Свободный доступ
Ограниченный доступ
[Б.и.]
Этические дискуссии в России, безусловно, имели национальное своеобразие, но в целом касались тех же «вечных» проблем, вокруг которых развивалась европейская этика, начиная с Аристотеля: обоснование морали и определение мотивов нравственной деятельности, выявление соотношения счастья и добродетели, определение нравственного долга. Обсуждение этих проблем во второй половине XIX века в России отчетливо выявило различные направления этической мысли, столкнув сторонников утилитарной этики и этического идеализма.
Предпросмотр: НРАВСТВЕННЫЕ ДИСКУССИИ В РОССИИ (вторая половина XIX в.).pdf (0,1 Мб)
[Б.и.]
Революционная борьба – это особое социально политическое явление. Это понятие как историко-политическое, так и философское, этическое. Она затрагивает самые различные аспекты жизни общества, обусловлена множеством различных факторов, раскрывается посредством стремления отдельных представителей общества не просто трансформировать существующий порядок в обществе, а в корне изменить все устои, обычаи, традиции, наполнить новым содержанием уровни общественного сознания. Именно, на основе трансформации традиционного морализма, поиска нового нравственного содержания, стремления к новым социальным отношениям раскрывается этическая составляющая революционных действий. Стоит отметить, что в русской революционной традиции большое значение имеет именно нравственное обоснование таких действий.
[Б.и.]
Изучая русскую этическую и философско-правовую традицию, вряд ли можно дать объективную оценку, ограничиваясь лишь рассмотрением трудов по вопросу соотношения права и морали на категориальном и понятийном уровнях, принадлежащих русским мыслителям только либерального направления, изучение теоретического наследия которых на сегодняшний день приобрело особую актуальность в отечественной философско-правовой и этической мысли. Однако, не стоит забывать о том, что и в других направлениях русской философской мысли, например в народническом позитивизме также изучались и анализировались подобные проблемы.
[Б.и.]
Монография посвящена рассмотрению нравственной философии П. Л. Лаврова, выдающегося русского мыслителя, идеолога русского революционного народничества, как особой этической системы, которая имеет в своей основе философию позитивизма. Показаны основные системообразующие факторы, структурные элементы этического учения П. Л. Лаврова, дана их подробная характеристика.
Автор исследования стремился показать, что этическое наследие П. Л. Лаврова уникально тем, что обращено практически ко всем сферам человеческой жизни, к целостному процессу функционирования социума, раскрывает закономерности социальных явлений, которые непосредственным образом связаны с уровнем нравственного развития общества.
Книга адресуется преподавателям, аспирантам, студентам, а также всем тем, кто интересуется вопросами русской философии XIX века, этикой, историей философии.
Предпросмотр: Нравственная философия П. Л. Лаврова этико-категориальный анализ..pdf (0,7 Мб)
[Б.и.]
Аграрный вопрос всегда был в центре внимания русских мыслителей. Особую актуальность проблема обоснования необходимости аграрного реформирования приобрела в 60-х годах XIX века, в период отмены крепостного права. В это время вся российская интеллигенция ликовала по поводу так давно ожидаемого события. Однако, не все вопросы, связанные с аграрной реформой сразу были решены, и на это явление обращала в первую очередь радикально настроенная часть русского общества как представители революционного народничества. Идеологи этого движения в своих трудах и теоретических построениях большое внимание уделяли проблеме справедливого решения аграрного вопроса в Российской Империи. Народников интересовал не просто процесс решения данного вопроса, а то, насколько, проводимые реформы отвечали возможности дальнейшего построения общества справедливости и нравственности. Однако взгляды народников на аграрные преобразования были различны, не носили системного характера и не содержали в себе единой экономической программы действий. В большей степени их воззрения были неким синтезом этико-философских построений с теоретико-экономической базой.