Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением (290,00 руб.)

1   0
Первый авторТимофеева И. Н.
ИздательствоСПб.: РНБ
Страниц282
ID48324
АннотацияКак приохотить ребенка к чтению? Как использовать детскую литературу для развития его ума, нравственности и чувства прекрасного? На эти вопросы отвечает энциклопедия, предлагая для младшего возраста уникальный круг чтения художественной и научно-познавательной литературы.
Кому рекомендованоКнига адресована родителям, может быть полезна учителям, библиотекарям, воспитателям детских садов, а также преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.
ISBN978-5-8192-0000-00
УДК087.5:379.8
Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева .— Энциклопедия .— Санкт-Петербург : РНБ, 2000 .— 282 с. — ISBN 978-5-8192-0000-00 .— URL: https://rucont.ru/efd/48324 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рецензент: О. Н. Афанасьева — ведущий библиотекарь младшего абонемента детской библиотеки им. <...> «Луч света в темном царстве официозной педагогики»,— сказал об этой книге замечательный детский поэт К. И. Чуковский. <...> Что касается новинок, произведений современных талантливых писателей и художников, то информацию о них можно получить в других библиографических пособиях и периодической печати, в журналах «Детская литература», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Книжное обозрение» и др. <...> Однако в этом издании не была разработана проблема чтения маленьких детей, поэтому прав К. Чуковский <...> Давно известно, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека. <...> Я знаю дом миллионера, где малыш скучает и плохо развивается, и семьи среднего и даже скромного достатка, где родители живут с ребенком в радости, всесторонне развивая его. <...> Настя вместе с мамой кормит его, водит погулять. <...> На детской площадке Настя (1 год 10 месяцев) съехала с горки и — побежала, а я, не успев сойти, и чтобы вернуть ее, крикнула: «Настя, дай ручку, дай ручку… <...> Настя растет, но я по-прежнему стараюсь не упустить ни одного случая, когда она может выразить родителям свою признательность. <...> Возвращаясь с прогулки, Настя (4,5 года) кричит в окно, чтобы отец поднял по лестнице ее велосипед. <...> Детские книги помогут вам накапливать в душе ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. <...> Детские книги помогают сформировать задушевные и гармоничные отношения между детьми разного пола. <...> В детское чтение последнего десятилетия вернулась, после долгого перерыва, Библия для детей. <...> Вот как сильна любовь к отцу, заложенная в детской природе! <...> . Плохо другое: он не слыхал русских народных песенок, не знает русских народных сказок, не знает Конька-Горбунка и сказок Пушкина… <...> Есть у нее и игрушечный Микки Маус, и другие герои зарубежных сказок, а русских — нет. <...> Пусть будет Дисней, но пусть будет <...>
Что_и_как_читать_вашему_ребенку_от_года_до_десяти._Энциклопедия_для_родителей_по_руководству_детским_чтением.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.276
Стр.277
Стр.278
Стр.279
Стр.280
Стр.281
Стр.282
Что_и_как_читать_вашему_ребенку_от_года_до_десяти._Энциклопедия_для_родителей_по_руководству_детским_чтением.pdf
Российская национальная библиотека И. Н. Тимофеева ЧТО И КАК ЧИТАТЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ОТ ГОДА ДО ДЕСЯТИ Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением Санкт-Петербург 2000
Стр.1
УДК ББК T Под редакцией Н. Н. Мазняк — зам. директора по науке центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина в Петербурге. Рецензент: О. Н. Афанасьева — ведущий библиотекарь младшего абонемента детской библиотеки им. И. А. Крылова в Петербурге. Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением.— СПб., 2000. Как приохотить ребенка к чтению? Как использовать детскую литературу для развития его ума, нравственности и чувства прекрасного? На эти вопросы отвечает энциклопедия, предлагая для младшего возраста уникальный круг чтения художественной и научно-познавательной литературы. Книга адресована родителям, может быть полезна учителям, библиотекарям, воспитателям детских садов, а также преподавателям и студентам педагогических учебных заведений. Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета РНБ Изд. лицензия № 020246 от 7.05.97. Подписано к печати 00.00.00. Формат 60×84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 00,0. Уч. изд. л. 00,0. Тираж 000 экз. Заказ № 00. Издательство Российской национальной библиотеки, 191069, Санкт-Петербург, Садовая ул., 18. ISBN 5-8192-0000-00 © Российская национальная библиотека, 2000
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ От автора ..................................................................................................................................... Об этой книге и ее авторе .......................................................................................................... Раздел I. Родителям — о детском чтении ................................................................................ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Чтение — праздник души (Книга. Воспитание.) ............................................. С чего начать .................................................................................................... Где взять время для чтения ............................................................................ Что читать детям .............................................................................................. Как читать детям............................................................................................... Как беседовать с детьми о книгах ................................................................... Книга и игра ....................................................................................................... Книга и рисование ............................................................................................ Книга и музыка .................................................................................................. Книга и телеэкран ............................................................................................. Ребенок учится читать ..................................................................................... Как воспитывать у детей культуру чтения...................................................... Ребенок идет в библиотеку ............................................................................. Раздел II. Книжки-картинки ........................................................................................................ 1. 2. Зачем детям картинки ...................................................................................... 3. Художники русской детской книги ................................................................... Анненков Ю. ...................................................................................................... Басманова Н. .................................................................................................... Бенуа А. ............................................................................................................. Васнецов Ю. ...................................................................................................... Добужинский М. ................................................................................................ Конашевич В. .................................................................................................... Курдов В. ........................................................................................................... Лебедев В. ......................................................................................................... Маврина Т. ........................................................................................................ Митурич М. ........................................................................................................ Пахомов А. ........................................................................................................ Рачев Е. ............................................................................................................. Траугот Г. А. В. .................................................................................................. Чарушин Е. ........................................................................................................ Рассказы и сказки в картинках ........................................................................ Раздел III. Стихи ......................................................................................................................... 1. 2. 3. 4. Зачем детям стихи ........................................................................................... Стиховое воспитание ....................................................................................... Народная поэзия для детей (русская и других народов мира) .................... Стихи детских поэтов о природе России ........................................................ Стихи о природе ............................................................................................... Русские классики — о природе ....................................................................... Пушкин А. ............................................................................................. Есенин С. .............................................................................................. Жуковский В. ........................................................................................ Крылов И. ............................................................................................. Лермонтов М. ....................................................................................... Майков А. .............................................................................................. Некрасов Н. .......................................................................................... Толстой А. К. ........................................................................................ Тютчев Ф. ............................................................................................. Фет А. .................................................................................................. 5. Детские поэты, русские и зарубежные ........................................................... Чуковский К. ...................................................................................................... Аким Я. .............................................................................................................. Барто А. .............................................................................................................
