Николай Бердяев. Хомяков и свящ. Флоренский
---------------------------------------------------------------------------Хомяков
и
свящ. Флоренский. Русская мысль. Февр. 1917. Переиздано:
ж-л "Символ", N 20, 1987; 1989, СС, т. 3, с. 567-579.
Воспроизводится по изданию 1989 г. (Типы религиозной мысли в России.
[Собрание сочинений. Т. III] Париж: YMCA-Press, 1989. 714 с.)
Оригинал здесь: Библиотека Якова Кротова.
---------------------------------------------------------------------------...Вы
не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли
Духа усыновления,
которым взываем:
Авва,
отче!
сей
свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий.
Ап. Павел. Послание к римлянам
самый Дух
I
Статья
июль-август 1916г.), написанная
свящ. П. Флоренского о Хомякове (в "Богословском Вестнике" за
в форме рецензии на огромное исследование
проф. В. Завитневича, - не только крупное событие, но и настоящий скандал в
православном, славянофильствующем лагере. Учитель Церкви неославянофилов,
глава
акт
Церкви
старых
славянофилов - Хомякова. Свящ.
немецкого типа.
величайшим и
объявляет
последствиям
даже
В
кругах
Хомякова до сих
отрицанием
единственным
и вдохновитель московского кружка возродителей православия совершил
отречения от учителя
Флоренский не только отрекся от Хомякова, но и признал идеи его опасными по
своим
уклоне. По мнению свящ. П. Флоренского, Хомяков рискует "вырвать из почвы и
пшеницу
его богословом не-православным, обвиняет
православия, хотя
бы, например, своим
власти
Церкви, якобы не имеющегося в православии, а вместе с ним, следовательно, и
начала страха, начала
528). Ясно, что
свободе
очень
и обязательности канонического строя" (стр.
свящ, П. Флоренский хотел бы положить предел безбрежной
в православии, которую уловил и выразил Хомяков, Хомяков придавал
большое значение в
взаимной человеческой любви. В
страшащий
ли
он
новую школу
католического
рационализм, система
разъедающих
основы
эгалитарности?"
жизни Церкви человеку, человеческой свободе,
этом
и не протестантского, или
возвеличить царский
же
это учение его - утонченный
чрезвычайно гибких и потому наиболее ядовитых формул,
церковности? И далее, в области государственной был ли
он верным слугою самодержавия, этой основы русского государства, желал ли
он укрепить и
видеть
творца наиболее
(стр.
содержания
-
по
народной и потому
529). "Хомяковская
очертания при
мысли и
малейшем
оставляет в
мысль
уклончиво бежит
повороте головы, не
сердце тревогу
дает
престол, или, наоборот, в нем должно
наиболее
опасной формы
от
онтологической определенности, переливаясь перламутровой игрой. Но эта игра
поверхностных
и изменяющих
устойчивого
Имманентизм
- таков привкус
самоутверждение
организации любви,
православия,
Он завершает
теорий
Хомякова" (стр. 536),
него дороже
и вопрос.
"Свободное
человека, - бытие, имманентное человеку, - проявляющееся в
для
всего" (стр. 539). "Существо
свящ. Флоренскому, - есть онтологизм - принятие
реальности от Бога, нам данной, а не человеком творимой, - смирение и
благодарение".
Свящ. П. Флоренский ставит точки над i, и в этом заслуга его статьи.
собой известный
православие. Статья его
православной мысли. Им предстоит сделать решительный выбор между свящ. П.
Флоренским и
Хомяковым, отдать
учителей Церкви, пойти направо
люди
решительное предпочтение
или налево, к свободе или к принуждению.
Путь свящ. Флоренского и путь Хомякова - несовместимы. В нашем православном
религиозно-философском движении произошло уже отречение от Вл. Соловьева, -
теперь происходит отречение от Хомякова. Но Вл. Соловьев и Хомяков - самые
наши большие
предшественники грядущего русского религиозного
как религию
свободу
Инквизиторе, этом потрясающем
Достоевский
свободу,
хотели
которой
видеть
Флоренский разрывает
принужден
Филарете, в православии
признать
в области христианской мысли. Хомяков и Вл. Соловьев -
возрождения. Для них
христианство было религией свободы и религией любви. Хомяков истолковывал
православие
строчка
все
свободы, пафосом любви к
в русском
только
они не находили у
не
недостаточно православным.
народе такую свободу духа, Христову
народов
с Хомяковым, но
Западной
и с
и апостола
Европы. Свящ.
Достоевским, он
искать иных истоков, в епископе Феофане Затворнике, в митрополите
официальном; он
Павла должен будет
Он последовательно истолковывает
свободе дышит каждая
его богословских произведений. В бесконечной свободе духа видел он
своеобразие православия, его
духа, свободу во Христе утверждали Достоевский в легенде о Великом
гимне религиозной свободе. И
сердечную сущность. Ту же небывалую
Хомяков, и
процесс религиозной мысли, обращающейся в
очень ответственна для представителей современной
одному из этих
тонов, блестящих, но не субстанциальных, и потому меняющихся
свои
его уклон к имманентизму. И вот вопрошает он о Хомякове: "Основал
богословия, наконец
не
видит свящ. Флоренский всего более
воистину православного, а
для православной Церкви, провозгласил его имманентистом
православных
православным богословом. Свящ. Флоренский
его в протестантском
авторитета в
пор считали
Стр.1