Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Н.С. Авдонина
Новостная интернет-журналистика
Учебное пособие
Архангельск
САФУ
2018
Стр.1
УДК 070(075)
ББК 76.000:036я73
А188
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты: А.В. Пустовалов, кандидат филологических наук, доцент кафедры
журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного
национального исследовательского университета;
Е.С. Георгиева, кандидат политических наук, доцент кафедры международной
журналистики Санкт-Петербургского государственного университета
Авдонина,
Н.С.
А188
Новостная интернет-журналистика: учебное пособие [электронный
ресурс] / Н.С. Авдонина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова.
– Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2018. – 137 с. –
(Творческая мастерская студента-журналиста).
ISBN 978-5-261-01302-0
Пособие соответствует основным разделам курса «Новостная интернет-журналистика»:
«Новости», «Интервью», «Репортаж» и «Форматы интернет-журналистики».
Подробно рассматриваются вопросы создания и оформления текстов в
интернете. Пособие имеет практико-ориентированный характер: помимо теории,
автор предлагает подробные инструкции по написанию новости в форме «перевернутой
пирамиды»; подготовке, проведению и составлению интервью и репортажа,
в частности мультимедийного репортажа.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика»,
практикующих журналистов, сотрудников СМИ, преподавателей журналистики
и всех, интересующихся профессией журналиста.
УДК 070(075)
ББК 76.000:036я73
ISBN 978-5-261-01302-0
© Авдонина Н.С., 2018
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2018
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора ....................................................................................................................
Введение ......................................................................................................................
Глава 1. Новость ........................................................................................................
1.1. Структура новости .......................................................................................
1.2. Язык и стиль новости ..................................................................................
Практические задания .......................................................................................
Вопросы для самоконтроля ...............................................................................
Список рекомендуемой литературы ................................................................
Глава 2. Интервью ....................................................................................................
2.1. Работа над интервью ...................................................................................
2.2. Архитектура интервью ...............................................................................
Практические задания .......................................................................................
Вопросы для самоконтроля ...............................................................................
Список рекомендуемой литературы ................................................................
Глава 3. Репортаж .....................................................................................................
3.1. Композиция репортажа ...............................................................................
3.2. Стиль репортажа .........................................................................................
3.3. Мультимедийный репортаж .......................................................................
Практические задания .......................................................................................
Вопросы для самоконтроля ...............................................................................
Список рекомендуемой литературы ................................................................
Глава 4. Форматы интернет-журналистики ........................................................
Практические задания .......................................................................................
Список литературы ...........................................................................................
Приложения ...............................................................................................................
Приложение 1. Питч ..........................................................................................
Приложение 2. Интервью .................................................................................
Приложение 3. Репортажи ..............................................................................
Приложение 4. Книга стиля .............................................................................
3
4
6
10
15
19
21
28
28
30
32
38
49
55
55
57
58
71
74
78
80
81
82
87
89
92
92
94
128
135
Стр.3
ОТ АВТОРА
Предлагаемое учебное пособие «Новостная интернет-журналистика открывает
серию учебных изданий «Творческая мастерская студента-журналиста».
В серии предполагается выпустить практико-ориентированные пособия.
С 2012 г. автор преподает на кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью
Северного (Арктического) федерального университета имени
М.В. Ломоносова. В обязанности автора входит подготовка будущих журналистов,
готовых к практической деятельности сразу же по окончании университета.
Уже в первый год работы мы осознали недостаточность традиционной
лекционно-семинарской формы для вооружения студентов профессиональными
знаниями и умениями. Для передачи информации эта форма подходит наилучшим
образом, но не для овладения практическими умениями или, говоря современным
педагогическим языком, – компетенциями. Нужно было искать более
эффективные формы подготовки журналистов для их многогранной профессии.
Осенний семестр 2014 г. автор стажировалась в Школе журналистики государственного
университета Миссури (США). Помимо первоочередной задачи
– разработки силлабуса (или, как принято говорить в России, рабочей программы
по дисциплине) по новому курсу – автор могла посещать два предмета
на выбор. Ими стали «Глобальный журналист» и «История американских СМИ
периода борьбы за гражданские права». «Глобальный журналист» – это конвергентная
редакция, где студенты работают два раза в неделю. На одном занятии
они совместно с преподавателями обсуждают прочитанные главы из определенной
на семестр книги или публицистические статьи на тему фунционирования
американских СМИ. На другом занятии в группах по четыре-пять человек
самостоятельно работают над радиопрограммой. Другой предмет «История
журналистики США времен борьбы за гражданские права» был скорее теоретическим,
чем прикладным. В течение трех часов студенты обсуждают с преподавателем
прочитанное (каждую неделю по одной-две-три главы из минимум
двух книг), смотрят документальное кино. Основное отличие от привычных в
России лекций или семинаров – отсутствие докладов и материала под запись.
