М.В. Михайлова
(публикация текста)
(Новинки на сцене Александринского театра)
Батюшков Ф. Театральные заметки
современной войне, – между которыми, конечно, не оказалось «шедевров», да и вряд ли
могли быть мало-мальски значительные произведения, – но отражение отношений
общества (или одной его части) к переживаемым событиям сказалось в первой постановке
сезона, в драме «Невеста» Георгия Чулкова. Правда, герой ее, магистр философии, Борис
Николаевич Башилов, принимает непосредственное участие в военных действиях,
зачисляется в ряды армии, сражается на фронте, ранен, но интерес пьесы не в этих
событиях, а в душевной драме, которую он переживает, как русский «интеллигент», перед
новым представившимся ему вопросом: как отнестись именно такому интеллигенту,
мыслителю-индивидуалисту, к событию общенародной или общегосударственной
важности, которое вывело его из круга абстрактных и чисто личных интересов, которыми
он раньше жил? Драма эта в сущности «интеллигентская», являясь выражением взглядов и
настроений одной группы современной интеллигенции в среде русской молодежи, и
Башилов сам себя так и определяет, перечислив своих предков: «главное, я теперь
интеллигент». Он воспитался на идеях неокантианства, учился в Марбурге и, повидимому,
был проникнут мыслью возрождения немецкого идеализма, пользовавшегося,
как известно, сочувствием некоторых представителей современной молодежи у нас.
Случайно или в силу общности духовных побуждений, вслед за «Невестой»
В третий год войны театр отошел от постановок пьес специально на тему о
появилась пьеса Д. С. Мережковского «Романтики», которая тоже представляется
«интеллигентской драмой» и относит нас к поре расцвета идеалистической философии в
Германии и ее первых адептов в ряду представителей русских интеллигентов в 30-х годах
минувшего века. Таким образом, у нас сразу появились две «интеллигентные» драмы,
которые, хронологически, по времени действия, отделены друг от друга периодом
примерно в три четверти века, но обе базируются на том же фоне идей, порожденных
немецкой идеалистической философией, имевшей такое бесспорное влияние на нашу
духовную жизнь. Какой иронией это звучит теперь по отношению к наглому прусскому
милитаризму, сумевшему все же подчинить когда-то славную страну философов и поэтов.
В победе над Вильгельмом и его приспешниками нашими союзниками могли бы быть
Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, наряду с Шиллером, Новалисом, Жан-Полем Рихтером и
другими романтиками первой половины прошлого века. И это будет, когда традиции
подлинной, идеалистической Германии осилят противоположные им стремления
сторонников захвата власти во что бы то ни стало. Теперешнее настроение умов в
Германии поучительно и для оценки значения идеализма вообще. Но об этом потом.
Вторая пьеса встретила больше сочувствия у публики и в прессе (кроме некоторых
партийно-пристрастных или «по недомыслию» отзывов), чем первая, что объясняется
отчасти неравенством художественных дарований обоих авторов, более
аккредитированным, и по праву, именем Мережковского, лучшей обработкой сюжета, но
также и преимущества сюжета «Романтиков» и их идейного содержания, хотя по этому
вопросу придется сделать несколько оговорок.
«Невеста» не выделяется особыми сценическими качествами как театральная
пьеса, но смотрится с интересом, ибо чувствуется искренность автора, значительность
возбуждаемых им вопросов, и образы, хотя и без яркости, очерчены с жизненным
правдоподобием. Русский интеллигент с его традиционным «миллионом страданий», – без
которых, уж так положено ему на роду, никак не обойтись, – поставлен в обстановку
действия, долженствующую оттенить его переживания. В данном случае он по
происхождению отнюдь не разночинец, а сын какого-то сановника, «занимающего
значительный пост в министерстве». Можно, пожалуй, выказать некоторое удивление, что
слишком совестливый и с мягкой душой Башилов-отец, дружащий с простым сельским
учителем (Ремешко), все же достиг высокой «сановности», быть может, был директором
департамента или товарищем министра и только в преклонном возрасте вышел в отставку,
ушел даже из родной семьи по примеру «ухода» великого старца, но по контрасту ему
дана очень преданная земным интересам, очень хозяйственная и пекущаяся о хлебе
насущном жена, которая могла оказать влияние и на его служебную карьеру. Забавны в
Стр.1