Шалашников Г.В.
кандидат философских наук
преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Тульского филиала
Московского университета МВД России
Нравственно-критическое рассмотрение понятий права и
справедливости в этическом антропологизме П.Л.Лаврова. <...> Изучая русскую этическую и философско-правовую традицию, вряд ли
можно дать объективную оценку, ограничиваясь лишь рассмотрением трудов
по вопросу соотношения права и морали на категориальном и понятийном
уровнях, принадлежащих русским мыслителям только либерального
направления, изучение теоретического наследия которых на сегодняшний
день приобрело особую актуальность в отечественной философско-правовой
и этической мысли. <...> Однако, не стоит забывать о том, что и в других
направлениях русской философской мысли, например в народническом
позитивизме также изучались и анализировались подобные проблемы. <...> Необходимо отметить, что в 70-е годы XIX века в рамках
теоретических
построений,
авторами
которых
были
виднейшие
представители революционного народничества, такие как, например <...> М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский и т.д., идея философского
осмысления вопросов права и государства, справедливости и свободы в
этическом контексте начала активно проникать в русскую философскую
традицию. <...> Можно сказать, что народники привнесли некую особую
нравственно-критическую традицию в осмысление государства и права,
которая отражала социально-нравственную сторону развития русской
философской мысли в целом. <...> До настоящего времени объективный анализ
синтетического подхода к проблеме соотношения отдельных понятий и
категорий права и морали в народнической философии и социологии сделан
не был, хотя к подобной проблематике обращались такие отечественные
исследователи
как <...> Народническое понимание права как социального явления, как особого
начала в регуляции общественной жизни базировалось на субъективном
осмыслении внутреннего потенциала человека <...>