Идея лаборатории или «творческой мастерской» по дисциплине «Глобальный
журналист» показалась автору эффективной формой для овладения
студентами профессиональными умениями. По приезде в Россию автор попыталась
внедрить формат творческой лаборатории по предмету «Новостная
журналистика», который со временем переименовался в «Новостную интернет-журналистику»,
установив четыре непреложных правила:
1) работа в команде;
2) еженедельные творческие и практические задания;
4
Стр.4
3) балльно-рейтинговая система оценивания работы;
4) обязательное чтение новостей за неделю и проверка выполнения задания
в тестовой форме.
Для успешной совместной работы со студентами необходимо найти эффективный
ритм занятий, выстроить логику творческих и практических заданий,
сделать систему оценивания простой и прозрачной.
В условиях современного высшего образования, когда чем больше группа,
тем лучше, когда проводятся поточные занятия, индивидуальное преподавание
почти нереализуемо. Мы говорим «почти», потому что выстроить систему
персонального обучения возможно: отношение между студентами и преподавателем
может строиться не вертикально, а горизонтально, чему способствует
соблюдение нескольких принципов работы.
Принцип первый – индивидуальный подход. Он отличается от личностно-ориентированного
подхода отношением к учащемуся. Студент рассматривается
педагогом не просто как независимая и самостоятельная личность, но как личность
со своими особенностями, способностями и умениями. В журналистике,
как и любой другой творческой профессии, невозможно уметь делать все одинаково
хорошо. У кого-то лучше получается писать заметки или придумывать
заголовки, кому-то без труда удается брать интервью у незнакомых людей, третьи
вольно чувствуют себя в большой жанровой форме. Есть и такие студенты,
кто легче всего справляется с техническими заданиями, например версткой интернет-страниц.
Студентам необходимо дать возможность попробовать основные
жанры, но оценивать необходимо с точки зрения индивидуальных особенностей
и способностей личности.
Принцип второй – атмосфера свободного общения и профессионального
творчества. Преподавателю следует относиться к студентам как к коллегам,
пусть и младшим, которых нужно учить и передавать собственный опыт.
Принцип третий – допустимая и/или контролируемая добровольность.
Основная форма контроля учебных достижений студентов по курсу «Новостная
интернет-журналистика» – портфолио. Студенты заполняют его домашними
и/или выполненными на занятиях заданиями. Документ ведется в облачном
сервисе Google Drive. К нему студенты предоставляют преподавателю доступ.
В том же портфолио студент имеет возможность задать преподавателю вопрос
о задании, спросить совета, ответить на комментарий. Документ имеет три обязательных
блока, повторяющих структуру самого курса: «Новости», «Интервью»,
«Репортаж».
Принцип четвертый – профессиональные достижения. Студенческие работы
публикуются на сайтах Архангельского отделения Союза журналистов
Российской Федерации и портале телеканала «Моя планета» (ВГТРК и Русское
географическое общество).
В итоге студенты приобретают не только профессиональные знания и умения,
но и реальные результаты практической деятельности, которые могут быть
вложены в общее портфолио для будущих работодателей.
5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
Журналистика – это стиль, идеи, проблемы…
Сергей Довлатов, «Заповедник»
Прежде, чем представить учебное издание, ответим на четыре вопроса.
1. Что есть журналистика? В учебнике С.Г. Корконосенко «Основы журналистики»
под журналистикой понимается «общественная деятельность по
сбору, обра ботке и периодическому распространению актуальной социальной
информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); еще одно значение
слова – система предприятий и средств сбора и дос тавки информации: редакции,
телерадиокомпании, информацион ные агентства и их производственно-техническая
база. Этим же тер мином обозначается продукция журналистской
деятельности – про изведения, из которых составляются номера газет и
журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная
отрасль научного знания и образования»1
.
Разберем еще несколько определений: публицистика, литературный журнализм
и документальная проза. Публицистика происходит от слова publicus,
что значит «общественный» или «публичный». Публицист от журналиста отличается
особой идейной заданностью и направленностью своего творчества.
Для публициста важны не столько факты, сколько возможность этими фактами
воздействовать на общественное мнение или мнение определенной группы людей.
Для воздействия и влияния публицист выбирает экспрессивные языковые
средства. Например, немецкого реформатора Мартина Лютера нельзя назвать
журналистом, он именно публицист, который в знаменитых «95 тезисах» выразил
свои мнение и суждение по актуальным вопросам. Англичанин Даниэль
Дефо был одновременно и журналистом, освещавшим последствия урагана, накрывшего
Британию в 1703 г., и публицистом, написавшим «Гимн позорному
столбу». Известные журналисты газеты «The Washington Post» Боб Вудворд и
Карл Бернстайн были журналистами, расследовавшими опасное и политическое
дело, используя для этого только факты, изложенные простым языком. Их
совместная заметка «Помощник по безопасности Великой Старой Партии среди
пятерых, арестованных в деле о прослушке» начинается так:
1 Корконосенко С.Г. Введение в журналистику: учеб. пособие. – М.: КНОРУС,
2011. – С. 4.
6
Стр.6
«Один из пяти человек, арестованных ранее в субботу за попытку
установить прослушивающее устройство в штаб-квартире Демократического
Национального Комитета, является координатором по вопросам
безопасности комитета по переизбранию президента Никсона».
Когда журналист больше думает о стиле, а не о фактах или идее своего
материала, тогда он переходит в пространство литературной журналистики.
В литературной журналистике основа – достоверная реальность, факты, но
представленные с помощью нарративных техник и стилистических приемов,
традиционно применяемых в художественной литературе.
В России выделяется еще понятие документальной прозы или литературы
– «научно-художественная проза, во всех фактических подробностях основанная
на документальных материалах и представляющая собой их полное или
частичное буквальное воспроизведение, подборку и компоновку или вольное
изложение их содержания»2
.
К документальной литературе можно отнести такие жанры, как очерк и репортаж.
Среди студентов-журналистов могут быть те, кому удаются новости
или любые информационные тексты, но могут быть и те, кто тяготеет по своему
складу характера, мышления и умениям к публицистике или литературной
журналистике. Таких студентов нельзя заставлять любой ценой писать новости,
следует поощрять их к работе в больших формах.
2. Кто есть журналист? Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1
(ред. от 25.11.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) «О средствах массовой
информации», журналист – «лицо, занимающееся редактированием, созданием,
сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного
средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или
иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью
по ее уполномочию»3
. Определение журналиста здесь строгое и фиксирует только
трудовые отношения журналиста с редакцией. Отметим, что приведенные
определения журналистики и журналиста не учитывают изменяющийся характер
современной медиасреды.
3. Что такое текст и жанр? Классическое определение – «1) письменная
или печатная фиксация речевого высказывания или сообщения в противоположность
устной реализации; 2) выраженная и закрепленная посредством
языковых знаков (независимо от формы их реализации) чувственно воспринимаемая
сторона речевого (в том числе литературного) произведения;
3) минимальная единица речевой коммуникации, обладающая относительным
единством (целостностью) и относительной автономией (отдельностью)»4
.
энцикл., 1972. – URL: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp
3
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
4
2 Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 2. / гл. ред. А.А. Сурков. – М.: Сов.
Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». – URL:
Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 7. / гл. ред. А.А. Сурков. – М.: Сов.
энцикл., 1964. – URL: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp
7
Стр.7
В российской журналистике выделяются три группы жанров: информационные,
аналитические и художественно-публицистические. Информационные
жанры позволяют ориентироваться в окружающем мире, давая ответы на
вопросы «кто?», «что?», «где?» и «когда?»; аналитические жанры объясняют
происходящие события и отвечают на вопросы «как?», «почему?» и «зачем?»,
художественно-публицистические являются своего рода отдушиной – именно
на текстах этого формата аудитория отдыхает.
Интервью, по классификации А.А. Тертычного, может относиться, как
к информационным, так и аналитическим жанрам, в то время как репортаж –
только к информационным. Полагаем уместным процитировать В.Т. Третьякова,
создателя «Независимой газеты» и преподавателя: «Четыре, только четыре
классических жанра существуют в журналистике...Сообщить о событии –
это информация. Рассказать о событии – это репортаж. Дать мнение значимых
людей – это интервью. Вписать в контекст и объяснить – это статья»5
.
