Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639307)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Н. Бердяев. Хомяков и свящ. Флоренский

0   0
Первый авторХомяков Алексей Степанович
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID5767
Кому рекомендованоРелигия
Хомяков, А.С. Н. Бердяев. Хомяков и свящ. Флоренский : Статья / А.С. Хомяков .— : [Б.и.], 1917 .— 5 с. — Философия .— URL: https://rucont.ru/efd/5767 (дата обращения: 19.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

о Хомякове (в "Богословском Вестнике" за июль-август 1916г.), написанная в форме рецензии на огромное исследование проф. <...> Учитель Церкви неославянофилов, глава и вдохновитель московского кружка возродителей православия совершил акт отречения от учителя Церкви старых славянофилов - Хомякова. <...> Флоренский не только отрекся от Хомякова, но и признал идеи его опасными по своим последствиям для православной Церкви, провозгласил его имманентистом немецкого типа. <...> , Хомяков рискует "вырвать из почвы и пшеницу православия, хотя бы, например, своим отрицанием авторитета в Церкви, якобы не имеющегося в православии, а вместе с ним, следовательно, и начала страха, начала власти и обязательности канонического строя" (стр. <...> хотел бы положить предел безбрежной свободе в православии, которую уловил и выразил Хомяков, Хомяков придавал очень большое значение в жизни Церкви человеку, человеческой свободе, взаимной человеческой любви. <...> Флоренский всего более страшащий его уклон к имманентизму. <...> И вот вопрошает он о Хомякове: "Основал ли он новую школу богословия, наконец воистину православного, а не католического и не протестантского, или же это учение его - утонченный рационализм, система чрезвычайно гибких и потому наиболее ядовитых формул, разъедающих основы церковности? <...> И далее, в области государственной был ли он верным слугою самодержавия, этой основы русского государства, желал ли он укрепить и возвеличить царский престол, или, наоборот, в нем должно видеть творца наиболее народной и потому наиболее опасной формы эгалитарности?" (стр. <...> Хомяковская мысль уклончиво бежит от онтологической определенности, переливаясь перламутровой игрой. <...> 536), "Свободное самоутверждение человека, - бытие, имманентное человеку, - проявляющееся в организации любви, для него дороже всего" (стр. <...> Флоренскому, - есть онтологизм - принятие реальности от Бога, нам данной, а не человеком творимой, - смирение и благодарение". <...> Он завершает собой <...>
Н._Бердяев._Хомяков_и_свящ._Флоренский.pdf
Николай Бердяев. Хомяков и свящ. Флоренский ---------------------------------------------------------------------------Хомяков и свящ. Флоренский. Русская мысль. Февр. 1917. Переиздано: ж-л "Символ", N 20, 1987; 1989, СС, т. 3, с. 567-579. Воспроизводится по изданию 1989 г. (Типы религиозной мысли в России. [Собрание сочинений. Т. III] Париж: YMCA-Press, 1989. 714 с.) Оригинал здесь: Библиотека Якова Кротова. ---------------------------------------------------------------------------...Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, отче! сей свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий. Ап. Павел. Послание к римлянам самый Дух I Статья июль-август 1916г.), написанная свящ. П. Флоренского о Хомякове (в "Богословском Вестнике" за в форме рецензии на огромное исследование проф. В. Завитневича, - не только крупное событие, но и настоящий скандал в православном, славянофильствующем лагере. Учитель Церкви неославянофилов, глава акт Церкви старых славянофилов - Хомякова. Свящ. немецкого типа. величайшим и объявляет последствиям даже В кругах Хомякова до сих отрицанием единственным и вдохновитель московского кружка возродителей православия совершил отречения от учителя Флоренский не только отрекся от Хомякова, но и признал идеи его опасными по своим уклоне. По мнению свящ. П. Флоренского, Хомяков рискует "вырвать из почвы и пшеницу его богословом не-православным, обвиняет православия, хотя бы, например, своим власти Церкви, якобы не имеющегося в православии, а вместе с ним, следовательно, и начала страха, начала 528). Ясно, что свободе очень и обязательности канонического строя" (стр. свящ, П. Флоренский хотел бы положить предел безбрежной в православии, которую уловил и выразил Хомяков, Хомяков придавал большое значение в взаимной человеческой любви. В страшащий ли он новую школу католического рационализм, система разъедающих основы эгалитарности?" жизни Церкви человеку, человеческой свободе, этом и не протестантского, или возвеличить царский же это учение его - утонченный чрезвычайно гибких и потому наиболее ядовитых формул, церковности? И далее, в области государственной был ли он верным слугою самодержавия, этой основы русского государства, желал ли он укрепить и видеть творца наиболее (стр. содержания - по народной и потому 529). "Хомяковская очертания при мысли и малейшем оставляет в мысль уклончиво бежит повороте головы, не сердце тревогу дает престол, или, наоборот, в нем должно наиболее опасной формы от онтологической определенности, переливаясь перламутровой игрой. Но эта игра поверхностных и изменяющих устойчивого Имманентизм - таков привкус самоутверждение организации любви, православия, Он завершает теорий Хомякова" (стр. 536), него дороже и вопрос. "Свободное человека, - бытие, имманентное человеку, - проявляющееся в для всего" (стр. 539). "Существо свящ. Флоренскому, - есть онтологизм - принятие реальности от Бога, нам данной, а не человеком творимой, - смирение и благодарение". Свящ. П. Флоренский ставит точки над i, и в этом заслуга его статьи. собой известный православие. Статья его православной мысли. Им предстоит сделать решительный выбор между свящ. П. Флоренским и Хомяковым, отдать учителей Церкви, пойти направо люди решительное предпочтение или налево, к свободе или к принуждению. Путь свящ. Флоренского и путь Хомякова - несовместимы. В нашем православном религиозно-философском движении произошло уже отречение от Вл. Соловьева, - теперь происходит отречение от Хомякова. Но Вл. Соловьев и Хомяков - самые наши большие предшественники грядущего русского религиозного как религию свободу Инквизиторе, этом потрясающем Достоевский свободу, хотели которой видеть Флоренский разрывает принужден Филарете, в православии признать в области христианской мысли. Хомяков и Вл. Соловьев - возрождения. Для них христианство было религией свободы и религией любви. Хомяков истолковывал православие строчка все свободы, пафосом любви к в русском только они не находили у не недостаточно православным. народе такую свободу духа, Христову народов с Хомяковым, но Западной и с и апостола Европы. Свящ. Достоевским, он искать иных истоков, в епископе Феофане Затворнике, в митрополите официальном; он Павла должен будет Он последовательно истолковывает свободе дышит каждая его богословских произведений. В бесконечной свободе духа видел он своеобразие православия, его духа, свободу во Христе утверждали Достоевский в легенде о Великом гимне религиозной свободе. И сердечную сущность. Ту же небывалую Хомяков, и процесс религиозной мысли, обращающейся в очень ответственна для представителей современной одному из этих тонов, блестящих, но не субстанциальных, и потому меняющихся свои его уклон к имманентизму. И вот вопрошает он о Хомякове: "Основал богословия, наконец не видит свящ. Флоренский всего более воистину православного, а для православной Церкви, провозгласил его имманентистом православных православным богословом. Свящ. Флоренский его в протестантском авторитета в пор считали
Стр.1