ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Социально-педагогический факультет
Кафедра социально-экономического образования и философии
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
«Технологии организации работы с молодежью»
(Уровень бакалавриата)
39.03.03 Организация работы с молодежью
Направленность
Сургут, 2023
– 1 –
Стр.1
УДК 316.346.32-053.6: 378.147(075.8)
ББК 60.542.15р30я73-9
С 69
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Учебно-методическое пособие утверждено
на заседании кафедры социально-экономического образования и философии
«02» декабря 2022 года, протокол № 05
Рецензент:
М.В. Думинская, доктор философских наук, доцент, профессор
кафедры социально-экономического образования и философии
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Авторы-составители:
Власова Т.А., Власова О.В., Петрова Д.С.
С 69
Социальные технологии работы с молодежью: учебно-методическое пособие ; направление
подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью, направленность «Технологии организации
работы с молодежью» (уровень бакалавриата) / Департамент образования и науки ХМАО – Югры,
Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный
педагогический университет» ; авторы-составители Т. А. Власова [и др.]. – Сургут: РИО БУ
«Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 132 [1] с. – Текст : непосредственный.
В
учебно-методическом пособии раскрыты теоретико-методологические основы социальных технологий,
в фокусе внимания находится молодежь как объект профессиональной деятельности специалистов
по организации работы с молодежью. Рассмотрено содержание и технологический инструментарий
универсальных и частных технологий работы с молодежью. Каждая глава сопровождается вопросами,
практико-ориентированными и творческими заданиями, списком литературы, работа с которыми позволит
расширить знание материала и выявить уровень освоения профессиональных компетенций обучающихся.
Учебно-методическое пособие соответствует актуальным требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования.
Пособие предназначено для обучающихся высших учебных заведений по направлению подготовки
39.03.03 Организация работы с молодежью / направленность «Технологии организации работы с молодежью»
(уровень бакалавриата), преподавателей, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов
по данному направлению, а также специалистов-практиков в области организации работы
с молодежью.
УДК 316.346.32-053.6: 378.147(075.8)
ББК 60.542.15р30я73-9
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023
– 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................................................................................................ 4
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ....... 14
1.1. Социальные технологии: определение сущности ........................................................................... 15
1.2. Классификация социальных технологий ......................................................................................... 22
1.3. Основные свойства и функции социальных технологий ................................................................ 27
1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий ..................................... 31
РАЗДЕЛ II. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ...................................................... 36
2.1. Молодежь как объект научного анализа .......................................................................................... 37
2.2. Возрастные характеристики молодежи как социально-демографической группы ...................... 41
2.3. Критерии выделения молодежи в особую социально-демографическую группу ........................ 44
2.4. Современные проблемы молодежи, их специфика и тенденции развития ................................... 51
РАЗДЕЛ III. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ...... 60
3.1. Социальная диагностика .................................................................................................................... 61
3.2. Социальная экспертиза ...................................................................................................................... 66
3.3. Социальное прогнозирование ........................................................................................................... 70
3.4. Социальное проектирование ............................................................................................................. 72
3.5. Социальная терапия ........................................................................................................................... 77
3.6. Социальная адаптация и реабилитация ............................................................................................ 83
3.7. Социальная профилактика ................................................................................................................. 86
РАЗДЕЛ IV. ЧАСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ..................... 93
4.1. Технология волонтерской деятельности в системе высшего образования ................................... 94
4.2. Технология работы с талантливой молодежью ............................................................................... 102
4.3. Молодежные форумы как образовательная площадка: технологии работы ................................ 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................................................................... 126
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ......................................................... 127
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................................................... 129
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Преподавание учебной дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» осуществляется
в соответствии с компетентностной моделью выпускника по направлению подготовки 39.03.03
Организация работы с молодежью, направленность: Технологии организации работы с молодежью.
Дисциплина «Социальные технологии работы с молодежью» относится к части, формируемой участниками
образовательных отношений (Модуль 3. «Социально-технологический»).
Освоение дисциплины осуществляется в содержательно-методической взаимосвязи с такими
учебными дисциплинами, как: «Социология управления», «Технологии организации работы с молодежными
субкультурами», «Социальное проектирование», «Управление молодежными проектами»,
«Технология планирования карьеры и управления стратегией профессионального развития молодежи»,
«Организация работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях», «Технология
социального прогнозирования и моделирования в молодежной политике», «Технология организации
работы в клубах по месту жительства», «Технологии работы с организациями сферы молодежной политики»
и др.
Изучение дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» является необходимой
основой для последующей организации всех видов практик и итоговой государственной аттестации.
Цель учебной дисциплины: формирование умения применять социальные технологии в сфере
организации работы с молодежью для решения профессиональных задач.
Задачи учебной дисциплины:
формирование знаний о теоретико-методологических основах социальных технологий;
формирование знаний о молодежи как объекте профессиональной деятельности специалистов
по организации работы с молодежью;
формирование умения применять универсальные социальные технологии в организации работы
с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной
политики;
формирование умения применять частные социальные технологии в организации работы
с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики.
Планируемые
результаты обучения
Процесс освоения дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» направлен
на формирование следующей компетенции:
способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью
и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики
(ПК-3).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами
компетенций:
знать:
основные понятия и категории в области социальных технологий;
различные подходы к классификации социальных технологий (в том числе инновационных),
основные виды, их сущность и специфику;
основные свойства и функции социальных технологий (в том числе инновационных);
характеристику методологических принципов социальных технологий (в том числе инновационных);
особенности молодежи как объекта профессиональной деятельности специалиста по организации
работы с молодежью;
возрастные характеристики молодежи как социально-демографической группы;
критерии выделения молодежи в особую социально-демографическую группу;
современные проблемы молодежи, их специфику и тенденции развития;
особенности и технологические этапы разработки и применения универсальных социальных
технологий работы с молодежью;
особенности и технологические этапы разработки и применения частных социальных технологий
работы с молодежью;
– 4 –
Стр.4
отечественный и зарубежный опыт реализации социальных технологий (в том числе инновационных)
по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий
в сфере молодежной политики;
критерии и способы оценки эффективности применения социальных технологий (в том числе
инновационных) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий
в сфере молодежной политики;
уметь:
анализировать алгоритм разработки и применения социальных технологий (в том числе инновационных)
по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий
в сфере молодежной политики;
выбирать адекватные социальные технологии (в том числе инновационные) в процессе решения
профессиональных задач в области организации работы с молодежью и при осуществлении
работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики;
разрабатывать критерии и способы оценки эффективности применения социальных технологий
(в том числе инновационных) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации
мероприятий в сфере молодежной политики;
владеть:
способами анализа алгоритма разработки и применения социальных технологий (в том числе
инновационных) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий
в сфере молодежной политики;
способами выбора адекватных социальных технологий (в том числе инновационных) в процессе
решения профессиональных задач в области организации работы с молодежью и при осуществлении
работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики;
способами разработки критериев и способов оценки эффективности применения социальных
технологий (в том числе инновационных) по работе с молодежью и при осуществлении работы
по организации мероприятий в сфере молодежной политики;
иметь опыт:
применения социальных технологий (в том числе инновационных) по работе с молодежью
и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, из них:
контактные часы (лекционные, практические занятия, контроль самостоятельной работы) –
80 часов;
самостоятельная работа – 98 часов;
промежуточная аттестация (экзамен) – 2 часа.
Формы организации учебного процесса
Основными формами организации обучения являются лекционные, практические занятия
с применением современных образовательных технологий (решение проблемных ситуаций и обобщенных
профессиональных задач, совместное обучение в малых группах сотрудничества, организация
дискуссий, ролевые и деловые игры, метод проектов и др.).
Подготовка обучающихся к практическим занятиям осуществляется в рамках самостоятельной
работы. Особое внимание уделяется темам, выносимым на самостоятельное изучение. Используются
различные виды организации СРС: подготовка докладов (сообщений), составление структурнологических
схем, кластеров по изучаемым темам, решение кроссвордов, проблемных задач и ситуаций
и др.
Формы и виды контроля
В процессе изучения учебной дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» используются
различные виды и формы контроля: текущий контроль успеваемости обучающихся, (устный
опрос (индивидуальный и/или групповой, фронтальный), рефераты, терминологические диктанты,
опорные конспекты и др. Рубежный контроль по модулям: коллоквиум, учебная конференция,
контрольная работа, мини-зачет и др. Рубежный контроль по модулям направлен, в первую очередь,
на проверку теоретических знаний обучающихся и организуется путем выполнения разнообразных
заданий. Промежуточная аттестация – экзамен, итоги которого формируются по результатам освоения
четырех модулей.
– 5 –
Стр.5
Учебно-методическое пособие выполнено с учетом современных тенденций в сфере образования,
а также в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования (уровень бакалавриата) по направлению подготовки 39.03.03 Организация
работы с молодежью, направленность: Технологии организации работы с молодежью.
В системе подготовки бакалавров дисциплина имеет существенное значение, т. к. сформированные
в процессе ее освоения компетенции необходимы для успешного выполнения целого ряда
практических задач, поставленных в соответствии с основными видами профессиональной деятельности
будущего бакалавра по организации работы с молодежью.
Специфика предлагаемого пособия заключается в сочетании различных видов исследовательско-аналитических
и творческих заданий в рамках компетентностно-деятельностного подхода, ориентированного
не только на усвоение и закрепление пройденного лекционного и практического
материала, но и на способности к практическому использованию полученных знаний путем формирования
навыков анализа, разработки и применения социальных технологий (в том числе инновационных)
по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере
молодежной политики.
В конечном итоге, это позволит будущим бакалаврам по организации работы с молодежью
применять различные социальные технологии (в том числе инновационные) в решении профессиональных
задач в таких сферах профессиональной деятельности, как: образование и наука, социальное
обслуживание (организация досуга и отдыха детей, подростков и молодежи, профилактика асоциальных
явлений в молодежной среде), сфера молодежной политики и развития молодежи
(реализация проектов по работе с молодежью, молодежными и детскими общественными объединениями)
и т. д.
– 6 –
Стр.6