Стр.3
6. Берестов В. ....................................................................................................... Благинина Е. ..................................................................................................... Заходер Б. ......................................................................................................... Маршак С. ......................................................................................................... Маяковский В. ................................................................................................... Михалков С. ...................................................................................................... Мошковская Э. .................................................................................................. Токмакова И. ..................................................................................................... Успенский Э. ..................................................................................................... Хармс Д. ............................................................................................................ Родари Дж. ........................................................................................................ Тувим Ю. ........................................................................................................... В. Высоцкий — в чтении детей ........................................................................ Раздел IV. Сказки ....................................................................................................................... 1. 2. Народные сказки............................................................................................... 1) 2) 3) 3. Литературные сказки ........................................................................................ 1) Зачем детям сказки .......................................................................................... Сказки о животных ............................................................................... Волшебные сказки ............................................................................... Издания народных сказок ................................................................... Сказки русских писателей ................................................................... Пушкин А. ............................................................................................. Аксаков С. ............................................................................................. Гаршин В. ............................................................................................. Горький М. ............................................................................................ Ершов П. ............................................................................................... Катаев В. .............................................................................................. Мамин-Сибиряк Д. ............................................................................... Медведев В. ......................................................................................... Пляцковский М. .................................................................................... Одоевский В. ........................................................................................ Остер Г. ................................................................................................ Паустовский К. ..................................................................................... Погорельский А. ................................................................................... Прокофьева С. ..................................................................................... Степанов В. .......................................................................................... Толстой А. Н. ........................................................................................ Цыферов Г. .......................................................................................... Черный Саша ....................................................................................... Чарская Л. ............................................................................................ 2) Сказки зарубежных писателей ........................................................... Андерсен Х. К. ...................................................................................... Блайтон Э. ............................................................................................ Гауф В. ................................................................................................. Гримм В. и Я. ....................................................................................... Гофман Э. ............................................................................................ Киплинг Р. ............................................................................................. Коллоди (К. Лоренцини) ...................................................................... Лагерлѐф С. ......................................................................................... Линдгрен А. .......................................................................................... Милн А. ................................................................................................. Перро Ш. ............................................................................................... Пайл Г. .................................................................................................. Пройслер О. ......................................................................................... Распе Р. ................................................................................................ Свифт Дж. ............................................................................................ Топелиус Ц. .......................................................................................... Уайльд О. ............................................................................................. Харрис Дж. ...........................................................................................
Стр.4
Раздел V. Великие книги глазами детей. Мифы. Легенды. Сказания ................................... 1. 2. 3. Библия для детей ............................................................................................. Мифы Древней Греции .................................................................................... Русские былины ................................................................................................ Раздел VI. Рассказы и повести .................................................................................................. 1. 2. Зачем детям рассказы и повести .................................................................... 3. 4. Рассказы и повести русских писателей-классиков ........................................ Толстой Л. ......................................................................................................... Ушинский К. ....................................................................................................... Чехов А. ............................................................................................................. Святочные истории (Как жить по-христиански) ............................................. Рассказы и повести русских и зарубежных писателей ................................. Алексеев С. ....................................................................................................... Баруздин С. ....................................................................................................... Гайдар А. ........................................................................................................... Григорович Д. .................................................................................................... Драгунский В. .................................................................................................... Житков Б. ........................................................................................................... Зощенко М. ........................................................................................................ Куприн А. ........................................................................................................... Носов Н. ............................................................................................................. Осеева В. ........................................................................................................... Пантелеев Л. ..................................................................................................... Пермяк Е............................................................................................................ Погодин Р. ......................................................................................................... Сухомлинский В. ............................................................................................... Дефо Д. .............................................................................................................. Мало Г. .............................................................................................................. Уайда (Луиза Рамье) ........................................................................................ Твен Марк .......................................................................................................... 5. Рассказы, повести и очерки о животных (русских и зарубежных писателей) Акимушкин А. .................................................................................................... Армстронг У. ...................................................................................................... Бианки В. ........................................................................................................... Грабовский Я..................................................................................................... Дмитриев Ю. ..................................................................................................... Дуров В. ............................................................................................................. Надеждина Н. .................................................................................................... Перовская О. ..................................................................................................... Романова Н. ...................................................................................................... Сахарнов С. ....................................................................................................... Сетон-Томпсон Э. ............................................................................................. Сладков Н. ......................................................................................................... Снегирев Г. ........................................................................................................ Соколов-Микитов И. ......................................................................................... Филатов В. ......................................................................................................... Чаплина В. ......................................................................................................... Раздел VII. Научно-познавательная литература ..................................................................... 1. 2. Зачем детям познавательные книги ............................................................... Дидактические (обучающие) книги для дошкольников .................... Ученье — радость и труд (учимся учиться) ................................................... 1) 2) 3. 4. 5. 6. 7. Книги по истории ............................................................................................... 1) 2) Книга детского самообразования ...................................................... Картины из отечественной истории ................................................... Картины из Всемирной истории ......................................................... Книги по искусству ............................................................................................ Как люди работают. Профессии. Бизнес........................................................ Книги для девочек и мальчиков (подросткового возраста) .......................... Книги о природе (О планете Земля) ...............................................................
Стр.5
8. Энциклопедическая литература ..................................................................... 1) 2) Зачем детям энциклопедии ................................................................ Словари (тематические и универсальные) .......................... в) 3) б) Отечественные детские энциклопедии ............................................. а) б) Зарубежные энциклопедии ................................................................. а) Энциклопедии с систематическим расположением материала .................................................................................................. Энциклопедии в форме вопрос-ответ .................................. Энциклопедии с систематическим расположением материала) .................................................................................................. Энциклопедии в форме вопрос-ответ .................................. Приложения Указатель авторов и названий .................................................................................................. Что и когда читать маленьким детям........................................................................................
Стр.6
Светлой памяти моего мужа Василия Васильевича ТИМОФЕЕВА посвящаю. Автор. ОТ АВТОРА Я благодарна многим людям, которые способствовали появлению этой книги. В начале 90-х годов В. Р. Фирсов, зам. директора по науке в Российской национальной библиотеке, предложил мне подготовить третье издание книги для родителей, усилив внимание к классической литературе в целях воспитания детей на вечных, общечеловеческих ценностях. Вдохновляли меня и слова директора библиотеки В. Н. Зайцева: «Времена трудные, но постарайтесь — издадим». Довести до конца большое и сложное дело я смогла благодаря своим дорогим коллегам из родного научно-методического отдела и, прежде всего, его заведующей И. Н. Качковской, которая создала поистине идеальные условия для моей работы. Бесценным опытом руководства детским чтением щедро делились со мной библиотекарипрактики Центральной детской библиотеки им. А. С. Пушкина и детской библиотеки им. И. А. Крылова в Петербурге — Е. В. Егорова, В. К. Кузнецова, О. Ф. Савельева и О. Н. Афанасьева, Л. М. Карабанова. Помогала мне и доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Е. Н. Томашова. Большой вклад в мою книгу внесла Н. Ф. Новичкова, видный современный ученый, теоретик и практик детского чтения. Не могу не упомянуть еще о своей сестре И. Н. Яблонской, опытном педагоге, и моих помощниках М. А. Ратавниной, А. С. Степановой, И. А. Тутаковой. Наконец, хочу сказать о моем покойном муже В. В. Тимофееве. Он был учителем Божьей милостью. В годы войны — воевал, в мирное время учил ребят. В поселке Репино, под Петербургом, на горе возвышается школа, которую он построил и где был директором. Пусть эта школа и моя книга будут памятью о нем и его беззаветной любви к детям. ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ Перед нами уникальное издание, которое поможет семье воспитать у детей любовь к чтению, хороший литературный вкус, познавательные интересы и способности, а также — культуру чувств. Большое внимание уделяется воспитанию активной, творческой личности. По своей сути книга является энциклопедией, потому что представляет собой справочное издание: дает систематическое изложение всех вопросов, связанных с детским чтением, и предлагает для младшего возраста универсальный круг чтения художественной и научно-познавательной литературы. Автор — И. Н. Тимофеева — научный сотрудник Российской национальной библиотеки в Петербурге, ее труды о детском чтении впитали в себя традиции бывшей Императорской и первой в России общедоступной библиотеки. «Что читать моим детям» — так называлась работа И. Тимофеевой, вышедшая 40 лет тому назад. «Луч света в темном царстве официозной педагогики»,— сказал об этой книге замечательный детский поэт К. И. Чуковский. Он высоко оценил и отсутствие казенщины, столь распространенной в те годы, и язык «яркий и поэтичный», и содержательность: «при внешней легкости книга серьезна, в ее подтексте чувствуется большая культура». Похвала К. И. Чуковского стала для молодого автора благословением и напутствием. Годы спустя вышло второе, значительно обогащенное издание под названием — «Сто книг вашему ребенку», которое до сих пор пользуется большой популярностью у библиотекарей и родителей. И, наконец, перед нами третье издание — «Что и как читать Вашему ребенку от года и до десяти». В книге представлен колоссальный литературный материал, отобранный временем и практикой семейного, домашнего чтения, а также многолетними наблюдениями автора за работой ведущих детских библиотек ряда регионов России. Она будет востребована в семье и в течение ряда лет станет формировать первоначальный круг чтения ребенка. Это произойдет потому, что пособие построено на классических произведениях детской отечественной и зарубежной литературы, а также — на познавательных книгах, отражающих современный круг знаний о мире, по истории, естествознанию, технике. Очерки об этой литературе написаны концептуально, так, чтобы родители,
Стр.7
если не найдут этих книг, могли взять аналогичные. Кроме того, широко используется реферирование и элементы хрестоматии, и родители смогут не только узнать о книгах, но и сразу прочесть или пересказать необходимые тексты (стихи, рассказы, сказки). При отборе книг для детского чтения учитывалось все: художественная ценность, воспитательное значение, качество перевода и иллюстраций, а потому пособие может служить для книгоиздателей компасом, показывающим, что и как переиздавать. Что касается новинок, произведений современных талантливых писателей и художников, то информацию о них можно получить в других библиографических пособиях и периодической печати, в журналах «Детская литература», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Книжное обозрение» и др. Сегодня насущно необходим путеводитель по новейшей детской литературе, в том числе и по детской периодике, но это задача уже для другого автора и другой энциклопедии. Книга «Что и как читать Вашему ребенку» написана в русле русской национальной педагогики и развивает ее традиции по воспитанию вдумчивого чтения, что особенно важно для современной семьи, подвергающейся многочисленным «информационным атакам», в условиях, когда книга вытесняется электронными СМИ, что угрожает интеллектуальному потенциалу и нравственному здоровью нации. Теория и практика руководства чтением детей и взрослых — это наш вклад в общечеловеческую культуру, который ныне осваивается во многих странах мира. Беседы о книгах и чтении были в XIX веке обыденным явлением. И. Тимофеевой наиболее близок фундаментальный труд Х. Алчевской «Что читать народу и детям», который высоко оценили Л. Толстой и К. Ушинский. Однако в этом издании не была разработана проблема чтения маленьких детей, поэтому прав К. Чуковский, написавший автору: «Вы идете по целине, и нет у Вас предшественников. Честь Вам и слава!» Работа И. Тимофеевой относится к жанру популярных художественных энциклопедий: перед нами не только путеводитель по книгам, это и эссе, и воспоминания человека, имеющего огромный читательский и жизненный опыт, и еще — размышления педагога. Можно сказать и более определенно — это книга, отражающая мировоззрение автора, который сознательно с первых же страниц излагает свою систему ценностей и делает это предельно искренно и эмоционально. В позиции автора подкупает многое. Прежде всего это касается ее убежденности в том, что сегодня крайне важно поддерживать и развивать интерес ребенка к книге и чтению. Хочется разделить с автором и ее влюбленность в русскую литературу и русскую культуру, а также стремление воспитывать детей в духе христианских традиций и ценностей. Большое достоинство книги заключается в полном отсутствии назидательности и абсолютизации собственного мнения, чем часто грешат педагогические сочинения. Автор не поучает, а просто делится своим жизненным опытом и приглашает читателей к совместным размышлениям о жизни, о детях, о счастье. «Быстро бежит время и вот наступает пора, когда сыновья и дочери становятся взрослыми. И чем старше они станут, тем лучше будут понимать, что отец и мать дали им самое дорогое, что есть на свете: развили ум и сердце, научили быть Человеком и Гражданином». Эти слова автора характеризуют цели, во имя которых написана книга, а содержащиеся в ней советы и рекомендации под силу каждому, так как не требуют никаких материальных затрат, а только одного — труда души родителей для воспитания, а следовательно, благополучия своих детей. Ведущие научные сотрудники Российской национальной библиотеки Володин Б. Ф. и Либова О. С. Раздел I 1. РОДИТЕЛЯМ — О ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ Дети — это счастье, созданное вашим трудом. В. Сухомлинский. ЧТЕНИЕ — ПРАЗДНИК ДУШИ (Книга. Воспитание.) Нет на свете большей радости, чем растить Человека, поэтому профессия учителя — лучшая под солнцем: ведь он имеет дело с самым удивительным и прекрасным, что есть во всей Вселенной. Ах, чего стоят все планеты мирозданья в сравнении с головой ребенка! Но если труд учителя так притягателен, то во сто крат он счастливее у родителей: они растят свою кровинку, плод своей любви. Конечно, у молодости свои права, и поглощенность супругов друг другом естественна. Но,
Стр.8
УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ Аким Я. Я пишу тебе письмо: Стихи и сказки. Акимушкин И. В мире животных. Аксаков С. Аленький цветочек. Аксенова А. Краткое жизнеописание святой Ольги, великой княгини русской. Алмазов Б. Синева; Святой благоверный князь Александр Невский. Алексеев С. Богатырские фамилии; Небывалое бывает; Сто рассказов из русской истории. Андерсен Г. Х Сказки. Армстронг У. Повесть о Тони и Динго. Аударина А. Откуда берутся дети. Барли К., Майла Л. География: Энциклопедия. Барто А. Стихи. Баруздин С. Миша и Яша; Рави и Шаша; Как снежок в Индию попал. Бартковский А. Давай подумаем и др. Бахмацкая О. Здравствуй, малыш! Бенуа А. Азбука в картинах. Берестов В. Жаворонок: стихи и сказки. Беттерфильд М., Тернер Д., Биссет П. 5000 вопросов и ответов о нашем мире: детская энциклопедия. Бианки В. Лесные домишки: Рассказы и сказки; Лесная газета. Библия в пересказе для детей. Благинина Е. Журавушка: Стихи. Блайтон Э. Знаменитый утенок Тим. Блок А. Снег да снег: Стихи. Бунин И. Листопад: Стихи. Вавилонская башня и другие библейские предания. Валькова Г. и др. Библиотечно-библиографические знания — школьникам. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости; Уроки Занимательного труда. Весна: Стихи. Весенняя гроза: Стихи. Виеру Г. Веселая азбука. Воздвиженский П. Моя первая священная история; Ветхий и новый заветы. Воскобойников В. Великий князь Владимир, равноапостольный святой; Николай чудотворец, святитель божий. Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах. Высоцкий В. Стихи из циклов: Знаки Зодиака (про альпинистов), «Мы вращаем землю», «Черное золото» и др. Гайдар А. Чук и Гек. Гальперштейн Л. Мы едем, едем, едем. Ганейзер Г. География в картинках. Гаршин В. Лягушка-путешественница. Гауф В. Маленький Мук; Карлик нос; Холодное сердце. Головин Н. Моя первая русская история. Горький А. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Рассказы и сказки. Гофман Э. Щелкунчик. Грабовский Я. Муха с капризами. Грант Н. Детская краткая энциклопедия. История. Григорович Д. Гуттаперчевый мальчик. Гримм В. и Я. Сказки. Голявкин В. Разрешите пройти: Рассказы. Дацкевич Д. Как делают книгу. Детская сексология. Дефо Д. Робинзон Крузо. Джейн Эллиотт и Колин Кинг. Детская энциклопедия. Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких; Кто в лесу живет и что в лесу растет; Большая книга леса. Дисней У. Дональд Дак в Диснейленде: Сказки.
Стр.276
Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. Дорохов А. Зеленый, желтый, красный; Про тебя самого. Достоевский Ф. Мальчик у Христа на елке. Драгунский В. Денискины рассказы. Дуров В. Мои звери. Ершов П. Конек-горбунок. Есенин С. Стихи. Ефремов А. Брат мой, князь мой, Повесть о Борисе и Глебе. Жили-были: Сказки русские, народные. Житков Б. Что я видел: Рассказы и скапзки. Жуковский В. Баллады; Жаворонок: Стихи. Житомирский В., Шаврин М. Геометрия для малышей; Литературная азбука. Засодимский П. Перед потухшим камельком. Заходер Б. Про все на свете: Стихи и сказки. Зимняя дорога: Стихи. Зощенко М. Самое главное. Рассказы. Зубков Б. Книжка про книжку. Ишимова А. История России в рассказах для детей. Канин А. Спроси меня — и я отвечу. Кардюкова С. Единицы, нужные всем. Катаев В. Цветик-семицветик. Сказки. Киплинг Р. Маугли. Рикки-Тикки-Тави. Кленов А. Там, где музыка играет. Клушенцев П. Станция Луна. Колвин Лесли, Спиэр Эмма. Живой мир: Энциклопедия. Коллагэн К., Лондсборо К. Борьба за выживание. Коллоди (К. Лоренцини) Пиноккио. Кольцов А. Песня пахаря. Кончаловская Н. Суриково детство. Короленко В. Дети подземелья. Котеночкин А. Ну, погоди! Кошкурникова Р. Космонавтом быть хочу. Крейг Аннабел, Росни Клифф. Наука: энциклопедия. Крупин В. В Дымковской слободе. Крутогоров Ю. Дождь из семян. Крылов И. Стрекоза и муравей; Басни. Куклин Л. Когда мы станем взрослыми. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. Куприн А. Белый пудель. Мальчик у Христа на елке. Слон. Тапер. Чудесный доктор. Курчевский В. Быль-сказка о карандаше и красках. Ладанщиков Г. Солнце землю радует. Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Левин Б. и Радлова Л. Астрономия в картинках. Левитан Е. Малышам о звездах и планетах. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» Лермонтов М. Парус: Стихи. Лесков Н. Жемчужное ожерелье. Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне. Лиса — всему свету краса: русские народные сказки и песенки. Майков А. Стихи. Максимов А., Усов Л. Чудеса в кошельке. Книга для тех, кто хочет быть богатым. Мало Г. Без семьи. Малышева Л. Игра словами. Мальт В. Море дьявола. Мамин-Сибиряк Д. Аленушкины сказки. Мар А. Кобальды живут в Норвегии; Ручей из Тюрингии. Маршак С. Стихи. Сказки. Загадки. Масару Ибука. После трех уже поздно. Машковский. Мушкетер и фея.
