Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Феоптия

0   0
Первый авторТредиаковский Василий Кириллович
Издательство[Б.и.]
Страниц84
ID11773
Кому рекомендованоСтихотворения
Тредиаковский, В.К. Феоптия : Поэма / В.К. Тредиаковский .— : [Б.и.], 1754 .— 84 с. — Поэзия .— URL: https://rucont.ru/efd/11773 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

20 ЭПИСТОЛА I Сею эпистолою предполагается, первое, что есть мир, которого о бытности основательно сомневаться никто не может и что сей мир благолепотно устроен. <...> Второе, что в совершенствах его зрятся пределы как превесьма в сложном и, следовательно, не необходимом, не вечном, и всеконечно таком, который мог не быть. <...> Третие, что слепый случай, или припадок, как не имеющий разума и избрания, не мог произвесть состав толь благоучрежденный. <...> Сверьх того, разум наш, понимая бога и творца превечного и всесовершенного, не зрит никакия прекословныя невозможности в том понятии, но, напротив того, и сам он собою показывает такого и толикого бога и целость с порядком всего мира, и в животных пол различный, и, напоследок, общее согласие всех веков и всех повсюду народов, коль ни разных и друг другу, коль ни сопротивных во всем прочем, признает преверьховного бога; да и самая безопасность, в рассуждении будущего века, повелевает лучше верить <в> бога, нежели не верить. <...> Прокляни, Евсевий, нечестивых слепоту: Сии, видя мира благостройну лепоту, Не хотят усмотревать ту ему подавша И всемощием своим велий свет создавша. <...> Вся тварь возвещает самобытного творца, Безначальна прежде, суща после без конца; И в себе того ж всегда, и преудобренна, Всем владыку, ни чией длани покоренна; Всяческим подавша естество и бытие, А собой имуща по вседолгу обое. <...> Всё являет бога, в веществе что купно есть, Зримо и незримо, коему число сам весть. <...> Верно кажет общий круг мыслей сверьх обширный, Что зиждитель есть ему и что сей премирный. <...> Не возможет тотчас бога жива не познать, А безбожных мыслей из среды той не изгнать; Он понятие в себе божества имеет, Кое и довольным толь называть он смеет, Что им познавает совершенств всех существо 50 И что в нем вседолжно бытность купно естество Заключает потому, что бог есть превечный; Что как безначальный сей, так и бесконечный, Что различен с миром, и не то что вещный свет: Бог простый, мир сложный купно мог <...>
Феоптия.pdf
В. К. Тредиаковский Феоптия ---------------------------------------------------------------------------В. К. Тредиаковский. Избранные произведения "Библиотека поэта". Большая серия. М.-Л., "Советский писатель", 1963 OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------Невидимая бо его от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила его и божество, во еже быти им безответным. К римлянам. Глава 1, ст. 20 ЭПИСТОЛА I Сею эпистолою предполагается, первое, что есть мир, которого о бытности основательно сомневаться никто не может и что сей мир благолепотно устроен. Второе, что в совершенствах его зрятся пределы как превесьма в сложном и, следовательно, не необходимом, не вечном, и всеконечно таком, который мог не быть. Третие, что слепый случай, или припадок, как не имеющий разума и избрания, не мог произвесть состав толь благоучрежденный. Все сие доказывает, что сей мир произведен таким существом, которое имеет бесконечную премудрость, благость и всемогущество: а сие существо и есть то, что именуется бог. Сверьх того, разум наш, понимая бога и творца превечного и всесовершенного, не зрит никакия прекословныя невозможности в том понятии, но, напротив того, и сам он собою показывает такого и толикого бога и целость с порядком всего мира, и в животных пол различный, и, напоследок, общее согласие всех веков и всех повсюду народов, коль ни разных и друг другу, коль ни сопротивных во всем прочем, признает преверьховного бога; да и самая безопасность, в рассуждении будущего века, повелевает лучше верить <в> бога, нежели не верить. Прокляни, Евсевий, нечестивых слепоту: Сии, видя мира благостройну лепоту, Не хотят усмотревать ту ему подавша И всемощием своим велий свет создавша. Мрака их храниться не бывай слаб никогда; Толь безверных мнений пагубна есть тьма всегда. Виждь и проповедуй зря первое начало: Следом действия его в бытность всё восстало. Неисчетны миры по всемудрию бог знал, 10 Но состав сей точно благостию предызбрал. Всё хранит, всем правит сам: будем же покорны Изволениям святым, а не богоборны. Вся тварь возвещает самобытного творца, Безначальна прежде, суща после без конца; И в себе того ж всегда, и преудобренна, Всем владыку, ни чией длани покоренна; Всяческим подавша естество и бытие, А собой имуща по вседолгу обое. Показует нам его сама вещь малейша: 20 Ясность истины сея солнца есть светлейша. Всё являет бога, в веществе что купно есть, Зримо и незримо, коему число сам весть. Верно кажет общий круг мыслей сверьх обширный, Что зиждитель есть ему и что сей премирный. Всё его ж являет развиваясь, что цветет И, приятну зелень различая толь, растет. Все, что, с чувствием дыша, ходит иль летает, Ползает, или себя, плавая, питает. Самый из животных, двусоставный человек, 30 Провождая в мире, миру как бы царь, свой век
Стр.1