Каждый из авторов, исследователей и практикующих журналистов смотрит на
теорию жанров со своих собственных позиций: опыта научного или профессионального.
Именно от вас, дорогой читатель, зависит, чью классификацию вы
посчитаете для себя более приемлемой и удобной.
В современной журналистике структура жанров трансформируется, одни
уходят, например фельетон и судебный очерк, другие жанры появляются,
например история. Возникают гибридные формы – жанры-кентавры, совмещающие
несколько разновидностей, например: интервью с репортажными вставками
или очерковое интервью. Особенно это положение актуально в эпоху цифровой
журналистики, когда текст или слово более не является доминирующим
и подчас единственным способом информирования. Интернет-журналистика
представлена многообразием форматов, от списков и тестов до мультимедийных
лонгридов, насыщенных текстом, аудиовизуальным рядом, инфографикой и др.
4. Что собой представляет аудитория? Это один из ключевых вопросов
для журналистики. Первый вопрос, который должны себе задавать журналисты:
для кого мы работаем? Ответ будет определять выбор темы и идеи материала,
жанра и формата. В теории коммуникации выделяются два вида аудитории:
массовая и целевая. Массовая – это все потребители и пользователи
распространяемой по различным каналам СМИ информации. Целевая аудитория
– это именно те конкретные люди, которых можно идентифицировать по
ключевым параметрам. Работая над каждым текстом, за исключением разве
что новости, корреспондент держит в голове образ своей аудитории: ее социально-демографические
характеристики (пол, возраст, образование, социальный
статус и пр.), потребности (в какой ситуации человек может столкнуться
с проблемой, о которой пишет журналист, на какие вопросы он или она ищет
ответы, какую пользу может извлечь из текста и др.), интересы (что в данной
теме ново и актуально, какие разные точки зрения существуют и представле5
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. – М.: Алгоритм, 2010. –
С. 239, 254.
8
Стр.8
ны и др.). В любом тексте имеет значение смысл: что, какую идею автор хочет
передать в своем сообщении? Не каждая новость может быть смыслосодержащей
для аудитории, но интервью и репортаж обладают потенциалом объяснять
и воздействовать.
Чтобы аудитория поняла журналистский текст, необходимо соблюдать
одно простое и одновременно сложное правило: ставить себя на место другого,
т.е. аудитории. Современные СМИ конкурируют не столько за кошельки
аудитории, как это было в период расцвета коммерческой журналистики в
XIX–XX вв., сколько за внимание отдельного человека.
Новостная журналистика имеет столь же долгую историю, как и сама журналистика
и ее предшественники. Но профессиональная индустрия новостей
стала складываться с созданием первых информационных агентств. Новостная
интернет-журналистика – преемница традиционных новостных СМИ, функционирующая
в условиях оперативной трансформации профессии, и современным
журналистам необходимо учитывать многообразие тенденций:
1) активное развитие технологий;
2) конкуренцию со стороны гражданских журналистов, блогеров, роботов
и просто граждан, оказавшихся в центре события и/или имеющих желание и
начальные умения написания текстов и фото-/видеосъемки;
3) появление новых профессий и должностей в редакциях;
4) необходимость быстро учиться и переучиваться, приобретая привычку
непрерывного обучения в течение всей жизни.
Задача данной книги состоит в представлении теоретической и прикладной
информации по курсу «Новостная интернет-журналистика». Поэтому структура
пособия соотносится со структурой курса и представляет модульный принцип.
В первом модуле представлена теория и практические задания по теме
собственно новостной журналистики, во втором разделе – по теме интервью и в
третьем модуле – репортажа. Каждый учебный модуль является самостоятельной
частью, включающей информационный блок, методическое руководство,
формы самоконтроля знаний и умений и список рекомендуемой литературы.
К пособию прилагается глоссарий, общий список литературы и приложения.
В начале каждой главы помещен перечень компетенций, которые предполагается
сформировать у обучающихся в процессе изучения материала и выполнения
практических заданий.
Используя данное учебное пособие, любой преподаватель поможет студентам
самостоятельно достигнуть цели – овладеть умениями и навыками в подготовке
базовых жанров новостной интернет-журналистики.
9
Стр.9