Стр.277
Маяковский В. Детям. Стихи. Медведев В. Баранкин, будь человеком! Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. Миллард Э. История. Древний мир. Милн А. Винни-Пух и все-все-все. Митяев А. Книга будущих командиров. Михалков С. Веселый день: Стихи и сказки. Могилевская О. У лиры семь струн. Мошковская Э. Зяблик согрелся. Хорошие вести. Я пою. Надеждина Н. Во саду ли, в огороде. Вокруг света по стране Легумии. Приглашение в картину. Какого цвета снег. Чудесная тетрадь. Наши сказки кн. 1, 2, 3. Некрасов Н. Избранные произведения. Не от скуки на все руки. Непомнящая Д. Мама мамонтенка. Никитин Б. Интеллектуальные игры. Носов Н. Приключения Незнайки. Рассказы. Одоевский В. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Олеша Ю. Три толстяка. Орлов В. У меня полно хлопот. Осеева В. Волшебное слово. Синие страницы. Три сына. Остер Г. Зарядка для хвоста. Задачник. Павлова Н. Загадки цветов. Пайл Г. Перец и соль. Сказки. Пантелеев Л. Рассказы и сказки. Паустовский К. Растрепанный воробей: Сказки. Пермяк Е. Памятники узелки: Сказки. Перовская О. Ребята и зверята. Рассказы. Перро Ш. Волшебные сказки. Писатели нашего детства. Платонов А. Еще мама. Пляцковский М. Разноцветные зверята. Солнышко на память. Погодин Р. Кирпичные острова. Книжка про Гришку. Шутка. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители. Пройслер О. Маленькая Баба-Яга. Прокофьева С. Машины сказки. Не буду просить прощения. Пушкин А. С. Зимняя дорога. Сказки. Радлов Н. Рассказы в картинках. Радуга: русские народные сказки, песенки, потешки. Распе Р. Приключения барона Мюнхгаузена. Резник А. Приключения кота Леопольда. Родари Д. Здравствуйте, дети: Стихи. Сказки: Приключения Чипполино. Путешествие голубой стрелы. Родная природа: Стихи русских поэтов. Романова Н. Ищу говорящую птицу: Рассказы и сказки. Ротенберг Р. Расти здоровым. Русские былины. Русские сказки про зверей. Сахарнов С. В мире дельфина и осьминога. История корабля. Как открывали землю. По морям вокруг Земли. Разноцветное море. Саша Черный. Дневник фркса Микки; Что кому нравится: Стихи. Свифт Дж. Путешествие Гулливера. Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных. Рваное ушко. Синявский П. Хозяйка; Стану я ветеринаром: Стихи. Сикорук Л. Фмзика для малышей. Славная осень: Стихи. Сладков Н. Покажи мне их! Зоология для детей; Лесные тайнички; Подводная газета. Снегирев Г. Чудесная лодка. Соколов А. Священная история. Ветхий и новый Заветы.
Стр.278
Соколов-Микитов И. Год в лесу. Звуки земли Соловейчик С. Педагогика для всех. Степанов В. Разноцветные желания. Стрельцова Л. Веселая азбука. Сутеев В. Кто сказал «Мяу?». Сухомлинский В. Пусть будет и соловей и жук; Яблоко и рассвет: Рассказы. Таблицы библиотечно-библиографической классификации. Твен М. Приключения Тома Сойера; Приключения Гекльберри Финна; Принц и нищий. Тихомиров О. На поле Куликовом; Александр Невский; Михайло Ломоносов. Токмакова И. Весело и грустно. Летний ливень. Избранное. Толоконников Н. Я сам читаю по слогам. Толстой А. К. Стихи. Толстой А. Н. Золотой ключик или приключения Буратино. Детство Никиты. Толстой Л. Н. Азбука. Рассказы. Сказки. Басни. Топелиус Ц. Сампо-лопаренок. Сказки. Тувим Ю. Письмо ко всем детям по одному важному делу: Стихи. Тютчев Ф. Все вторит весело громам: Стихи. Уайльд О. Мальчик-звезда. Молодой король. Счастливый принц. Уайда (Л. Рамье) Нелло и Патраш. Уингейт Ф. Королевские династии. Уингейт Ф., Миллард Э. Викинги. Успенские В. и М. Мифы Древней Греции. Успенский Э. Вниз по волшебной реке. Дядя Федор, пес и кот. Крокодил Гена и его друзья. Если бы я был девчонкой: Стихи. Теперь я Чебурашка: Стихи-песни. Ушинский К. Для детей: Рассказы и сказки. Уэст Дэвид. Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать. Фет А. Теплый ветер тихо веет: Стихи. Филатов В. Рассказы дрессировщика. Хармс Д. Тигр на улице: Стихи, рассказы, цирковые представления. Харрис Дж. Сказки дядюшки Римуса. Цыферов Г. История про поросенка; Тайна запечного сверчка. Чаплина В. Питомцы зоопарка. Чарская Л. Три слезинки королевны: Сказки. Чарушин Е. Друзья; Кот Епифан; Моя первая зоология и другие рассказы. Черный Саша Дневник фокса Микки. Что кому нравится. Чехов А. Ванька Жуков; Каштанка; Событие; Спать хочется. Членов А. Геология в картинках. Что такое? Кто такой? Чудо чудное. Чуковский К. Стихи. Сказки. Доктор Айболит. Шабельник Е. Буковка за буковкой. Шварц М. Мы сами читаем маме. Шейкин А. Вести приходят так. Шустова И. Теперь я знаю. Эйдельман Н. Александр Радищев; Братья Бестужевы, Там за морем океаном. Энтин Ю. А мне летать охота. Энциклопедия для девочек. Энциклопедия для мальчиков. Детская энциклопедия сексуальной жизни: физиология и психология. Юдин Г. Букваренок; Заниматика: занимательная математика для мальчиков и девочек 4—7 лет; Главное чудо света. Яснов М. Щечки, щечки — два мешочка.
