УДК 82
ББК 84
Ш 97
Шутан М.И.
Ш 97 Поэтика русской литературы: Филологические очерки /
М.И. Шутан. — М.: Прометей, 2023. — 376 с.
ISBN 978-5-00172-457-5
В сборнике филологических очерков раскрываются
особенности поэтики произведений русской литературы
XIX‒ХХ веков. При этом особое внимание уделяется повествовательной
системе эпического произведения, сюжету
и его композиции, диалогу в романе, бинарным лирическим
структурам, образно-ассоциативным моделям художественных
текстов. В сборнике присутствуют типологический, интертекстуальный,
а также лингвостилистический подходы
к интерпретации литературного произведения. Широк круг
авторов, произведения которых рассматриваются в книге. Это
Грибоедов, Пушкин, Баратынский, Давыдов, Лермонтов, Гоголь,
Гончаров, Тургенев, Тютчев, Фет, Некрасов, Достоевский,
Лев Толстой, Чехов, Горький, Куприн, Булгаков, Мандельштам,
Ахматова, Пастернак, Фадеев, Кушнер, Самойлов.
Издание адресовано учёным-филологам, вузовским
и школьным преподавателям литературы, преподавателям
в системе повышения квалификации учителей, аспирантам
и студентам.
ISBN 978-5-00172-457-5
© Шутан М.И., 2023
© Издательство «Прометей»,
2023
Стр.2
Оглавление
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Древнеримская элегия и русские поэты
(А.С. Пушкин и О.Э. Мандельштам) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Диалог О.Э. Мандельштама с пушкинским «Пророком». . . . . . 10
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в мире интертекстов. . . 17
Интертексты в лирике А.С. Кушнера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
НА ОБРАЗНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ И ЖАНРОВОЙ ОСНОВЕ
«Разуверение» Е.А. Баратынского и «Романс» Д.В. Давыдова.
Опыт сопоставительного анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
«Весенняя» лирика А.А. Фета и Н.А. Некрасова. . . . . . . . . . . . . . . 46
«Тайны ремесла» А.А. Ахматовой как лирический цикл. . . . . . 56
БИНАРНАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
Параллелизм в поэзии М.Ю. Лермонтова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Типология двухчастных стихотворений Ф.И. Тютчева . . . . . . . 87
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
РАННЕЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ
Объективация повествования в реалистической прозе
М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Субъективация или объективация повествования?
М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Обращение к читателю в реалистической прозе
М.Ю. Лермонтова (в контексте русской прозы первой
половины XIX века) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
ПОЭТИКА СЮЖЕТА
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: парадоксальный
персонаж и парадоксальный сюжет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
373
Стр.373
Оглавление
Композиция сюжета: принцип «зеркального отражения»
в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Экфрасис и сюжет: «Княгиня Лиговская» М.Ю. Лермонтова
и «Портрет» Н.В. Гоголя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Параллелизм сюжетных линий персонажей в романе
Л.Н. Толстого «Война и мир». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Идиллический хронотоп и сюжет в романе («Обломов»
И.А. Гончарова и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова). . . . 220
Символ и сюжет в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» . . . . . . . 240
Символ и сюжет: от комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад» —
к прозе и лирике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
ДИАЛОГ В РОМАНЕ
Диалогический аспект психологизма в реалистических
романах М.Ю. Лермонтова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Внутренний голос и слово: от Ф.М. Достоевского —
к М.А. Булгакову . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». . . . . 287
Рассказ М. Горького «Отшельник». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Поэма Д.С. Самойлова «Цыгановы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО И ГРАММАТИКА
Бетховен и русский синтаксис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
Сочинительная связь и художественные смыслы. . . . . . . . . . . 333
Употребление личных местоимений в русской
лирической поэзии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
Инфинитив как кода (по русской лирической поэзии). . . . . . 357
374
Стр.374