Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Институт социально-культурных технологий
Кафедра управления и экономики социально-культурной сферы
Н. М. Трусова
СТАТИСТИКА ТУРИЗМА
Учебное пособие
Направление подготовки:
43.03.02 «Туризм»
Кемерово 2017
1
Стр.1
УДК 31+379.83(075.8)
ББК 60.6+75.81(я73)
Т77
Утверждено на заседании кафедры управления и экономики
социально-культурной сферы 15.05.2017 г., протокол № 10.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом института
социально-культурных технологий 30.05.2017 г., протокол № 8.
Рецензенты:
Мухамедиева С. А., канд. эконом. наук, доцент,
зав. кафедрой управления и экономики социально-культурной сферы
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»;
Долгих Т. В., канд. эконом. наук, доцент,
зав. кафедрой экономической безопасности, учета и аудита
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет».
Трусова, Н. М.
Т77
Статистика туризма [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся
по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / авт.-сост.
Н. М. Трусова; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров.
гос. ин-т культуры, 2017. – 129 с.
ISBN 978-5-8154-0404-5
В учебном пособии представлен обзор основных понятий общей теории статистики:
абсолютные, относительные показатели, группировка, методы оценки динамики,
индексный метод и их использование в статистике туризма. Даны базовые понятия,
методики, применяемые в статистике. Раскрыта система показателей статистики
туризма. Большое внимание уделено международным стандартам в области статистики.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению
43.03.02 «Туризм», при изучении дисциплины «Статистика», а также может быть
использовано при изучении дисциплин «Ценообразование», «Экономика туризма». Кроме
того, может использоваться в учебном процессе магистрантами данного направления,
а также практическими работниками сферы туризма.
УДК 31+379.83(075.8)
ББК 60.6+75.81(я73)
ISBN 978-5-8154-0404-5
© Н. М. Трусова, 2017
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2017
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
С развитием мирового хозяйства значительно растет и постоянно проявляется
влияние туризма как на мировую, так и на национальную экономику.
Туризм превращается в крупную самостоятельную отрасль национальной
экономики, становится одним из субъектов мировых интеграционных
процессов. С момента утверждения распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р «Стратегии развития туризма в
Российской Федерации до 2020 года» значительно возросла актуальность
официальной статистической информации, позволяющей оценить эффективность
мероприятий по ее реализации.
Российская статистика туризма является относительно молодой отраслью
статистики, формирование которой началось в 1998 году с преобразования
для ее потребностей, рассредоточенных в различных отраслевых
статистиках, показателей и их систематизации. Современная российская
статистика туризма ведется в рамках российского законодательства и основывается
на международных рекомендациях и стандартах по статистике
туризма. Это соответствует общему принципу российской статистики –
быть международной и сопоставимой.
Россия в настоящее время формирует конкурентоспособную сферу
туризма, что вызывает необходимость подготовки специалистов высокого
уровня для управления отраслью. Большое значение в этом может иметь
подготовка специалистов по направлению «Туризм» с новым образом мышления
и поведения, значительная роль в которой отводится статистике туризма.
В информационную эпоху статистика туризма является важнейшим
источником аналитической информации о сфере туризма и одновременно
инструментом функциональной диагностики. Статистика туризма позволяет
рассмотреть сферу туризма во всей ее многогранности и динамизме как
в целом, так и по отдельным составным элементам. Особенно велика роль
информации в управленческой деятельности в сфере туризма, в процессе
принятия адекватных решений на всех уровнях – от отдельных предприятий
туристской индустрии до органов государственного регулирования туристской
деятельности в регионах и в стране в целом.
Актуальность изучения дисциплины «Статистика туризма» обусловлена
тем, что она прививает будущим работникам, управленцам в сфере туризма,
навыки и умения в области прикладного экономико-статистического
анализа, использования статистической информации при принятии решений.
Методы статистики широко применяются в организации туристской
деятельности, туристско-рекреационном проектировании, менеджменте и
маркетинге, а также в других областях практической и исследовательской
деятельности.
Целью настоящего пособия является оказание помощи студентам в
комплексном изучении статистических показателей рынка туристских услуг
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И КАТЕГОРИИ СТАТИСТИКИ ............................ 5
1.1. История и эволюция статистики ............................................................................. 5
1.2. Предмет, метод и место статистики в системе наук .............................................. 8
1.3. Основные категории статистики ............................................................................. 10
1.4. Система и функции органов управления статистикой .......................................... 13
Контрольные вопросы и задания .................................................................................... 15
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ
................................................................................................................................... 16
2.1. Основные понятия статистического наблюдения ................................................. 16
2.2. Статистическая сводка и группировка ................................................................... 20
2.3. Статистические таблицы .......................................................................................... 25
2.4. Графическое представление статистической информации .................................. 27
Контрольные вопросы и задания .................................................................................... 35
ГЛАВА 3. ПОКАЗАТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАТИСТИКЕ .............................. 37
3.1. Абсолютные и относительные показатели в статистике ...................................... 37
3.2. Средние величины .................................................................................................... 39
3.2.1. Понятие средней .................................................................................................... 39
3.2.2. Виды степенных средних ...................................................................................... 41
3.2.3. Структурные средние ............................................................................................ 46
Контрольные вопросы и задания .................................................................................... 49
ГЛАВА 4. ДИНАМИЧЕСКИЕ РЯДЫ: ПОНЯТИЕ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА ..... 52
4.1. Понятие динамики .................................................................................................... 52
4.2. Система аналитических показателей динамического ряда ................................... 54
Контрольные вопросы и задания .................................................................................... 58
ГЛАВА 5. ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД ................................................................................ 59
5.1. Статистические индексы .......................................................................................... 59
5.2. Индивидуальные и общие индексы ........................................................................ 60
5.3. Агрегатные индексы ................................................................................................. 61
5.4. Индексы с постоянными и переменными весами .................................................. 66
5.5. Средние индексы ...................................................................................................... 68
5.6. Расчеты недостающих индексов с помощью индексных систем ......................... 69
Контрольные вопросы и задания .................................................................................... 70
ГЛАВА 6. КЛАССИФИКАТОРЫ В СТАТИСТИКЕ ТУРИЗМА ............................... 72
6.1. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и
социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) ....................................................................... 72
6.2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
(ОКВЭД) ........................................................................................................................... 77
127
Стр.127
6.3. Единый государственный реестр предприятий и организаций Российской
Федерации (ЕГРПО), общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) .. 82
Контрольные вопросы и задания .................................................................................... 85
ГЛАВА 7. КЛАССИФИКАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ТУРИЗМЕ
.............................................................................................................................. 86
7.1. Основные определения и классификации в статистике туризма ......................... 86
7.2. Понятие о туристской поездке. Статистическая группировка туристских
поездок .............................................................................................................................. 94
7.2.1. Цель поездки........................................................................................................... 96
7.2.2. Продолжительность поездки или посещения ..................................................... 98
7.2.3. Место начала поездки и место назначения ......................................................... 99
7.2.4. Виды используемых транспортных средств ....................................................... 100
7.2.5. Виды размещения .................................................................................................. 100
Контрольные вопросы и задания .................................................................................... 101
ГЛАВА 8. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ............................................................... 102
8.1. Общие показатели туристского спроса ................................................................... 102
8.1.1. Алгоритм оценки числа въездных туристских поездок ..................................... 102
8.1.2. Алгоритм оценки числа выездных туристских поездок .................................... 104
8.2. Понятие и состав туристских расходов .................................................................. 104
8.3. Индикаторы туристского спроса ............................................................................. 110
Контрольные вопросы и задания .................................................................................... 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................ 119
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................... 121
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................................ 123
128
Стр.128