практической конференции «Образование и наука 21 век» (Прага, 2011–2012 г.). По теме диссертации опубликовано 12 статей общим объемом 2,44 п.л. (из них 8 авторских 1,75 п.л.), в том числе 3 статьи в изданиях ВАК РФ. Структура и объем диссертации: состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 143 страницах машинописного текста, включает 14 рисунков, 13 таблиц, 9 приложений. Список литературы насчитывает 193 наименования. Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены цель, задачи и приведены наиболее существенные результаты исследования; раскрыта научная новизна и практическая значимость работы.
Стр.9
10 В первой главе «Теоретические аспекты интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему» исследовано состояние инновационной активности вузовской науки; описаны причины низкой инновационной активности вузов; исследован процесс интеграции вузовской науки и выявлены основные его компоненты; обоснована необходимость изменения методов управления вузами в условиях становления и развития инновационной экономики. Во второй главе «Исследование методического подхода к оценке инновационного потенциала вуза» исследовано понятие «инновационный потенциал вуза»; обоснована необходимость управления им как фактором интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему; сформулирована система принципов оценки инновационного потенциала вуза; разработана классификация факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие инновационного потенциала вуза. В третьей главе «Метод оценки инновационного потенциала вуза» представлена общая характеристика и методические основы метода оценки инновационного потенциала вуза; проведена количественная оценка уровня конкурентоспособности инновационного потенциала вуза в конкурентной среде; показана технология применения метода оценки конкурентоспособности инновационного потенциала на примере государственных университетов г. Владивостока. В заключении обобщены основные результаты исследования.
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.