Стр.279
ЧТО И КОГДА ЧИТАТЬ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ (Литература для чтения, рассказывания, разучивания наизусть) Списки составлены кафедрой дошкольного воспитания Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена для детских садов, но полезны и родителям, которые используют их как ориентир, исходя из развития и начитанности своего ребенка. 1. Произведения для детей 2—3 лет Русское народное творчество Малые формы фольклора. «Пошел кот под мосток», «У Аленки в гостях», «Наши уточки», «Ой, ду-ду», «Привяжу я козлика», «Как у нашего кота», «Котик серенький», «Киска, киска», «Пошел котик на торжок», «Кисонька-Мурысенька», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Водичка-водичка», «Наша Маша», «Дедушка Ежок», «Заяц Егорка», «Заинька». Сказки. «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок». Фольклор народов мира Малые формы фольклора. «Соловей-соловушка» (лат.), «Горкой, горкой» (белорусск.), «Ласковые песенки» (азерб.), «Ой, как весело» (эст.), «Ой, в зеленом бору» (укр.), «Едем, едем на лошадке» (шведск.), «Курица» (англ.), «Топ, топ» (польск.), «Рыбки» (фр.), «Я козочка» (лит.). Сказки. «Упрямые козы» (узб.), «Как лисичка бычка обидела» (эск.), «Горшок каши» (нем.), «Краюшка Малышка» (шотл.). Произведения русской классической литературы А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет», «Что за яблочко! Оно соку спелого полно!»; В. Жуковский. «Котик и козлик», «Птичка»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря»; А. Плещеев. «Травка зеленеет»; М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный»; А. Кольцов. «Дуют ветры буйные»; С. Черный. «Жеребенок»; И. Никитин. «На дворах и домах снег лежит полотном»; Л. Толстой. «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру», «Деду скучно было», «Спала кошка на крыше»; К. Ушинский. «Васька», «Два козлика». Произведения современной русской и зарубежной литературы К. Чуковский. «Цыпленок», «Закаляка». «Свинки», «Поросенок»; С. Маршак. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»; С. Федорченко. «Мышка девочки боится, как увидит — убежит»; А. Барто. «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка»; Л. Квитко. «В садочке»; М. Клокова. «Воробей с березы», «Мой конь»; В. Хорол. «Зайчик»; А. Введенский. «Песнь машиниста», «Мышка»; Е. Благинина. «С добрым утром», «Аленушка», «Дождик»; Д. Хармс. «Веселые чижи», «Веселый старичок», «Удивительная кошка»; Е. Чарушин. «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал „мяу“»; В. Берестов. «Мишка, мишка, лежебока», «Искалочка», «Больная кукла»; И. Токмакова. «Как на горке снег, снег», «Глубоко ли, мелко», «На машине ехали»; П. Воронько. «Спать пора», «Обновки» (укр.); Ю. Мориц. «Страшилище», «Цветок», «Очень задумчивый лес»; М. Карем. «Мой кот», «Цыпленок» (фр.); Д. Биссет. «Га-га-га» (англ.). 2. Произведения для детей 3—4 лет Русское народное творчество Малые формы фольклора. «Уж ты, зимушка», «Ласточка», «Улитка, улитка», «Тили-бом», «Совушка», «Петушок», «Барашенька», «Гуси вы, гуси», «Божья коровка», «Уж ты, радуга-дуга», «Свинка Ненила», «Волк-волчок шерстяной бочок», «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Заинька, войди в сад», «Под горкой на речке», «Как без дудки, без дуды», «Дедушка Егор», «Иванушка». Сказки. «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Снегурушка и лиса», «Коза-дереза», «Теремок».
Стр.280
Фольклор народов мира Малые формы фольклора. «Где ночует солнце?» (арм.), «Люли, люли, моя крошка» (лит.), «Козленок» (тадж.), «Заяц», «Палочка» (кабард.-балк.), «Дождь, дождь», «Ручки, спляшите» (фр.), «Купите лук», «Лошадка пони» (шотл.), «Перчатки», «Храбрецы» (англ.), «Дедушка Рох» (польск.). Сказки. «Почему кот моется после еды» (лит.), «Почему у зайца губа рассечена» (эст.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Воробей и лиса» (болг.), «Бременские музыканты» (нем.), «У солнышка в гостях» (словацк.), «Кого испугались» (алб.), «Колосок» (укр.). Произведения русской классической литературы А. Пушкин. «За весной, красой природы», «Ветер, ветер, ты могуч», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев. «В небе тают облака»; А. Плещеев. «Уж тает снег»; А. Фет. «Чудная картина», «Ласточки пропали»; А. Кольцов. «Дуют ветры буйные»; И. Суриков. «Первый снег пушистый»; А. Блок. «Зайчик»; С. Черный. «На коньках»; Л. Толстой. «У Вари был чиж», «Саша был трус», «У Миши были сани», «Нашли дети ежа», «Сел дед пить чай», «Три медведя»; К. Ушинский. «Уточки», «Коровка», «Бишка», «Спор зверей». Произведения современной русской и зарубежной литературы К. Чуковский. «Мойдодыр», «Елка», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Ежики смеются», «Дали Мурочке тетрадь»; С. Маршак. «Усатый — полосатый», «Мяч», «Дремота и зевота». «Сказка об умном мышонке», «Кто колечко