Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 612571)
Контекстум

Поэтика русской литературы: Филологические очерки (900,00 руб.)

0   0
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц377
ID922185
АннотацияВ сборнике филологических очерков раскрываются особенности поэтики произведений русской литературы XIX‒ХХ веков. При этом особое внимание уделяется повествовательной системе эпического произведения, сюжету и его композиции, диалогу в романе, бинарным лирическим структурам, образно-ассоциативным моделям художественных текстов. В сборнике присутствуют типологический, интертекстуальный, а также лингвостилистический подходы к интерпретации литературного произведения. Широк круг авторов, произведения которых рассматриваются в книге. Это Грибоедов, Пушкин, Баратынский, Давыдов, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Тютчев, Фет, Некрасов, Достоевский, Лев Толстой, Чехов, Горький, Куприн, Булгаков, Мандельштам, Ахматова, Пастернак, Фадеев, Кушнер, Самойлов.
Кому рекомендованоИздание адресовано учёным-филологам, вузовским и школьным преподавателям литературы, преподавателям в системе повышения квалификации учителей, аспирантам и студентам.
ISBN978-5-00172-457-5
УДК82
ББК84
Поэтика русской литературы: Филологические очерки / Шутан М.И. — Москва : Издательство Прометей, 2023 .— 377 с. — ISBN 978-5-00172-457-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/922185 (дата обращения: 03.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поэтика_русской_литературы_Филологические_очерки_(1).pdf
М.И. Шутан ПОЭТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Филологические очерки МОСКВА 2023
Стр.1
УДК 82 ББК 84 Ш 97 Шутан М.И. Ш 97 Поэтика русской литературы: Филологические очерки / М.И. Шутан. — М.: Прометей, 2023. — 376 с. ISBN 978-5-00172-457-5 В сборнике филологических очерков раскрываются особенности поэтики произведений русской литературы XIX‒ХХ веков. При этом особое внимание уделяется повествовательной системе эпического произведения, сюжету и его композиции, диалогу в романе, бинарным лирическим структурам, образно-ассоциативным моделям художественных текстов. В сборнике присутствуют типологический, интертекстуальный, а также лингвостилистический подходы к интерпретации литературного произведения. Широк круг авторов, произведения которых рассматриваются в книге. Это Грибоедов, Пушкин, Баратынский, Давыдов, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Тютчев, Фет, Некрасов, Достоевский, Лев Толстой, Чехов, Горький, Куприн, Булгаков, Мандельштам, Ахматова, Пастернак, Фадеев, Кушнер, Самойлов. Издание адресовано учёным-филологам, вузовским и школьным преподавателям литературы, преподавателям в системе повышения квалификации учителей, аспирантам и студентам. ISBN 978-5-00172-457-5 © Шутан М.И., 2023 © Издательство «Прометей», 2023
Стр.2
Оглавление ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Древнеримская элегия и русские поэты (А.С. Пушкин и О.Э. Мандельштам) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Диалог О.Э. Мандельштама с пушкинским «Пророком». . . . . . 10 Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в мире интертекстов. . . 17 Интертексты в лирике А.С. Кушнера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ НА ОБРАЗНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ И ЖАНРОВОЙ ОСНОВЕ «Разуверение» Е.А. Баратынского и «Романс» Д.В. Давыдова. Опыт сопоставительного анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 «Весенняя» лирика А.А. Фета и Н.А. Некрасова. . . . . . . . . . . . . . . 46 «Тайны ремесла» А.А. Ахматовой как лирический цикл. . . . . . 56 БИНАРНАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА Параллелизм в поэзии М.Ю. Лермонтова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Типология двухчастных стихотворений Ф.И. Тютчева . . . . . . . 87 ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РАННЕЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ Объективация повествования в реалистической прозе М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 Субъективация или объективация повествования? М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 Обращение к читателю в реалистической прозе М.Ю. Лермонтова (в контексте русской прозы первой половины XIX века) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 ПОЭТИКА СЮЖЕТА Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: парадоксальный персонаж и парадоксальный сюжет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 373
Стр.373
Оглавление Композиция сюжета: принцип «зеркального отражения» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 Экфрасис и сюжет: «Княгиня Лиговская» М.Ю. Лермонтова и «Портрет» Н.В. Гоголя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 Параллелизм сюжетных линий персонажей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 Идиллический хронотоп и сюжет в романе («Обломов» И.А. Гончарова и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова). . . . 220 Символ и сюжет в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» . . . . . . . 240 Символ и сюжет: от комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад» — к прозе и лирике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 ДИАЛОГ В РОМАНЕ Диалогический аспект психологизма в реалистических романах М.Ю. Лермонтова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264 Внутренний голос и слово: от Ф.М. Достоевского — к М.А. Булгакову . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281 ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». . . . . 287 Рассказ М. Горького «Отшельник». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 Поэма Д.С. Самойлова «Цыгановы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО И ГРАММАТИКА Бетховен и русский синтаксис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 Сочинительная связь и художественные смыслы. . . . . . . . . . . 333 Употребление личных местоимений в русской лирической поэзии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342 Инфинитив как кода (по русской лирической поэзии). . . . . . 357 374
Стр.374

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически