Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024

Н. Бердяев. Алексей Степанович Хомяков

0   0
Первый авторХомяков Алексей Степанович
Издательство[Б.и.]
Страниц82
ID5768
АннотацияМонография.
Кому рекомендованоРелигия
Хомяков, А.С. Н. Бердяев. Алексей Степанович Хомяков : Очерк / А.С. Хомяков .— : [Б.и.], 1912 .— 82 с. — Философия .— URL: https://rucont.ru/efd/5768 (дата обращения: 23.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Учение Хомякова о национальности и национальном призвании. <...> Давно уже пора приступить к серьезному исследованию славянофильства и оценке его значения в истории нашего самосознания. <...> Безрелигиозное и денационализированное сознание не в силах было того сделать - славянофильство выпадало из поля зрения. <...> Лишь религиозное и национальное возрождение в силах понять славянофильство и оценить его. <...> Книга профессора Л. Е. Владимирова "А. С. Хомяков и его этико-социалъное учение" (1904 год) не представляет особенного интереса. <...> Много важных материалов о Хомякове и славянофилах можно найти в трехтомной работе Н. Колюпанова <...> В приложении напечатана ценная переписка славянофилов, которая проливает свет на центральную роль Хомякова и знакомит с религиозными сомнениями славянофилов. <...> Из общих работ о славянофилах укажу на ценную работу М. Гершензона <...> Исторические записки" и его статью "П. В. Киреевский" (в предисловии к собранию русских песен П. В. Киреевского). <...> Известная книга Пыпина "Характеристика литературных мнений" имеет мало значения и искажает славянофильское учение. <...> Одним из материалов для характеристики славянофильской эпохи и отдельных славянофилов могут служить Герцена "Былое и думы" и "Дневник". <...> Но окончательно станет зрелым и мужественным наше национальное самосознание лишь тогда, когда прекратится эта вековая распря, преодолеется раскол славянофильства и западничества, принимавших столь разнообразные формы, и вечная правда славянофильства вместе с вечной правдой западничества войдет органически в наше национальное бытие. <...> Проходят уже те времена, когда можно было третировать или игнорировать славянофильство, видеть лишь его временную оболочку, от которой ничего не останется для вечности. <...> Славянофильство устарело, отошло в область истории, иные стороны славянофильства выродились до неузнаваемости. <...> Тысячелетие продолжалось русское бытие, но русское самосознание начинается с того лишь времени <...>
Н.__Бердяев._Алексей_Степанович_Хомяков.pdf
Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков ---------------------------------------------------------------------------Воспроизводится по изданию: Николай Бердяев. Собрание сочинений. Т. V. [Алексей Степанович Хомяков. Миросозерцание Достоевского. Константин Леонтьев.] Париж: YMCA-Press, 1997. 578 с. Оригинал здесь: Библиотека Якова Кротова. ---------------------------------------------------------------------------СОДЕРЖАНИЕ:  Предисловие.  Глава I. Истоки славянофильства.  Глава II. Алексей Степанович Хомяков как личность.  Глава III. Хомяков как богослов. Учение о Церкви.  Глава IV. Хомяков как философ. Гносеология и метафизика.  Глава V. Философия истории Хомякова.  Глава VI. Учение Хомякова об обществе и государстве.  Глава VII. Учение Хомякова о национальности и национальном призвании.  Глава VIII. Значение Хомякова. Судьба славянофильства. Предисловие Моя монография об Алексее Степановиче Хомякове не есть историческое исследование и не претендует на исчерпывающую полноту. Эта работа - не столько историческая, сколько философско-систематическая, психологическая и критическая. Я хочу дать цельный образ Хомякова, центральное и главное в его миросознании и мироощущении. Вместе с тем я преследую цели критической оценки славянофильства Хомякова. Наряду с темой Хомяков меня интересует другая тема - Хомяков и мы. Так как, по моему мнению, Хомяков является центральной фигурой в славянофильстве, то тема Хомяков есть вместе с тем тема о славянофильстве вообще, а тема Хомяков и мы есть тема о судьбе славянофильства. Давно уже пора приступить к серьезному исследованию славянофильства и оценке его значения в истории нашего самосознания. Безрелигиозное и денационализированное сознание не в силах было того сделать - славянофильство выпадало из поля зрения. Лишь религиозное и национальное возрождение в силах понять славянофильство и оценить его. Я верю, что оно начинается. Моя монография о Хомякове принадлежит к серии монографий "Пути" о русских мыслителях религиозного духа. По типу своему монографии эти должны быть не подготовительными научными исследованиями, не историческими работами, претендующими на полноту и детальность, - они должны давать синтетические образы и целостную оценку с точки зрения определенного миросозерцания. Заранее можно предвидеть, что моя работа о Хомякове будет признана субъективной, потому что она написана с точки зрения определенного религиозно-философского миросозерцания. Но, верю, в миросозерцании этом - истина и правда, и во имя истины и правды образ Хомякова не был искажен. Приведу важнейшую библиографию о Хомякове, не претендующую на полноту. Основным источником для работы о Хомякове служат восемь томов Собрания его сочинений. В VIII томе собраны важнейшие письма Хомякова. Я пользовался третьим, дополненным, изданием 1900 года и по этому изданию делал цитаты. После Собрания сочинений Хомякова главным источником является обширное, не оконченное ещё исследование профессора Киевской духовной академии В. 3. Завитневича "Алексей Степанович Хомяков". Вышли: том I, книга I - "Молодые
Стр.1