Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 563691)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Библиотечный менеджмент: [программа и] дидактическое пособие [по курсу] для вузов и колледжей культуры и искусств по спец. 05.27.00 «Библиотековедение и библиография», а также системы переподготовки и повышения квалификации библ.-информ. кадров (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКлюев Владимир Константинович
АвторыПашин А. И. , Суслова И. М. , Дементьева Н. Ю. , Макарова И. И.
Издательство[Б.и.]
Страниц128
ID137259
АннотацияВ пособие включены детализированная эксклюзивная программа базового учебного курса, а также методически апробированные планы семинарских занятий ("круглых столов"), задания проблемного практикума, ситуационные задачи и деловые игры, тематические и комплексные тесты, вопросы для самоконтроля, перечень возможных учебно-прикладных исследований, рекомендательный библиографический список. В приложении помещены справочные материалы, а также учебно-инновационные разработки практической Школы библиотечного менеджера (Белгородская ОГУНБ).
Кому рекомендованоБудет полезно библиотекарям, студентам и преподавателям библиотечных факультетов системы профессионального образования библиотечно-информационных кадров.
УДК[02:005]:378
ББК78+65.290-2
Клюев, В.К. Библиотечный менеджмент: [программа и] дидактическое пособие [по курсу] для вузов и колледжей культуры и искусств по спец. 05.27.00 «Библиотековедение и библиография», а также системы переподготовки и повышения квалификации библ.-информ. кадров / А.И. Пашин, И.М. Суслова, Н.Ю. Дементьева, И.И. Макарова; В.К. Клюев .— : [Б.и.], 2001 .— 128 с. — под общ. ред. В.К. Клюева (отв. за вып.) и И.М. Сусловой; рек. библиогр.: с. 98-103; прил.: с. 104-128 .— URL: https://rucont.ru/efd/137259 (дата обращения: 19.06.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Дидактическое пособие МОСКВА 2 0 0 1 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Серия "Современная библиотека" БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Дидактическое пособие для вузов и колледжей культуры и искусств по специальности 05.27.00 “Библиотековедение и библиография”, а также системы переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров Под общей редакцией проф. <...> И.М.СУСЛОВОЙ Москва 2001 Программа и дидактические материалы утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой библиотековедения Московского государственного университета культуры и искусств Авт оры — с о с т авит ели : профессора В.К.КЛЮЕВ, А.И.ПАШИН, И.М.СУСЛОВА; доценты Н.Ю. ДЕМЕНТЬЕВА, И.И. МАКАРОВА; при участии директора Белгородской ОГУНБ Н.Т. <...> ЧУПРИНОЙ Р е ц ен з ен ты: Т.Я. Кузнецова — заведующая кафедрой библиотековедения и информатики Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, профессор; И.Б. Михнова — директор ЦБС "Киевская" (Москва), Президент Межрегиональной ассоциации деловых библиотек, кандидат педагогических наук; Т.В. Разенкова — заведующая кафедрой менеджмента Московского государственного университета культуры и искусств, профессор Библиотечный менеджмент: Дидактическое пособие / М-во культуры РФ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Под общ. ред. <...> В пособие включены детализированная эксклюзивная программа базового учебного курса, а также методически апробированные планы семинарских занятий ("круглых столов"), задания проблемного практикума, ситуационные задачи и деловые игры, тематические и комплексные тесты, вопросы для самоконтроля, перечень возможных учебно-прикладных исследований, рекомендательный библиографический список. <...> В приложении помещены справочные материалы, а также учебно-инновационные разработки практической Школы библиотечного менеджера (Белгородская ОГУНБ). <...> ИПО "Профиздат <...>
Библиотечный_менеджмент_[программа_и]_дидактическое_пособие_[по_курсу]_для_вузов_и_колледжей_культуры_и_искусств_по_спец._05.27.00_«Библиотековедение_и_библиография»,_а_также_системы_переподготовки_и_повышения_квалификации_библ.-информ._кадров_.pdf
БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Дидактическое пособие МОСКВА 2 0 0 1
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Серия "Современная библиотека" БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Дидактическое пособие для вузов и колледжей культуры и искусств по специальности 05.27.00 “Библиотековедение и библиография”, а также системы переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров Под общей редакцией проф. В. К. КЛЮЕВА (отв. за выпуск) и проф. И.М.СУСЛОВОЙ Москва 2001
Стр.2
Программа и дидактические материалы утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой библиотековедения Московского государственного университета культуры и искусств Авт оры — с о с т авит ели : профессора В.К.КЛЮЕВ, А.И.ПАШИН, И.М.СУСЛОВА; доценты Н.Ю. ДЕМЕНТЬЕВА, И.И. МАКАРОВА; при участии директора Белгородской ОГУНБ Н.Т. ЧУПРИНОЙ Р е ц ен з ен ты: Т.Я. Кузнецова — заведующая кафедрой библиотековедения и информатики Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, профессор; И.Б. Михнова — директор ЦБС "Киевская" (Москва), Президент Межрегиональной ассоциации деловых библиотек, кандидат педагогических наук; Т.В. Разенкова — заведующая кафедрой менеджмента Московского государственного университета культуры и искусств, профессор Библиотечный менеджмент: Дидактическое пособие / М-во культуры РФ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Под общ. ред. В.К. Клюева (отв. за выпуск) и И.М. Сусловой. — М., 2001. — 208 с. В пособие включены детализированная эксклюзивная программа базового учебного курса, а также методически апробированные планы семинарских занятий ("круглых столов"), задания проблемного практикума, ситуационные задачи и деловые игры, тематические и комплексные тесты, вопросы для самоконтроля, перечень возможных учебно-прикладных исследований, рекомендательный библиографический список. В приложении помещены справочные материалы, а также учебно-инновационные разработки практической Школы библиотечного менеджера (Белгородская ОГУНБ). Книга дидактически интерпретирует и дополняет ряд выпущенных в 1999—2000 гг. ИПО "Профиздат" в серии "Современная библиотека" учебных пособий, в частности: "Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности", "Менеджер библиотеки", "Управленческий учет в библиотеке" и др. Издание ориентировано на разноуровневую систему профессионального образования библиотечно-информационных кадров. Изучение и поэтапное освоение представленных учебных блоков обеспечивает успешное овладение необходимыми современным специалистам знаниями и навыками для уверенного принятия ситуационно правильных решений на различных участках библиотечной работы. © Коллектив авторов, 2001
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА . . . . . . . . . . . ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА . . . . . . . . . . . . . . . ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ . . . . . . . . . . . . . . . . I. Планы семинарских занятий («круглых столов») . . . . . . . . . II. Практические задания (практикум) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . III. Ситуационные задачи и деловые игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . IV. Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . V. Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . VI. Тестовые вопросы для выборочного контроля знаний . . . . VII. Примерная тематика курсовых и дипломных работ (учебных исследований) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . VIII. Рекомендательный список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . ПРИЛОЖЕНИЯ I. Справочные материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . II. Руководитель библиотеки: проблемно- ситуационный подход (из практики директора Белгородской ОГУНБ) . . . . . . . . . . . .
