Московского университета Вестник Cерия 20 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Издательство Московского университета ¹2•2013•АПРЕЛЬ—ИЮНЬ Выходит один раз в три месяца СОДЕРЖАНИЕ Актуальный вопрос Ямбург Е.А. <...> Стратегическая педагогика как следующий этап развития педагогики . <...> Образовательное пространство подготовки будущих преподавателей в классическом университете . <...> О балльно-рейтинговой системе в подготовке бакалавров . <...> Источники информации, оптимизирующие развитие умений иноязычной монологической речи . <...> Инновационный подход к технологии подготовки ИТ-специалиста в университете . <...> About grade-rating system in the bachelor tutoring . <...> Так, одной из табуированных тем является проблема генетической усталости. <...> Дело в том, что проблема генетической усталости не стоит остро перед этносами, чей образ жизни определяется традиционной архаичной культурой. <...> Констатируя печальные результаты подготовки учителей, необходимо четко выявить причины такого положения дел. <...> Сваи, напоминающие по конструкции и материалам осиновый кол, вбиваются в педагогическое образование по сигналам сверху. <...> Решительное омоложение педагогических кадров путем привлечения в школы молодых аспирантов и доцентов, несу щих детям новое модернизационное мышление. <...> Сформулированы критерии, отличающие стандарт (в собственном смысле слова) от не-стандарта. <...> Исходя из существующего положения в образовании, указаны возможные субъекты стандартизации и типы стандартов, которые могут использоваться, возможности дальнейшей эволюции системы стандартизации. <...> Что такое стандарт и что такое “не-стандарт”? <...> 15 Прежде всего, следует отметить, что любой стандарт в собственном смысле этого слова (другие смыслы мы обсудим чуть ниже) обладает тремя фундаментальными свойствами, которые и отличают его от “не-стандарта”. <...> Известно два, отличных от канонического, понимания термина “стандарт”, которые довольно широко употребляются; их можно условно назвать “квазистандарт <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№2_2013.pdf
Московского
университета
Вестник
Cåðèÿ 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
¹2•2013•ÀÏÐÅËÜ—ÈÞÍÜ
Выходит один раз в три месяца
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Ямбург Е.А. Близорукий бухгалтер пришел на смену учителю ....... 3
Педагогические размышления
Боровских À.Â., Попов Ë.Â., Розов Í.Õ. Размышления о стандартах в îáðàçîâàíèè................................
15
Бережнова Е.В. Проблемы производства, систематизации и трансляции новых
педагогических знаний ...................... 35
Кудряшова Т.Г., Смирнов С.А. Стратегическая педагогика как следующий
этап развития педагогики ....................... 43
Пономарев Р.Е. Образовательное пространство подготовки будущих преподавателей
в классическом университете ................ 56
Опыт практической педагогики
Добрица В.П., Таныгин М.О. О балльно-рейтинговой системе в подготовке
бакалавров ............................. 66
Даминова С.О. Источники информации, оптимизирующие развитие умений
иноязычной монологической речи ................ 76
Реалии педагогического образования
Фиофанова О.А. Проектирование содержания учебника по педагогике . . . 88
Слово мэтра
Хохлов Ð.Â. Начинайте с труда ...................... 96
IT в образовании
Махмутова М.В., Давлеткиреева Л.З. Инновационный подход к технологии
подготовки ИТ-специалиста в университете ............ 103
В перерывах между лекциями
Захаров Â.Å. Не надо бояться “äåòñêèõ” вопросов ............ 117
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 ã.
Стр.1
CONTENTS
Matter of Topical Interest
Yamburg E.A. A teacher has been replaced by a dim-sighted bookkeeper .... 3
Pedagogical Ideas
Borovskih A.V., Popov L.V., Rozov N.Kh. Concerns about educational standards
................................. 15
Berezhnova E.V. The problem of production, systematization and transmission
of knowledge.............................. 35
Kudryashova T.G., Smirnov S.A. Stratigic pedagogy as the next step in pedagogy
development .............................. 43
Ponomarev R.E. Educational spaces classification and the training of future teachers.................................
56
Experience of Practical Pedagogics
Dobritsa V.P., Tanygin M.O. About grade-rating system in the bachelor tutoring
................................. 66
Daminova S.O. Sources of information, optimizing the development of foreign
language skills of monologue speech ................... 76
Reality of Pedagogical Education
Fiofanova O.A. Designing of the maintenance of textbook on pedagogics .... 88
The Word of Master
Hokhlov R.V. On the road to science achievement .............. 96
IT in Education
Mahmutova M.V., Davletkireeva L.Z. Innovative approach to IT-specialist training
technology at the University .................... 103
During the Intervals
Zakharov V.E. No need to be afraid of infantile questions.......... 117
© Издательство Московского университета.
Вестник Московского университета, 2013
Стр.2
ÂÅÑÒÍ. ÌÎÑÊ. ÓÍ-ÒÀ. ÑÅÐ. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2013.¹2
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
БЛИЗОРУКИЙ БУХГАЛТЕР ПРИШЕЛ
НА СМЕНУ УЧИТЕЛЮ
Е.А. Ямбург
(Öåíòð образования ¹ 109, ã. Ìîñêâà; e-mail: webmaster109@bk.ru)
В статье представлены размышления об эффективности реформ, проводимых
в российском образовании, дана критическая оценка приоритета
менеджмента над социальными и обучающими функциями школы,
сформулирована стратегия развития образования.
Ключевые слова: российское образование, реформа, педагог.
Отсутствие ясного понимания целей и смыслов реформирования
образования крайне опасно, поскольку ошибки в целеполагании
и проектировании неизбежно приводят к перекосам в
возводимых конструкциях “нашей новой школы” (так именуется
президентская инициатива). Перекосы порождают глубокие трещины
и грозят скорым обрушением всему зданию. Трещины эти
стремительно распространяются по всему сооружению — от фундамента
до крыши. Следовательно, прежде чем отвечать на вопросы
о целях и путях реформирования образования, необходимо
оценить результаты ударной стройки, развернувшейся под девизом
“модернизации”. Для начала предлагаю сосредоточиться на фундаменте
объекта.
Сколько себя помню в профессии, школу постоянно реформировали,
каждый раз “затачивая” ее под новые идеологические,
политические и экономические задачи. Особенно интенсивно
этот процесс пошел в последние годы: характеристика “инновационный”
бесконечно применяется как к процессу обучения, так
и к реорганизации всего школьного дела. А что на деле? Рискну
высказать предположение, что никакой реформы образования
не было и нет. А чем же мы тогда занимались последние годы
с таким энтузиазмом?
Реформой не образования, а экономики образования и его
сервисного обеспечения. Что вполне естественно для экономистов,
с самого начала определявших и до сих пор определяющих
3
Стр.3