Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Корпоративный юрист

Корпоративный юрист №1 2015 (1050,20 руб.)

0   0
Страниц68
ID313248
АннотацияЕжемесячный журнал для специалистов юридических подразделений крупных компаний. Освещает все направления профессиональной деятельности корпоративных юристов. Репутацию достоверного и авторитетного источника информации журнал завоевал благодаря качественному освещению всех направлений профессиональной деятельности корпоративных юристов.
Корпоративный юрист .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №1 .— 68 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313248 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 1 • ЯНВАРЬ 2015 www.clj.ru Деофшоризация на подходе 4 Главные налоговые события года 9 Корпоративный договор. <...> Перезагрузка 22 Интервью Леонид Акимов, ОАО «Россети» 16 РЕПОРТАЖ с церемонии награждения победителей конкурса «Лучшие юридические департаменты» 43 Итоги главного юридического события года на с. <...> , главный редактор журнала «Корпоративный юрист» ТЕМА НОМЕРА: Налоговая модернизация Взаимодействие с государством Деофшоризация на подходе Надежда Орлова, Сергей Ермоленко 4 Главные налоговые события года Андрей Гусев, Ольга Кривошейкина 9 Фавориты законотворческой инициативы Наталья Рясина, Екатерина Ильина 13 Интервью номера Леонид Акимов: «Правовой риск, как и страшный сон, никогда не сбудется, если о нем поговорить» 16 Управление компанией Корпоративный договор. <...> Перезагрузка Яна Дианова 22 Новые правила налогообложения иностранных холдингов Алекс Коньков 34 Разрешение конфликтов Третий лишний Софья Соколова 38 Репортаж с церемонии награждения победителей конкурса «Лучшие юридические департаменты» 43 Размышляя о кандидатуре героя первого номера нового года, мы решили, что будет справедливо, если им станет победитель конкурса «Лучшие юридические департаменты». <...> Итак, представляем обладателя главной юридической премии страны в номинации «Энергетика» – директора юридического департамента ОАО «Россети» Леонида Акимова. <...> Он рассказывает о стратегии развития электросетевого комплекса, о глобальной реформе отрасли и корпоративных трансформациях в госкомпании, а также комментирует самые резонансные судебные решения в отношении предприятий холдинга. <...> 16 ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА Доступные сети www.clj.ru А также Навигатор по корпоративной реформе Иван Карпов 28 Обобщение судебной практики. <...> Таможенные споры Максим Романов 40 Выловлено в Сети УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – WOLTERS KLUWER Генеральный директор Максим Межанский № 1•ЯНВАРЬ•2015 Для писем: Директор Издательского дома МЦФЭР – Wolters Kluwer Валентин Гирихиди <...>
Корпоративный_юрист_№1_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Корпоративный_юрист_№1_2015.pdf
Вот он и закончился... Минувший год не обошелся без неприятных сюрпризов и бросил нам как в профессии, так и в жизни дерзкий вызов. Стал весьма актуальным сказочный сюжет картины Васнецова «Витязь на распутье»: направо пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – сам погибнешь, а налево пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь. В современном мире на камне иные слова и выбор дороги приходится делать в условиях сжимающегося и непредсказуемого рынка. В новом году предстоит больше работать и «держать удар». Ведь сложилось так, что за все проблемы отвечает юрист, именно он на российском предприятии находится в одном из первых эшелонов ответственности. Возможно, даже придется самостоятельно варить себе кофе и подавать документы в Росреестр, а некоторым все-таки переквалифицироваться в управдомы. Но пена схлынет… Кстати, у слова «кризис» греческие корни, и оно не всегда несет отрицательный смысл. Оно употреблялось в значении «суд», а иногда означало «решение». Сегодня это решение, куда двигаться дальше и как извлечь выгоду из непростой ситуации. Главное, чтобы решение было в вашу пользу. К. Богданова, главный редактор журнала «Корпоративный юрист»
Стр.3
ТЕМА НОМЕРА: Налоговая модернизация Взаимодействие с государством Деофшоризация на подходе Надежда Орлова, Сергей Ермоленко 4 Главные налоговые события года Андрей Гусев, Ольга Кривошейкина 9 Фавориты законотворческой инициативы Наталья Рясина, Екатерина Ильина 13 Интервью номера Леонид Акимов: «Правовой риск, как и страшный сон, никогда не сбудется, если о нем поговорить» 16 Управление компанией Корпоративный договор. Перезагрузка Яна Дианова 22 Новые правила налогообложения иностранных холдингов Алекс Коньков 34 Разрешение конфликтов Третий лишний Софья Соколова 38 Репортаж с церемонии награждения победителей конкурса «Лучшие юридические департаменты» 43 Размышляя о кандидатуре героя первого номера нового года, мы решили, что будет справедливо, если им станет победитель конкурса «Лучшие юридические департаменты». Итак, представляем обладателя главной юридической премии страны в номинации «Энергетика» – директора юридического департамента ОАО «Россети» Леонида Акимова. Он рассказывает о стратегии развития электросетевого комплекса, о глобальной реформе отрасли и корпоративных трансформациях в госкомпании, а также комментирует самые резонансные судебные решения в отношении предприятий холдинга. 16 ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА Доступные сети
Стр.4
www.clj.ru А также Навигатор по корпоративной реформе Иван Карпов 28 Обобщение судебной практики. Таможенные споры Максим Романов 40 Выловлено в Сети УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – WOLTERS KLUWER Генеральный директор Максим Межанский № 1•ЯНВАРЬ•2015 Для писем: Директор Издательского дома МЦФЭР – Wolters Kluwer Валентин Гирихиди Главный редактор Издательского дома МЦФЭР – Wolters Kluwer Екатерина Богданова «МЦФЭР ПРАВО» Руководитель Дмитрий Никитин, DNikitin@mcfr.ru ОБЪЕДИНЕННАЯ РЕДАКЦИЯ «ПРАВО» Руководитель Ольга Гревцева, OGrevtseva@mcfr.ru Главный редактор Ксения Богданова, kbogdanova@mcfr.ru Юрист-эксперт Алексей Каширин, akashirin@mcfr.ru Выпускающий редактор Алёна Авраменко Верстка Галина Радимова Фото на обложке и к интервью номера – Николай Покровский Фото на с. 47–62: Максим Демченко, Иван Кобяков (Pravo.ru), Ника Селезнева Над номером работали: Григорий Гуринский, Наталья Зыкова Группа маркетинга Бренд-менеджер Екатерина Финогенова, eFinogenova@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: (495) 937-90-80 www.clj.ru, www.proflit.ru Читайте в ФЕВРАЛЬСКОМ номере журнала: • Взыскание судебных издержек с налоговой • Типовые уставы – плюсы и минусы • Дэдлоки в непубличных корпорациях Оцените интерактивные возможности iPad-версии журнала 129164, г. Москва, а/я 9 E-mail: pravo@mcfr.ru ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: «Роспечать» – 20156 «Почта России» – 99157 «Пресса России» – 88320 ПО ВОПРОСАМ ПОДПИСКИ В РЕДАКЦИИ ОБРАЩАЙТЕСЬ: Служба клиентской поддержки Тел.: (495) 933-63-22, 937-90-82; e-mail: pressa@mcfr.ru ПРЕТЕНЗИИ ПО ДОСТАВКЕ направляйте по факсу: (495) 933-52-62 Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-59442 от 03.10.2014 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 26.12.2014. Дата выхода в свет 13.01.2015. Формат 60 Ч 90/8. Тираж 5100 экз. Печать офсетная. Бумага мелованная. Усл. печ. л. 8. Изд. № 6703. Зак. № 316 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ООО «Тволимедиа» 109518, г. Москва, 1-й Грайвороновский пр-д, д. 20, стр. 35 © ЗАО «МЦФЭР», 2015
Стр.5
Взаимодействие с государством ТЕМА НОМЕРА ДЕОФШОРИЗАЦИЯ на подходе Надежда Орлова партнер «ФБК Право» Сергей Ермоленко ведущий юрист «ФБК Право», канд. юрид. наук Налоги возвращаются в Россию О необходимости разработки пакета мер заговорили еще в 2011 г. Первой ласточкой можно считать изменения в НК РФ в отношении налогового контроля за сделками с трансфертным ценообразованием. Начиная с 2012 г. министерства и ведомства активно готовили и выносили на публичные слушания предложения по стимулированию возврата отечественного бизнеса под российскую юрисдикцию. Весь 2014 г. профессиональное и бизнес-сообщество лихорадили обсуждения нескольких опубликованных версий законопроекта о налогообложении контролируемых иностранных компаний (далее – КИК). Сегодня повсеместно применяемые схемы оптимизации налогообложения включают в структуру группы низконалоговые юрисдикции, на которые выводится доход россиян. Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее – Закон № 376-ФЗ) не борется с офшорными структурами как таковыми, т. к. перенос собственниками владения во внероссийские юрисдикции преследует не стольНаступил 2015 г., а значит, вступили в силу давно анонсируемые законодательные изменения по деофшоризации российской экономики, проводимой по «высокой установке». Ужесточение правил игры привело к тому, что некоторые законодательные положения для бизнеса практически невыполнимы. Разумность мер, предложенных при таком развитии событий, потребует новой оценки профессионального сообщества, которое, остается надеяться, будет вовремя услышано. В чем заключаются принципиальные недостатки реформы? ко налоговые цели, сколько защиту собственности и конфиденциальности информации об имуществе и сделках, доступ к иностранным банкам и обеспечение большей гибкости в ведении бизнеса. Главная идея закона – перенести в Россию налогообложение доходов, которые зарабатываются российским бизнесом. Получается, что государство позволяет структурировать бизнес так, как удобно его собственнику, в т. ч. в целях защиты от рейдеров, но при этом налоги должны быть заплачены в России. Налоговыми резидентами РФ будут признаваться компании, которые целиком и полностью управляются из России. В действующей редакции НК РФ к таким относятся только зарегистрированные в России юридические лица и филиалы, представительства иностранных организаций. Теперь и сами иностранные организации станут налогоплательщиками налога на прибыль, если фактическое руководство их деятельностью ведется из России. Вводятся такие понятия, как «контролируемая иностранная компания» и «контролирующие лица». КИК – это компания, в которой российские физические или юридические лица владеют долями или контролируют прибыль прямо или косвенно, через цепочку других компаний. Порог требуемого участия – более 25% во владении одного лица (с его взаимозависи4 • КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №1 • 2015
Стр.6
мыми лицами) либо 10%, если свыше 50% в компании под контролем российских лиц. Прибыль КИК должна облагаться в России в соответствующей доле в составе прибыли (дохода) контролирующего лица. ПРИМЕР Российская производственная фирма является «дочкой» холдинговой компании на Кипре или в Нидерландах. Последняя создана фирмой, находящейся на Каймановых островах, бенефициары которой – российские предприниматели. Они должны уведомить свою налоговую инспекцию об участии (прямом и косвенном) в обеих иностранных компаниях и включить доход в виде дивидендов, процентов по кредитам, роялти в свою налоговую декларацию. При выплате доходов в страны, с которыми у России заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, налог должен удерживаться по российским ставкам, если фактическими, конечными получателями доходов (их бенефициарами) являются российские граждане или компании. Острые углы Легко спрогнозировать массу сложностей при реализации Закона № 376-ФЗ. Начнем с того, что его требования не во всех случаях гармонизированы с правилами соглашений об избежании двойного налогообложения и могут приводить к конкуренции за налоговое резидентство компаний, зарегистрированных в юрисдикциях других стран. Конкуренция, безусловно, возникнет со странами, с которыми у России нет соглашений, и приведет к двойному налогообложению доходов. Изначально целью подготовки Закона № 376-ФЗ провозглашалось налогообложение прибыли, которая зарабатывается в России и уводится за рубеж, в низконалоговые юрисдикции легальными или псевдолегальными способами, через трансфертное ценообразование или выплату пассивных доходов (дивидендов, процентов, роялти, аренду и т. п.). Такая прибыль распределяется конечным российским бенефициарам уже в низконалоговой зоне либо реинвестируется оттуда на новые бизнеспроекты, без налогообложения в России. Согласно закону прибыль КИК облагается в России, если со страной местонахождения КИК не заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции. По некоторым оценкам, девять из десяти существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая, кстати, компании с государственным участием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики. Поручаю Правительству внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу. Нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами и подписания соответствующих соглашений. Все это можно и нужно сделать. Но если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу чужого законодательства, то нужно, конечно, признать, что следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012 эффективная ставка налогообложения для этой КИК менее 75% от средневзвешенной ставки по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ и пассивные доходы в общей сумме доходов составляют более 20%. Тем самым разработчики проекта пытались уловить признаки компаний, источником прибыли которых является РФ и налогообложение которых справедливо производить в РФ. Однако в состав пассивных попали, например, доходы от оказания профессиональных услуг, НИОКР, IT-услуг. Понятно, что договоры на подобные услуги используются недобросовестными налогоплательщиками для вывода капитала, но в ту же категорию вошли и компании, фактически оказывающие такие услуги. Правильным способом борьбы станет доказывание фиктивного характера договоров или трансфертных цен в них. Нельзя не учитывать мировой тренд вывода на аутсорсинг функций разработки и обслуживания программного обеспечения, бухгалтерских и прочих услуг, перевода этих бизнесов в страны с дешевыми и профессиональными трудовыми ресурсами, привлекательным инвестиционным климатом. Из других немаловажных недостатков законопроекта следует обратить внимание на намеренную размытость ряда ключевых формулировок и критериев, допускающих широкое толкование и высокую долю субъективного усмотрения контролирующих органов в каждой ситуации. Это создает почву для административного произвола. Так, контролирующим КИК может быть признано лицо, не отвечающее КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • www.clj.ru • 5 k r e m l i n . r u
Стр.7
Взаимодействие с государством формальным критериям, прямо указанным в законе, но осуществляющее контроль над ней в своих интересах. Под осуществлением контроля понимается оказание или только возможность оказывать определяющее влияние на решения по распределению прибыли в силу особенностей отношений между контролирующим лицом и КИК. Закон о КИК предполагает проведение налоговыми органами РФ проверок в отношении иностранных компаний – налоговых резидентов РФ и КИК. Это означает, что компании должны вести налоговый учет по правилам главы 25 НК РФ, формировать налоговые регистры и базу первичных документов, тогда как правила страны домициляции этого могут и не требовать. Предоставление документов для контроля ожидается также в привычной для российских органов бумажной форме, т. е. будет требовать хранения или передачи архива в РФ. Как быть в этой ситуации с языком документов, пока непонятно. Информационный круговорот Конечно, российские налоговые органы смогут эффективно контролировать исполнение новых требований, если им удастся получить доступ к информации о том, что фактически бизнес ведется с использованием российского капитала. В этой связи комплекс антиофшорных мер включает установление с иностранными государствами удобных инструментов по обмену информацией, в первую очередь о наличии счетов российских резидентов и движении средств по ним в банках, расположенных в этих государствах. Перечисленные в большинстве соглашений об избежании двойного налогообложения способы обмена информацией представляют собой громоздкие конструкции, предусматривающие направление формальных запросов по конкретным лицам или операциям, в отношении которых существуют подозрения об уклонении от налогообложения. В октябре 2014 г. более 50 стран и областей, находящихся под юрисдикцией других государств, подписали соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией. Оно начнет действовать с 2017 г. Такой обмен информацией можно считать современным стандартом, позволяющим получать к ней широкий и оперативный доступ, проводить аналитические процедуры. К соглашению присоединились все страны Евросоюза, включая Великобританию с ее доминионами. Россия пока не входит в число данных стран. Однако был принят Федеральный закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам». Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Виталий Шуба пояснил, что страны, подписавшие конвенцию, оказывают друг другу административную помощь по обмену информацией, проводят одновременные налоговые проверки и участвуют в налоговых проверках за границей. Кроме того, они помогают друг другу во взимании налогов, включая принятие обеспечительных мер. Минфин России ведет переговоры по заключению договоров об обмене информацией и с другими странами, традиционно используемыми как офшорные юрисдикции и закрывающими информацию о реальных бенефициарах. Заключение соглашений об обмене информацией и внесение изменений в действующие соглашения были серьезно затруднены политической ситуацией, в которой оказалась Россия. Санкции и общее усиление политической напряженности с Европой и США привели к приостановке переговоров в данном направлении. Закон № 376-ФЗ предполагает трехлетний переходный период, в течение которого российский бизнес не будут штрафовать за неуплату налога с прибыли КИК. Так, в 2015–2016 гг. пороги для признания КИК и налогообложения ее прибыли выше, чем установленные на последующий период. Уголовная ответственность за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу в 2015–2017 гг. прибыли КИК, не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме. Переходный период должен дать как российским налогоплательщикам, так и налоговым органам возможность отработать новые механизмы. Потерянная амнистия Российский бизнес уже сейчас, когда концепция определена и понятна, активно перестраивает свои структуры, с тем чтобы быть готовым раскрыть их перед российскими налоговыми органами либо исключить сложности, связанные с предстоящим примене6 • КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №1 • 2015
Стр.8
нием новых правил. Вместе с тем «застрял» ожидаемый бизнесом законопроект о налоговой амнистии капиталов, который вводит упрощенный порядок возврата активов (проект федерального закона № 294432-4 «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами»). «Амнистия на капитал объявляется с целью обратного получения задепонированных за границей “беглых” денег, которые впоследствии опять вольются в отечественный денежный рынок. Финансовый стимул амнистии – ставка налога на возвращенный капитал 2,5%. Стимулированием к переводу денежных средств является также легализация денежных средств, возможность работы в более комфортных условиях налоговой системы России. Без такой амнистии раскрывать действующие структуры и возвращать капитал на родину бизнес может опасаться», – говорится в пояснительной записке к документу. Офшорам закроют доступ к госзакупкам Наряду с налоговыми изменениями, по замыслу законодателей, помочь процессу деофшоризации должны и другие новеллы, например исключение возможности компаниям, зарегистрированным в офшорных юрисдикциях, участвовать в государственных закупках. 14 ноября 2014 г. Госдума в первом чтении рассмотрела и одобрила законопроект № 599495-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части введения отдельных ограничений и требований в отношении офшорных компаний)», также подготовленный во исполнение «антиофшорных» поручений Президента РФ. В пояснительной записке к проекту сказано, что основная цель принятия закона – сокращение вывода капитала из России. Для ее достижения предлагается закрыть доступ к государственным закупкам для российских компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях. Изначально было не очень понятно, на кого будут распространяться новые правила – на любые российские компании, в капитале которых участвуют офшорные структуры, или только на сами иностранные компании, зарегистрированные в офшорах. Редакция проекта, принятого в первом чтении, предполагает другой вариант: от закупок будут отстранены иностранные компании, которые зарегистрированы в офшоре или имеют там Гипермаркет профессиональной информации proflit.ru Создан для вашего удобства Быстрый способ оформить подписку на специализированные журналы www.proflit.ru/law Различные способы оплаты Бесплатная доставка в любую точку страны +7 (495) 970-19-37 КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • www.clj.ru • 7 Реклама
Стр.9