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебная дисциплина “Библиотечный менеджмент” сформировалась в начале 1990-х гг. и отразила новые подходы в понимании и интерпретации важнейших положений теории управления и практики руководства отечественными библиотеками различных типов и видов. Составленная в 1993 г. первая учебная программа по библиотечному менеджменту основывалась на принципиально иной концепции управления, однако во многом сохраняла прежние представления о структуре и содержании курса. Данные программнометодические материалы базируются на концепции курса "Библиотечный менеджмент", разработанной и успешно опробованной одноименной предметно-методической комиссией кафедры библиотековедения МГУКИ, а затем впервые развернуто представленной в авторском варианте программы (1998 г.)*. Курс обогатился отсутствовавшими ранее разделами и темами, отразил ряд дискуссионных позиций, обрел большую четкость и содержательность, что было позитивно воспринято студентами, коллегами из других учебных заведений**, а также заинтересованными практиками. Отметим, что эволюция вузовского библиотековедческого курса, рассматривающего управленческие аспекты профильной деятельности, показывает, что объект его изучения трансформировался постепенно. Первоначально дисциплина называлась “Организация библиотечного дела в СССР” (1930—1950-е гг.), потом получила более конкретное наименование —”Организация работы советской библиотеки” (1960-е гг.). В программе курса, как и в учебнике основоположника этого раздела библиотековедения проф. И. М. Фрумина (“Организация работы советской библиотеки”.— М.: Книга, 1969), отразились два превалирующих принципа. Первый, официальный, согласно которому для освоения частных проблем необходимо изучение глобальных вопросов, поэтому главным в курсе было управление библиотечным делом. Второй —преувеличение организационного фактора, когда вся управленческая деятельность рассматривалась через призму организации. В 1970 — 1980-е гг. в программах комплексного курса “Организация и управление библиотечным делом” (с последующей модификацией “Организация, экономика и управление библиотечным делом”), позже — учебной дисциплины “Управление библиотечным делом”, а также во втором издании классического учебника И.М. Фрумина “Библиотечное дело: организация и управление” (М.: Книга, 1980) опять доминировали оба принципа, а управление библиотечным делом стало центральным и самодовлеющим объектом изучения. Такой подход вполне закономерен, поскольку отражал идеологию библиотечной политики того времени. После устранения иерархических централизованных структур командноадминистративной системы (приоритетной задачи периода “перестройки” конца 1980-х гг.) на первый план выдвинулась задача созидательная: обретение библиотекой статуса самостоятельного субъекта управления. Становление конструктивной современной концепции управления связывается многими российскими библиотековедами с б и б ли о т е чным ме н е джмен т ом, * Библиотечный менеджмент: Программа курса для вузов и колледжей культуры и искусства / М-во культуры РФ; Моск. гос. ун-т культуры; Под общ. ред. В.К. Клюева и И.М. Сусловой. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1998. — 24 с. ** Авторы благодарны проф. А.Н. Ванееву (СПбГУКИ) и доц. Ю.Б. Авраевой (ВСГАКИ) за ценные советы и конструктивные замечания по структуре и содержанию курса, высказанные после публикации этой программы.
Стр.5
который характеризуется как интернациональная область знаний и опыта, требующая вдумчивого освоения общих для всех стран принципов и закономерностей эффективного управления библиотечной деятельностью при одновременном сохранении своеобразия не только национального стиля и организации, но и каждого субъекта управления. Важнейшая задача библиотечного менеджмента в нашей стране состоит в том, чтобы включить всю совокупность имеющихся средств в процесс реформ и использовать их. Интеграция России с мировым сообществом предопределяет обогащение отечественной теории управления концепцией менеджмента развитых стран. Например, краеугольный камень зарубежного менеджмента — активизация человеческого фактора приобретает исключительную актуальность в современных условиях развития библиотечного дела. Кроме того, подготовка библиотечно-информационных кадров в России должна соответствовать международным образовательным стандартам, предусматривающим, в частности, изучение технологии менеджмента применительно к специфике профессиональной деятельности. Основные задачи курса “Библиотечный менеджмент”: вооружить специальными знаниями, умениями и навыками в области теории и практики профильного управления; раскрыть