найдет»; А. Барто. «Девочка-ревушка», «Машенька», «Девочка чумазая», «Вот с насиженной гнилушки», «Ути-ути», «У Кирюши петушок»; А. Шабад. «Лесенка»; Д. Хармс. «Кораблик», «Таксик и бульдог», «Кошки»; А. Введенский. «Кто», «Сны», «Черный кот», «На лыжах»; З. Александрова. «Мой мишка», «Мишка», «Большая ложка»; Е. Благинина. «Не мешайте мне трудиться», «Вот какая мама», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри»; В. Берестов. «Про машину», «Снегопад»; И. Токмакова. «Где спит рыбка», «Как на горке», «Голуби»; Я. Аким. «Откуда», «Елка наряжается»; С. Капутикян. «Маша обедает», «Кто скорее допьет» (арм.); Л. Квитко. «Бабушкины руки», «Кисонька» (евр.); Ю. Мориц. «Ручеек», «Ежик резиновый»; Е. Чарушин. «Что за зверь», «Томкины сны», «Волчишко», «Никита-охотник»; Н. Павлова. «Щепочка и камешек», «Чьи башмачки»; Я. Тайц. «Кубик на кубик», «Ага»; Н. Забила. «Ясочкин садик» (укр.); П. Грубин. «Очки» (чеш.); А. Босев. «Трое» (болг.); Ногути Удзе. «Кукушка» (японск.); Ю. Тувим. «Где очки» (польск.); М. Карем. «Серое и белое», «Зайчонок отправился в город» (фр.); Ф. Могур. «Рило-Йепурило и Жучок с золотыми крылышками» (румын.); Л. Берг. «Рыбка» (англ.); У. Дисней. «Приклюсчения маленького щенка» (англ.). Сборники для детей 2—3 и 3—4 лет Хрестоматия для маленьких / Сост. Л. Елисеева.— М., 1982. Читаем детям / Сост. З. Сахипова, А. Асседуллин, С. Сулейманова.— Л.: 1987. Наши сказки / Сост. М. Боголюбская, А. Табенкина.— Кн. 1—3.— М.: Дет. лит., 1974. 3. Произведения для детей 5—6 лет Русское народное творчество Малые формы фольклора. «Как на тоненький ледок», «Солнышко-колоколнышко», «Ходит конь…», «Иголка, иголка…», «Жили у бабуси…», «Пузырь», «Со вьюном я хожу…», «Долгоногий журавель…», «Ты, трава ль моя…» и др. Сказки. «Гуси-лебеди», «Смоляной бочок», «Жихарка», «Пых», «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей», «У страха глаза велики», «Привередница». Фольклор народов мира Малые формы фольклора. «Стуки-стуки» (лит.), «Гоп-гоп» (чешск.), «Два маленьких котенка» (англ.), «Кораблик» (англ.), «Что я видел» (фр.), «Счастливого пути» (гол.), «Скакун» (тат.), «Ласточка» (арм.). Сказки. «Три поросенка» (англ.), «Красная шапочка» (фр.), «Два жадных медвежонка» (венг.), «Заяц и еж» (нем.), «Хвастливый заяц» (узб.), «Рукавичка» (укр.). Произведения русской классической литературы А. Пушкин. «Румяной зарею покрылся восток», «Ель растет перед дворцом»; В. Жуковский. «Мальчик-с-пальчик»; К. Аксаков. «Мой Марихен так уж мал…»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря…»;
Стр.281
Г. Галина. «Песня мышек», «Спи, сын»; А. Плещеев. «Старик»; А. Блок. «Вербочки», «На лугу»; С. Черный. «Про девочку, которая нашла своего мишку», «Имя», «Волк»; Л. Толстой. «Котенок», «Как мальчик рассказывал про то, как его взяли в город», «Была зима», «У бабки была внучка…»; К. Ушинский. «Лекарство», «Бишка», «Четыре желания», «Чужое яичко»; В. Одоевский. «Мороз Иванович». Произведения современной русской и зарубежной литературы К. Чуковский. «Федорино горе», «Тараканище», «Чудо-дерево», «Закаляка»; С. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Пудель», «Ванька-встанька», «Детки в клетке»; Б. Житко. «Кружечка под елочкой»; М. Зощенко. «Глупая история»; Л. Пантелеев. «Рассказы о Белочке и Тамарочке»; А. Барто. «Снегирь», «Уехали»; З. Александрова. «Ветер на речке», «Одуванчик»; Е. Благинина. «Аленушка», «Сорока-белобока»; Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог», «Веселый старичок», «Очень страшная история»; В. Инбер. «Сороконожки»; Я. Тайц. «По грибы»; Г. Цыферов. «Самолетик»; И. Мезнин. «Черное и серое», «Простое слово»; Л. Квитко. «В гости», «Лошадка»; Н. Носов. «Метро», «Ступеньки»; Е. Чарушин. Рассказы из сборников «Почему Тюпа птиц не ловит», «Никита-охотник», «Про Томку»; В. Берестов. «Кошкин щенок»; А. Кушнер. «Почему я от всего отказался», «Что в углу?»; П. Воронько. «Я носила воду», «Обновки» (укр.); Я. Колас. «Цветок» (белорус.); Я. Райнис. «Наперегонки» (латв.); Уолтер де ля Мер. «Кря», «Перышки в подушке» (англ.); Ф. Грубин. «Горка», «Ромашки» (чеш.); Э. Маркиш. «Купание вороненка» (венгр.). Сборники для детей 5—6 лет Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. З. Я. Рез и др.— М.: Просвещение, 1990. Русская поэзия детям / Сост. Е. О. Путилова.— Л., 1989. Поезд стихов. Из зарубежной поэзии для детей.— М., 1974. Литература и фантазия / Сост. Л. Е. Стрельцова.— М., 1992. Все наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах / Сост. Г. Кружков.— М., 1992. Самый счастливый остров.— М.: Малыш, 1992. Веселая школа для дошколят. Стихи, рассказы, пословицы для тех, кто хочет научиться писать и считать.— Пермь, 1989. Волшебный мир. Сказки зарубежных писателей.— СПб.: Изд-во «Человек», 1993. Золотая книга лучших сказок мира.— М.: Изд-во «Терра», 1992.
Стр.282

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.