УДК 373.167.1:[37+159.9]+[37+159.9](075.3)
ББК 74.0я721+88.2я721
О-75
Авторский коллектив: В. С. Басюк, Е. И. Казакова, Е. Ю. Брель, Е. Г. Врублевская,
Т. Г. Галактионова, Л. С. Илюшин, С. А. Минюрова, А. А. Азбель, Н. С. Белоусова,
И. Э. Кондракова, И. А. Писаренко, В. Е. Пугач.
Руководитель авторского коллектива:
В. С. Басюк, д-р психол. наук, академик РАО.
Научный руководитель авторского коллектива:
Е. И. Казакова, д-р пед. наук, чл.-корр. РАО.
Учебник и разработанное в комплекте с ним учебное пособие допущены к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации № 858 от 21.09.2022 г. (в ред. Приказа Минпросвещения России
№ 119 от 21.02.2024).
О-75
Основы педагогики и психологии : 10—11-е классы : практикум по
учебному проектированию : учебное пособие, разработанное в комплекте
с учебником / В. С. Басюк, Е. И. Казакова, Е. Ю. Брель [и др.]. — Москва :
Просвещение, 2024. — 127, [1] с. : ил.
ISBN 978-5-09-114261-7.
Данное учебное пособие разработано в комплекте с учебником «Основы
педагогики и психологии. 10—11 классы» (авторы: В. С. Басюк, Е. И. Каза кова,
Е. Ю. Брель и др.).
В пособии содержатся практические задания для проектной и ис следовательской
деятельности учащихся, включающие пошаговые планы работы,
списки дополнительных источников и рекомендации по выполнению заданий.
Практикум может быть рекомендован не только учащимся психологопедагогических
классов, но и старшеклассникам, ориентированным на проект
ную и исследовательскую деятельность.
УДК 373.167.1:[37+159.9]+[37+159.9](075.3)
ББК 74.0я721+88.2я721
ISBN 978-5-09-114261-7
© АО «Издательство «Просвещение», 2024
© Художественное оформление.
АО «Издательство «Просвещение», 2024
Все права защищены
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.3
ПРАКТИКУМ ПО УЧЕБНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Модуль 1.
6
Педагогические классы. Искусство самоопределения
Задача № 1 Исследуем гипотезу об одарённости
Задача № 2 Исследуем и проектируем навыки
будущего педагога
Задача № 3 Исследуем учебную самостоятельность
Модуль 2. Кому и зачем нужна педагогика?
Педагогика как часть культуры человечества
Задача № 1 Проводим сравнение школ XX и XXI вв
Задача № 2 Создаём проект кинокурса «Образцы
и ориентиры Горячая десятка»
Задача № 3 Исследование-эссе на тему «Зачем
нужен учитель?» и организация дискуссии по нему
Задача № 4 Исследуем развитие собственного
познавательного интереса
Модуль 3. Психология в жизни каждого из нас
Задача № 1 Анализируем истоки и основы
житейской психологии
Задача № 2 Исследуем и определяем
личностно-профессиональную траекторию развития
Задача № 3 Исследуем образ учителя будущего
в представлении современных старшеклассников
Модуль 4. Человек как уникальная личность
в социальном взаимодействии
Задача № 1 Имя — кристалл личности человека
Задача № 2 Проектируем возможности
личностного роста
Задача № 3 Анализируем проявления
своей индивидуальности
Модуль 5. Развитие личностного потенциала человека
Задача № 1 Исследуем собственный
эмоциональный внутренний мир
Задача № 2 Исследуем и анализируем
собственные подходы к принятию важных решений
.
8
8
11
14
16
16
19
21
24
26
26
28
31
34
34
36
38
40
40
43
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.4
4
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Задача № 3 Анализируем свои жизненные цели
и способы их достижения
Модуль 6. Как мы учимся? Искусство эффективного
познания. Человек как субъект деятельности
Задача № 1 Создаём лэпбук для учащихся
младших классов «Логические задачки
Весело и красиво»
Задача № 2 Даниэль Пеннак «Права читателя»
Исследуем читательское поведение
Задача № 3 Проект педагогического разговорника
«Язык обратной связи»
Задача № 4 Исследуем метод коллективного
взаимного обучения «Талгенизм в действии»
Модуль 7. Учимся учиться самостоятельно
(от матетики Коменского к внутрифирменному
обучению)
Задача № 1 Исследуем мотивацию учебной
деятельности
Задача № 2 Исследуем мнение школьников
о значимости образования на протяжении всей жизни
Задача № 3 Проводим исследование на тему
«Какие методы конспектирования эффективны?»
Модуль 8. Как мы живём и работаем вместе?
Человек как член сообщества
Задача № 1 Об обучающем(ся) классе и школе
Задача № 2 Формула доверия
Задача № 3 Создаём «Манифест сотрудничества»
Модуль 9. Азбука общения: от А до Я
Задача № 1 Изучаем и применяем навыки
эффективного общения
Задача № 2 Изучаем культуру и правила
виртуального общения
Задача № 3 Анализируем пути и способы
разрешения конфликтных ситуаций
Модуль 10. Универсальные компетенции
для жизни и учёбы
Задача № 1 Исследуем области применения
навыков командной работы
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
45
47
47
50
54
56
60
60
63
65
67
67
71
74
79
79
82
84
86
86
Стр.5
ПРАКТИКУМ ПО УЧЕБНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Задача № 2 Исследуем навыки коммуникации
5
88
Задача № 3 Анализируем свои навыки
критического мышления
Модуль 11. Проектирование своей истории успеха
Задача № 1 Анализируем свой
профессиональный выбор
Задача № 2 Проектируем возможности
карьерного развития
Задача № 3 Анализируем личностный потенциал
класса для эффективной командной работы
Модуль 12. Где и как работают педагоги?
Педагогика в современном обществе
Задача № 1 Проектируем «умные» школьные стены
Задача № 2 Взвешиваем педагогический багаж
Задача № 3 «Образовательные витамины»
для подростков
Задача № 4 Учебник «под микроскопом»
Модуль 13. Практическая психология на каждый день
Задача № 1 Исследование «Что такое
„телефон доверия“?»
Задача № 2 Проводим исследование «Нужно ли
преподавать психологию в школе?»
Задача № 3 Проводим исследование
«Какие новые профессии будут нужны в будущем?»
Модуль 14. Правовые основы современных
психологических и педагогических практик
Задача № 1 Игровое занятие для учащихся
8—9 классов на знание федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»
Задача № 2 Строим школьную службу медиации
Задача № 3 Я — абитуриент
90
93
93
95
97
99
99
102
105
108
111
111
114
116
118
118
121
124
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.6