возможности и перспективы менеджерской деятельности в библиотечноинформационных учреждениях; обучить методам анализа, планирования и мотивации библиотечного труда, управления материальными, финансовыми, технологическими и кадровыми ресурсами библиотеки. Своеобразие условий формирования отечественного библиотечного менеджмента предопределило некоторые особенности курса. Материал структурно соотнесен с основными управленческими функциями (планированием, контролем, организацией и мотивацией) на базе которых образованы тематические комплексы, раскрывающие инновационные подходы и современные достижения в теории и практике управления библиотекой. Дисциплина “Библиотечный менеджмент” изучается всеми студентами библиотечно-информационных факультетов вузов в течение трех семестров (по пятилетнему плану МГУКИ — на VI—VIII сем.) по единой программе. Общий объем курса — 86 академических часов (в том числе лекции — 36 час., семинары — 36 час., практические занятия —14 час.). Важное место отводится самостоятельной работе с документальными и литературными источниками, знакомству с практикой управления конкретными библиотеками. В качестве форм контроля знаний предусмотрены промежуточные зачет и экзамен, а также итоговый экзамен. Широко используются тестирование, деловые игры, решение управленческих ситуаций и другие активные методы. По проблематике учебного предмета выполняются две контрольные работы, проводится производственная практика; возможна подготовка курсовых и выпускной дипломной работ. Слушателями системы переподготовки и повышения профессиональной квалификации курс "Библиотечный менеджмент" осваивается в соответствии с реализуемыми учебными планами. Настоящее п о с о би е вк люча е т тематический план и базовую программу учебного курса, адаптированные с учетом современного уровня развития дисциплины "Библиотечный менеджмент", последних библиотековедческих концепций и достижений библиотечно-информационной практики. Авторами использован блочно-модульный принцип построения материала, что позволило акцентировать дидактическую
Стр.6
составляющую, интенсифицировать образовательный процесс, придать профильной подготовке опережающий импульс (в частности за счет предоставляемой возможности выбора альтернативных форм взаимодействия педагога с обучающимися). Помещенные в книге методические разработки семинарских занятий ("круглых столов") и практических заданий, ситуационных задач и деловых игр, а также тестов в русле проблематики курса имеют перспективную направленность, активизируют творческий потенциал и помогают максимально индивидуализировать обучение. Предполагается вариативный подход к их освоению, исходя из поставленных учебных целей, профессиональной подготовки аудитории, тематического плана курса для конкретной специализации и формы обучения, лимита академических часов, учебной базы. В помощь внеаудиторной работе обучающихся в пособии приводятся селективные вопросы для самоконтроля, тематика возможных курсовых и дипломных исследований, рекомендательный список основной и дополнительной литературы. В качестве приложения включены справочные материалы, а также учебноинновационные разработки практической Школы библиотечного менеджера. Наряду с фундаментальным библиотековедческим курсом "Библиотечный менеджмент", овладение организационно-управленческими, правовыми и экономическими профессиональными знаниями, навыками маркетингового мышления, технологиями фандрейзинга осуществляется в рамках дисциплин специализации и мобильных курсов по выбору. В этой связи некоторые частные вопросы управления библиотечно-информационной деятельностью не получили в нашем пособии детального отражения, чтобы избежать неоправданного дублирования. Материал данной книги позволяет дидактически интерпретировать ряд специальных учебных изданий: Суслова И.М. "Основы библиотечного менеджмента" (М.: Либерея, 2000); Клюев В.К., Ястребова Е.М., "Маркетинговая ориентация библиотечноинформационной деятельности" (М.: Профиздат, 1999); Суслова И.М. "Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности" (М.: Профиздат, 2000); Суслова И.М., Манилова Т.Л. "Управленческий учет в библиотеке" (М.: Профиздат, 2000); Клюев В.К. "Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки" (М.: Изд-во МГУК; Либерея, 1998). Примерный тематический план курса В том числе: Наименование разделов и тем I Вв е д е н и е Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Тема 1. Эволюция менеджмента и формирование концепции библиотечного менеджмента Всего часов II 1 лекций III 1 семинаров IV — практических занятий V — 6 2 4 —
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически