Наталья Ключарева
РОССИЯ: ОБЩИЙ ВАГОН
Наталья Ключарева
РОССИЯ:
ОБЩИ
Й ВАГОН
ОБЩИЙ
УДК 882
ББК 84 (2Рос-Рус)
К 52
1
Ключарева Н. <...> К 52
Молодому писателю Наталье Ключаревой удалось в первом же романе самое сложное: не просто сочинить великолепную литературу, но стать голосом целой страны со всей
ее болью, слезами растерзанной, пьяной, но и прекрасной,
и сильной. <...> Есть, однако, мнение, что «Россия: общий вагон», как и «Санькя» Захара Прилепина, предтеча будущей русской литературы гордой, злой и прекрасной. <...> Иногда прямо среди разговора, иногда от
сильного весеннего ветра или от переходов
метро, похожих на космические корабли. <...> ..»
Никита опять вернулся в себя и вышел
покурить. <...> На дне! весело крикнул Никита и стал
пробираться к выходу. <...> В конце вагона голосистая продавщица
носков вступила в неравный бой с проводницей, чей густой бас перекрывал все ответные реплики. <...> Обнимемся и не замерзнем, говорила продавщица носков Антонина
Федоровна, расстилая по лавке полиэтиленовые пакеты. <...> Я раньше как Севка была, сказала Антонина Федоровна. <...> Да пока не очень, легко призналась
Антонина Федоровна. <...> 10
11
Тоня Киселева выросла в маленьком шахтерском поселке Хальмер-Ю. <...> «Вот дура!» хором говорили ей бывшие
земляки, когда она уезжала обратно в Хальмер-Ю из воркутинского роддома. <...> После
отъезда Капелькиных они остались в Хальмер-Ю одни. <...> А потом? тихо спросил Никита надолго замолчавшую Антонину Федоровну. <...> Антонина Федоровна уговаривала продавца купить у нее «отличные шерстяные носки».
ночью паровоз, посадил меня в кабину, и
поехали мы в Хальмер-Ю моего Николая
искать. <...> Юнкер, как и положено русскому дворянину, говорил о судьбах отечества. <...> Я, например, вино люблю вкусное, музыку
хорошую, мемуары Рихтера вот читаю... <...> В тот же день Никита заметил у него на
столе, кроме мемуаров Рихтера, воспоминания эстета-террориста Бориса Савинкова. <...> 4
Да ты влюбился в него! смеялась взрослая девушка Аля, когда Никита рассказывал ей про Юнкера. <...> Никита пил зеленый <...>
Россия,_общий_вагон.pdf
Наталья Ключарева
РОССИЯ: ОБЩИЙ ВАГОН
Стр.1
ОБЩИЙ ВАГОН
Наталья Ключарева
РОССИЯ:
ЛИМБУС ПРЕСС
СанктПетербург
Москва
Стр.2
УДК 882
ББК 84 (2Ðîñ-Ðóñ)
К 52
1
К 52
Ключарева Н.
Россия: общий вагон. – СПб.: Лимбус Пресс,
ООО «Издательство Ê. Òóáëèíà», 2007. – 200 ñ.
Молодому писателю Наталье Ключаревой удалось в первом
же романе самое сложное: не просто сочинить великолепную
литературу, но стать голосом целой страны – со всей
ее болью, слезами – растерзанной, пьяной, но и прекрасной,
и сильной. Для двухсот страниц здесь немыслимое число
героев; каждый из них несет свою удивительную историю, и
этот калейдоскоп сливается в единую картину – до того убедительную,
что волосы привстают на голове.
Роман еще до выхода книги вызвал бурю эмоций у литературной
общественности и в интернете. О нем одобрительно
отозвались такие разные люди, как Мария Арбатова, Эдуард
Лимонов и Виктор Топоров. Его вяло поругивают любители
изящно-сопливой словесности. Есть, однако, мнение, что «Россия:
общий вагон», как и «Санькя» Захара Прилепина, – предтеча
будущей русской литературы – гордой, злой и прекрасной.
www. limbus-press.ru
ISBN 978-5-8370-0507-7
У Никиты была одна физиологическая странность.
Он часто падал в обморок. Конечно,
не от вида крови или от нехорошего слова,
как всякие там тургеневские барышни, а просто
так.
© ООО «Издательство Ê. Òóáëèíà», 2007
© À. Âåñåëîâ, оформление, 2007
Иногда прямо среди разговора, иногда от
сильного весеннего ветра или от переходов
метро, похожих на космические корабли. Так
его восхищала жизнь. И так он переживал
происходящее вокруг. Что иногда организм
не справлялся с напряжением. И самовольно
выключался. Только так можно было заставить
Никиту сделать паузу и перевести
дух, который всегда захватывало.
А еще у Никиты часто начинала болеть
какая-нибудь несуразная часть тела. Ну, которая
ни у кого не болит. Например пятка.
5
Стр.3
Или запястье. Или, вообще, указательный
палец. Боль тоже вырывала из потока, но
мягче, оставляя картинку за мутным стеклом.
А внутри появлялась тишина, в которой
тикали кузнечики и цикады говорили
свое веское слово. Никита слушал цикад и
смотрел, улыбаясь, на мир. Как бы издалека.
Как бы из другой формы жизни. А поезд
тихо шел на Тощиху...
Никита пришел в себя. Мутными глазами
общего вагона на него смотрела страна. Затылок
собирал вшей в чьем-то бушлате, ноги
тянулись в узкий проход сквозь баулы, чемоданы
и тележки.
Страна то и дело норовила облить Никиту
кипятком, кренясь и хватаясь за поручни,
накормить воблой и домашними пирожками,
измазать растаявшей конфетой, напоить
водкой, оставить в дураках на засаленных
картах, где вместо дам – голые девки.
Страна старалась войти с Никитой в контакт.
Вступить в отношения. Страна не давала
спать, не давала думать, не давала покоя.
Страна зевала, храпела, воняла, закусывала,
выпивала, лезла на верхнюю полку, наступая
на чью-то руку, грызла семечки, разгадывала
кроссворд, почесывала яйца, ругалась с проводником,
посадившим у самого туалета, болталась
в грохочущем тамбуре, говорила:
«Какая это остановка?» – «Смотрите, пацан
опять в îòêëþ÷êå». – «È не пил âðîäå». – «Íàðêîìàí
íåáîñü». – «Äà щас они âñå, кто êîëåòñÿ,
кто íþõàåò!» – «Òû áû, ìàòü, промолчала
про что не çíàåøü, человеку плохо ...» – «Ìîæåò,
âðà÷à?» – «Ýòî почему же мне ìîë÷àòü?!
Я всю жизнь у станка простояла! Ты мне рот
не затыкай – я èíâàëèä!» – «Óéìèòåñü, æåíùèíà,
дети ñïÿò!» – «Äåòè! Вырастут – тоже будут
клей нюхать и рот затыкать старикам!» – «Бабка,
не гунди! Давай, лучше песню споем: НА
ПОЛЕ ТАНКИ ГРА-ХА-ТА-А-АЛИ! САЛДАТЫ
ШЛИ В ПАСЛЕДНИЙ ÁÎÉ!..»
Никита опять вернулся в себя и вышел
покурить. Страна подъезжала к станции Дно,
качаясь на рессорах и томительно вытягиваясь
вдоль изгибающихся путей. Потом резко
затормозила и встала у фонаря.
– Ýé, áðàòàí, это мы ãäå?
– На дне! – весело крикнул Никита и стал
пробираться к выходу.
На станции Дно было безлюдно и сыро.
Только диспетчеры переговаривались на своем
инопланетном наречии, и невидимые обходчики
стучали в железные суставы поездов.
– Ты куда вылез-то, доходяга? – нежно
пробасила толстая проводница, похожая на
оракула. – Чего доброго, опять хлопнешься.
Мне, что ли, тебя с путей счищать?
67
Стр.4
Никита улыбнулся оракулу и пожал плечами.
Пахло углем, гнилым деревом и дорогой.
Лицо щекотал мелкий дождь. И все как
будто знало тайну. Которую невозможно
разболтать. Потому что незачем.
2
В вагоне к Никите подошел маленький
мальчик. Взял за коленку и серьезно спросил:
– У тебя есть мечта? – И не дожидаясь
ответа: – А у меня есть: я хочу упасть в кусты
и там жить!
– И âñå? – спросил Íèêèòà. – Больше тебе
для счастья ничего не нужно?
Мальчик задумался, засунув в рот кулак.
– Íó, еще я хочу ïîåçä. Я бы на нем åõàëåõàë.
А ïîòîì... упал бы в êóñòû! И там æèë!
– Что же тебе мешает? – Никита нагнулся,
пытаясь поймать ускользающее внимание
ребенка.
– Носки! – буркнул мальчик и, заскучав,
побежал дальше.
– Носочки теплые, овечьей шерсти, за пятьдесят
рублей отдаю, на рынке в два раза
дороже! – заголосила, протискиваясь сквозь
вагонное ущелье, женщина с большой клетчатой
сумкой. – Настоящие шерстяные, берите,
девочки, не пожалеете!
В конце вагона голосистая продавщица
носков вступила в неравный бой с проводницей,
чей густой бас перекрывал все ответные
реплики.
– Сколько раз говорить! Тут не Красный
Крест! Хочешь ехать – плати! Мы не бога9
Стр.5