Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 612435)
Контекстум

Психология и технологии дизайн-мышления (650,00 руб.)

0   0
Первый авторКучина Т. И.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц213
ID922333
АннотацияУчебное пособие подготовлено в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и технологии дизайн-мышления» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», образовательная программа «Психология виртуальной среды и медиапространства» (очная форма обучения). Учебное пособие содержит теоретические материалы, вопросы для семинаров и практических занятий, задания для домашней и самостоятельной работы, творческие задания, тесты для самоконтроля, психодиагностические тесты, литературный материал, необходимый для выполнения заданий, терминологический словарь.
ISBN978-5-00172-509-1
УДК159.9
ББК88.26
Кучина, Т.И. Психология и технологии дизайн-мышления : учебн. пособие / Т.И. Кучина .— Москва : Издательство Прометей, 2023 .— 213 с. — ISBN 978-5-00172-509-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/922333 (дата обращения: 01.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология_и_технологии_дизайн-мышления.pdf
1919 Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет) Т.И. Кучина ПСИХОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ Учебное пособие для бакалавриата Москва 2023
Стр.1
УДК 159.9 ББК 88.26 К95 Рецензенты: Камнева Е.В., кандидат психологических наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Мороз Т.С., кандидат психологических наук, АНО ДПО «Национальный институт повышения квалификации и переподготовки (НИПК и ПП); Фомина Ю.И., кандидат психологических наук, Тульский государственный университет. К95 Кучина Т.И. Психология и технологии дизайн-мышления: Учебное пособие / Т.И. Кучина. — М.: Прометей, 2023. — 212 с. ISBN 978-5-00172-509-1 Учебное пособие подготовлено в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и технологии дизайн-мышления» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», образовательная программа «Психология виртуальной среды и медиапространства» (очная форма обучения). Учебное пособие содержит теоретические материалы, вопросы для семинаров и практических занятий, задания для домашней и самостоятельной работы, творческие задания, тесты для самоконтроля, психодиагностические тесты, литературный материал, необходимый для выполнения заданий, терминологический словарь. ISBN 978-5-00172-509-1 © Кучина Т.И., 2023 © Издательство «Прометей», 2023
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Глава 1. ПОНЯТИЕ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА 1.1. Психология творчества как наука. Понятие дизайнмышления. Характеристики и критерии творчества . . . . . 9 Семинар. Понятие дизайн-мышления. Феноменология творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 16 Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Коллоквиум. Категории и характеристики творчества. Проблема интерпретации творческого продукта . . . . . . . . . . . . . . . 22 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 24 Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 Глава 2. КОНЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСТВА И МЕТОДОЛОГИЯ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ 2.1. Творчество как тестовый интеллект. Психометрический подход в психологии творчества . . . . .31 Семинар. Редукционистский подход: творчество как тестовый интеллект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 35 Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36 Семинар. Психометрический подход в изучении дивергентного мышления и креативности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 39 Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39 2.2. Психоанализ о неосознаваемых механизмах творчества. Инсайт и интуиция. Механизмы творческого процесса. Творчество в психологической виртуалистике . . . . . . . . .43 Семинар. Психоанализ о неосознаваемых механизмах творчества. Инсайт и интуиция. Механизмы творческого процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 53 Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58 3
Стр.3
Оглавление Семинар. Творческое мышление как решение проблемных задач (А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров, А.М. Матюшкин). Эвристические приёмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 66 Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66 Семинар. Риски креативности: гипотеза связи гениальности и безумия. Развитие творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 69 Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70 Семинар. Исследование феномена творческой личности. Творец и культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 74 Контрольные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75 Глава 3. ТЕХНИКИ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ И ИХ ПРИЛОЖЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ И ПРОФЕССИИ Практическое занятие. Алгоритм дизайн-мышления . . . . . 77 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . .78 Практическое занятие. Творческий метод «6 шляп»: параллельное мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 79 Практическое занятие. Работа с диаграммой Исикавы . . . . 79 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 80 Практическое занятие. Работа с «Mind Map». Методы эвристики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 81 Практическое занятие. Мозговой штурм . . . . . . . . . . . . .83 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 84 Глава 4. ТЕХНИКИ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ И ИХ ПРИЛОЖЕНИЕ В ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВЕ Семинар. Психологический анализ жизненного пути личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 86 Практическое занятие. Психологическое время личности . . 86 Практическое занятие. Субъективная картина жизненного пути . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . . 87 Практическое занятие. Субъективная картина жизненного пути. Я-концепты и Я-метафоры в рассказах о себе . . . . . . . 89 4
Стр.4
Оглавление Практическое занятие. Экзистенциальные варианты жизни 89 Задания для самоконтроля и самостоятельной работы . . 90 Задачи и вопросы для текущего контроля . . . . . . . . . . 90 Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету . 92 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Приложение 1. Словарь научных терминов . . . . . . . . . . 100 Приложение 2. Из словаря виртуальных терминов . . . . . . 114 Приложение 3. Материалы для практических занятий и самостоятельной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 Отрывок из книги Эфроимсона В.П. Генетика гениальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 Отрывок из книги Ломброзо Ч. «Гениальность и помешательство» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Отрывок из книги Ломброзо Ч. «Гениальность и помешательство» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 I. Отрывок из книги Э Боно «Параллельное мышление» 133 II. Отрывок из книги Э Боно «Параллельное мышление» 135 Альфонс Алле «Вполне парижская драма» (Перевод с французского Н. В. Исаевой) . . . . . . . . . . 138 Этапы применения дизайн мышления . . . . . . . . . . . 142 Метод шести шляп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 Диаграмма Исикавы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 «Mind Map» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 CATWOE: клиент, участник, процесс, мировоззрение, владелец, ограничения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 Карта эмпатии: скажи, думай, делай, чувствуй . . . . . . 153 Непрямые или Обходные стратегии Брайана Ино . . . . . 157 Приложение 4. Тестовые методики по психологии творчества и жизнетворчеству . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация, взрослый вариант) . . . . . . . . . . . . . . . . 162 Тест творческого мышления П. Торранса . . . . . . . . . . 172 Самооценка творческих способностей (Е. Туник) . . . . . 179 Опросник временной перспективы Зимбардо (ZPTI) . . . . 187 «Незаконченная автобиография» Е.Е. Сапогова . . . . . . 192 Направленная автобиография Дж. Биррена (по В.В. Нурковой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой). . . . . . . . . . . . . . 207 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически