Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 608409)
Контекстум

Когнитивный смысл поэтического (836,00 руб.)

0   0
Первый авторМоркина Ю. С.
АвторыИнститут философии РАН
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц257
ID910615
АннотацияПоэтическое творчество рассматривается как один из самых древних, изначальных способов мышления, категоризации и освоения мира человеком. Когнитивная роль метафоры и метафоризации долгое время недооценивалась эпистемологами. Метафоризация является древним способом познания, проявляясь как таковой в самом явлении именования, где служит способом выделения наиболее важного признака именуемого предмета или явления. В таком качестве она анализировалась А. А. Потебней, рассматривавшим слово естественного языка как единицу поэзии, а поэзию, в свою очередь, как способ познания. Таким образом, в отечественной мысли XIX в. уже содержатся идеи, способные дать начало изучению поэтического мышления, которое, как особое направление («когнитивная поэтика»), на Западе зарождается только в 1980-х гг. В книге рассмотрены построения последователей А. А. Потебни (Харьковской лингвистической школы) в области философии поэтического творчества. Представлено также собственное ви́дение поэтического познания и поэзии как когнитивного явления. Данные исследования будут продолжены.
ISBN978-5-907498-66-2
УДК80
ББК83.01
Моркина, Ю.С. Когнитивный смысл поэтического = The Cognitive Sense of Poetry / Институт философии РАН; Ю.С. Моркина .— Москва : Языки славянской культуры, 2024 .— 257 с. — Библиогр.: с. 249-254 .— ISBN 978-5-907498-66-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/910615 (дата обращения: 12.03.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Когнитивный_смысл_поэтического.pdf
УДК 80 ББК 83.01 М 79 Рекомендовано к печати доктор философских наук, профессор Школы философии и культурологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Е. Н. Князева доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН С. С. Неретина; Ученым советом Института философии РАН Рецен з енты: Моркина Ю. С. М 79 Когнитивный смысл поэтического. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2024. — 256 c. ISBN 978-5-907498-66-2 Поэтическое творчество рассматривается как один из самых древних, изначальных способов мышления, категоризации и освоения мира человеком. Когнитивная роль метафоры и метафоризации долгое время недооценивалась эпистемологами. Метафоризация является древним способом познания, проявляясь как таковой в самом явлении именования, где служит способом выделения наиболее важного признака именуемого предмета или явления. В таком качестве она анализировалась А. А. Потебней, рассматривавшим слово естественного языка как единицу поэзии, а поэзию, в свою очередь, как способ познания. Таким образом, в отечественной мысли XIX в. уже содержатся идеи, способные дать начало изучению поэтического мышления, которое, как особое направление («когнитивная поэтика»), на Западе зарождается только в 1980-х гг. В книге рассмотрены построения последователей А. А. Потебни (Харьковской лингвистической школы) в области философии поэтического творчества. Представлено также собственное вдение поэтического познания и поэзии как когнитивного явления. Данные исследования будут продолжены. УДК 80 ББК 83.01 © Ю. С. Моркина, текст, 2024 © Издательский Дом ЯСК, оригинал-макет, 2024
Стр.5
Оглавление Введение. Эпистемология поэтического ...................................................... 7 ГЛАВА 1. Множественность поэтических миров ...................................... 17 Жизненный мир и поэтический мир ......................................................... 18 Поэтический мир и сознание интерпретатора ........................................ 23 Множественность поэтических миров и их интерпретация ............... 27 Интерпретаторы поэтических миров ........................................................ 31 ГЛАВА 2. Поэтика языка А. А. Потебни ....................................................... 41 Структура и происхождение слова ............................................................. 46 Факты науки и факты поэзии....................................................................... 51 Слово и познание ............................................................................................ 57 Понимание слова ............................................................................................. 64 Апперцепция .................................................................................................... 72 Метафоричность слова .................................................................................. 77 ГЛАВА 3. Концепции творчества Харьковской лингвистической школы ............................................................................................................ 86 Лингвистическая теория Д. Н. Овсянико-Куликовского ...................... 86 А. Г. Горнфельд о толковании художественного произведения .......... 90 Элементарные формы поэзии по В. И. Харциеву .................................... 98 Художественное творчество как экономия мысли (Б. А. Лезин) ........ 106 Лирика и лирическое чувство ...................................................................... 114 Понятие экзистенции в анализе научного и поэтического познания ................................................................................................... 122 Понятие метафоры и его применение членами Харьковской лингвистической школы ....................................................................... 125 ГЛАВА 4. Научное и поэтическое познание ................................................132 Смыслы в культуре .........................................................................................135 Идеальные объекты науки как системы смыслов ...................................140 Научное воображение как необходимый фактор научной деятельности ............................................................................................143
Стр.6
6 Оглавление Идеальные объекты науки как образы и метафоры ..............................145 Поэтический образ как идеальный объект...............................................150 ГЛАВА 5. Апперцепция и метафора (теоретико-познавательные аспекты поэтики) .......................................................................................160 Апперцепция в научном творчестве ..........................................................161 Апперцепция в поэтическом творчестве ..................................................164 Понятие метафоры в современной эпистемологии ................................168 Теоретико-познавательная нагруженность метафоры: case studies .................................................................................................171 Отражение человеческой экзистенции в поэтическом познании ......183 Поэтическое произведение как воспоминание .......................................185 ГЛАВА 6. Исследование иррационального поэзии ....................................191 Временнáя структура поэтического мира .................................................197 Стихотворение «Джульетта» Владимира Мозгового .............................199 Стихотворение Осипа Мандельштама «Только детские книги читать» ..........................................................................................203 Экзистенция сознания и поэтический мир ..............................................206 Книга «Возможность» Елены Полюшкиной .............................................210 Книга «Земля сырая» Инны Бройд .............................................................215 Альтернативный подход к анализу бытия сознания в поэтическом мире ...............................................................................218 ГЛАВА 7. «Временнóе» и «вечное» в поэтическом тексте ........................227 Художественное произведение как модель мира (по Ю. М. Лотману) ................................................................................229 Превзойти культурный запрет ....................................................................233 Эфемерность социокультурного .................................................................236 Марина Цветаева: белизна и чернь .............................................................240 Список ранее опубликованных работ автора, материал которых использован в данной книге ....................................................................247 Литература ............................................................................................................249 Summary ................................................................................................................255
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически