ВОСПИТАНИЕ
КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИЙ
НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ <...> Е.В. Конькина
НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО
ВОСПИТАНИЯ
Материалы к спецкурсу
Оренбург – 2012
1
УДК 379.5 (07)
ББК 74.900.6 я 7
Рецензенты <...> К65 Воспитание культуры здоровья средствами традиционной
народной педагогики: Народная кукла как средство
воспитания: материалы к спецкурсу / Е.В. Конькина; Минво образования и науки РФ, ООО «Агентство «Пресса», 2012 –
47 с. <...> В статье анализируется игровая практика современных детей, эволюция
куклы как игрушки, потенциал народной куклы как средства воспитания;
рассматриваются понятия «народная кукла», «духовно-нравственное здоровье»,
«функции
куклы». <...> Приведены
результаты
исследования
роли
куклы
в
организации здоровьесберегающего игрового воспитательного пространства. <...> Пособие предназначено для педагогов разнопрофильных образовательных
учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей с целью организации
образовательной деятельности в условиях многонациональной образовательной
среды с использованием традиций русской народной игры. <...> Данное учебное пособие ориентировано на возрождение лучших
отечественных традиций воспитания детей средствами игры, при
этом особое внимание отведено русским национальным играм. <...> Воссоздание территории здорового детства, где царит русская
народная традиция в организации свободного времени ребенка – один
из шагов к реальному решению проблемы сохранения и укрепления
духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего
поколения россиян. <...> Данный курс должен помочь будущим педагогам в организации
образовательного процесса в дошкольных учреждениях, в
учреждениях
дополнительного
образования,
организации
образовательной деятельности в условиях многонациональной
образовательной среды с использованием традиций русской народной
игры, а также игр народов той местности, где они проживают. <...> Интерес к содержательной стороне игрушки и игры с ней
сегодня <...>
Воспитание_культуры_здоровья_средствами_традиционной_народной_педагогики_русская_народная_кукла.pdf
УДК 379.5 (07)
ББК 74.900.6 я 7
Рецензенты
М. Б. Насырова, доктор педагогических наук, профессор
Н. А. Николаева, кандидат психологических наук, доцент
Конькина Е.В.
К65 Воспитание культуры здоровья средствами традиционной
народной педагогики: Народная кукла как средство
воспитания: материалы к спецкурсу / Е.В. Конькина; Минво
образования и науки РФ, ООО «Агентство «Пресса», 2012 –
47 с.
В учебном пособии содержатся рабочие материалы для углубленного
изучения народной куклы как педагогического средства воспитания культуры
здоровья.
В статье анализируется игровая практика современных детей, эволюция
куклы как игрушки, потенциал народной куклы как средства воспитания;
рассматриваются понятия «народная кукла», «духовно-нравственное здоровье»,
«функции куклы». Приведены результаты исследования роли куклы в
организации здоровьесберегающего игрового воспитательного пространства.
Пособие предназначено для педагогов разнопрофильных образовательных
учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей с целью организации
образовательной деятельности в условиях многонациональной образовательной
среды с использованием традиций русской народной игры.
УДК 379.5 (07)
ББК 74.900.6 я 7
© Конькина Е.В., 2012
© ООО «Агентство «Пресса», 2012 г.
2
Стр.2
Содержание
Введение ……………………………………………………………….. 4
Народная кукла как средство воспитания
…………….. 6
Литература …………………………………………………………… 63
Творческие задания для самостоятельной работы ………………… 66
3
Стр.3
Введение
Особенностью современного состояния российского общества
является резкий подъем национального самосознания, стремление к
этнической и этнокультурной самоидентификации, что обусловило
огромный интерес представителей различных народов к своей
национальной культуре, традициям воспитания. Сегодня в основе
разработки стандарта общего образования лежит представление об
образовании именно как ключевом институте социализации личности,
обеспечивающем приобщение нового поколения детей, подростков и
молодежи к базовым ценностям отечественной и мировой культуры.
Важной задачей образования в этой связи становится
формирование гражданской идентичности и солидарности общества;
овладение универсальными способами принятия решений в различных
социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного
развития личности; снижение вероятности рисков социальной
дезадаптации и нарушений здоровья подрастающих поколений.
Основная задача здорового воспитания заключается в создании
у ребенка в целом положительного представления о самом себе, в
формировании идентичности, отдельной от идентичности родителей,
и в развитии общего чувства уверенности в своих силах. Чем менее
зрелой является личность, тем слабее она ощущает собственную
идентичность – определенность, целостность, устойчивость и
осознанность самой себя.
Актуальным для организации здоровьесберегающего
образовательного процесса является определение путей формирования
идентичности учащихся, и прежде всего национальной, определение
наиболее эффективных методов ее формирования. По мнению
ученых, кризис идентичности может вызвать такие явления, как
потеря памяти об историческом прошлом, в крайней форме,
выражающейся в забвении, утрате исторических, культурных связей,
ценностей, национальных и нравственных ориентиров, отрицании
национальных символов, утрате веры в национальный идеал или
миссию национального государства, разрыв между реальным и
должным, обесценение ценностей.
Данное учебное пособие ориентировано на возрождение лучших
отечественных традиций воспитания детей средствами игры, при
этом особое внимание отведено русским национальным играм.
4
Стр.4
В традиционном обществе игра готовила ребенка к взрослой
жизни, которая осознавалась как серьезный, сложный путь с
множеством трудностей, испытаний. И пройти его надо было
достойно – такой была установка.
Игры и игрушки, в которые играют наши дети, все чаще
оказывают деструктивное влияние на психику и не способствуют
физическому развитию. В воспитании преобладает фемининность и
установка на избегание неприятностей.
Проблема социального, духовно-нравственного, психического
ухудшения здоровья детей и юношества стала уже общим местом в
психолого-педагогических дискуссиях. Однако позитивных сдвигов
общественного масштаба в практической деятельности пока не много.
Актуальным остается поиск способов создания здоровьесберегающей
образовательной среды. Современные юные россияне в большинстве
своем уже далеки от традиций русской народной культуры.
Воссоздание территории здорового детства, где царит русская
народная традиция в организации свободного времени ребенка – один
из шагов к реальному решению проблемы сохранения и укрепления
духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего
поколения россиян.
В учебном пособии приведено исследование игры как феномена
культуры и особого способа проживания бытия. Рассматривается
возможность организация свободного времени ребенка в современной
социокультурной ситуации России с точки зрения пользы для
духовного и физического здоровья.
Данный курс должен помочь будущим педагогам в организации
образовательного процесса в дошкольных учреждениях, в
учреждениях дополнительного образования, организации
образовательной деятельности в условиях многонациональной
образовательной среды с использованием традиций русской народной
игры, а также игр народов той местности, где они проживают.
Пособие носит междисциплинарный характер и основывается на
взаимодействии этнопедагогики, истории педагогики, этнопсихологии,
культурологи. В ходе изложения происходит знакомство с
исследованиями в данных областях, с разными позициями и
подходами.
В конце каждого раздела предусмотрены вопросы и творческие
задания для самостоятельной работы студентов.
5
Стр.5