Учение Хомякова о национальности и национальном призвании. <...> Давно уже пора приступить к серьезному исследованию
славянофильства и оценке его значения в истории нашего самосознания. <...> Безрелигиозное и денационализированное сознание не в силах было того
сделать - славянофильство выпадало из поля зрения. <...> Лишь религиозное и
национальное возрождение в силах понять славянофильство и оценить его. <...> Книга профессора Л. Е. Владимирова "А. С. Хомяков и
его
этико-социалъное
учение"
(1904 год) не представляет особенного
интереса. <...> Много важных материалов о Хомякове и славянофилах можно найти в
трехтомной работе Н. Колюпанова <...> В приложении напечатана ценная переписка славянофилов, которая проливает
свет на центральную роль Хомякова и знакомит с религиозными сомнениями
славянофилов. <...> Из общих работ о славянофилах укажу на ценную
работу М. Гершензона <...> Исторические записки" и его статью "П. В. Киреевский"
(в предисловии к собранию русских песен П. В. Киреевского). <...> Известная книга
Пыпина "Характеристика литературных мнений" имеет мало значения и искажает
славянофильское учение. <...> Одним из материалов для характеристики славянофильской эпохи и
отдельных славянофилов могут служить Герцена "Былое и думы" и "Дневник". <...> Но
окончательно
станет
зрелым
и
мужественным наше
национальное самосознание лишь тогда, когда прекратится эта вековая распря,
преодолеется раскол славянофильства и западничества, принимавших столь
разнообразные формы, и вечная правда славянофильства вместе с вечной
правдой западничества войдет органически в наше национальное бытие. <...> Проходят уже
те времена, когда можно было третировать или игнорировать славянофильство,
видеть лишь его временную оболочку, от которой ничего не останется для
вечности. <...> Славянофильство устарело, отошло в область истории, иные стороны
славянофильства выродились до неузнаваемости. <...> Тысячелетие продолжалось русское бытие, но
русское самосознание начинается с того лишь времени <...>
Н.__Бердяев._Алексей_Степанович_Хомяков.pdf
Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков
---------------------------------------------------------------------------Воспроизводится
по изданию: Николай Бердяев. Собрание сочинений. Т. V.
[Алексей Степанович Хомяков. Миросозерцание Достоевского. Константин Леонтьев.]
Париж: YMCA-Press, 1997. 578 с.
Оригинал здесь: Библиотека Якова Кротова.
---------------------------------------------------------------------------СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие.
Глава I. Истоки славянофильства.
Глава II. Алексей Степанович Хомяков как личность.
Глава III. Хомяков как богослов. Учение о Церкви.
Глава IV. Хомяков как философ. Гносеология и метафизика.
Глава V. Философия истории Хомякова.
Глава VI. Учение Хомякова об обществе и государстве.
Глава VII. Учение Хомякова о национальности и национальном призвании.
Глава VIII. Значение Хомякова. Судьба славянофильства.
Предисловие
Моя монография об Алексее Степановиче Хомякове не есть историческое
исследование и не претендует на исчерпывающую полноту. Эта работа - не
столько историческая, сколько философско-систематическая, психологическая и
критическая. Я хочу дать цельный образ Хомякова, центральное и главное в
его миросознании и мироощущении. Вместе с тем я преследую цели критической
оценки славянофильства Хомякова. Наряду с темой Хомяков меня интересует
другая тема - Хомяков и мы. Так как, по моему мнению, Хомяков является
центральной фигурой в славянофильстве, то тема Хомяков есть вместе с тем
тема о славянофильстве вообще, а тема Хомяков и мы есть тема о судьбе
славянофильства.
Давно уже пора приступить к серьезному исследованию
славянофильства и оценке его значения в истории нашего самосознания.
Безрелигиозное и денационализированное сознание не в силах было того
сделать - славянофильство выпадало из поля зрения. Лишь религиозное и
национальное возрождение в силах понять славянофильство и оценить его. Я
верю, что оно начинается.
Моя монография о Хомякове принадлежит к серии монографий "Пути" о
русских мыслителях религиозного духа. По типу своему монографии эти должны
быть не подготовительными научными исследованиями, не историческими
работами, претендующими на полноту и детальность, - они должны давать
синтетические образы и целостную оценку с точки зрения определенного
миросозерцания. Заранее можно предвидеть, что моя работа о Хомякове будет
признана субъективной, потому что она написана с точки зрения определенного
религиозно-философского миросозерцания. Но, верю, в миросозерцании этом -
истина и правда, и во имя истины и правды образ Хомякова не был искажен.
Приведу важнейшую библиографию о Хомякове, не претендующую на полноту.
Основным источником для работы о Хомякове служат восемь томов Собрания его
сочинений.
В VIII томе собраны важнейшие письма Хомякова. Я пользовался третьим,
дополненным, изданием 1900 года и по этому изданию делал цитаты. После
Собрания сочинений Хомякова главным
источником является обширное, не
оконченное ещё исследование профессора Киевской духовной академии В. 3.
Завитневича "Алексей Степанович Хомяков". Вышли: том I, книга I - "Молодые
Стр.1