Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 640099)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Социальные технологии работы с молодежью (220,00 руб.)

0   0
АвторыВласова Татьяна Александровна, Власова Ольга Владимировна, Петрова Дарья Сергеевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц133
ID881618
АннотацияВ учебно-методическом пособии раскрыты теоретико-методологические основы социальных технологий, в фокусе внимания находится молодежь как объект профессиональной деятельности специалистов по организации работы с молодежью. Рассмотрено содержание и технологический инструментарий универсальных и частных технологий работы с молодежью. Каждая глава сопровождается вопросами, практико-ориентированными и творческими заданиями, списком литературы, работа с которыми позволит расширить знание материала и выявить уровень освоения профессиональных компетенций обучающихся. Учебно-методическое пособие соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Пособие предназначено для обучающихся высших учебных заведений по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью / направленность: Технологии организации работы с молодежью (уровень бакалавриата), преподавателей, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов по дан-ному направлению, а также специалистов-практиков в области организации работы с молодежью.
Социальные технологии работы с молодежью : учебно-методическое пособие. Направление подготовки 39.03.03 "Организация работы с молодежью" : направленность "Технологии организации работы с молодежью" (уровень бакалавриата) / Т. А. Власова, О.В. Власова, Д.С. Петрова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 133 с. — URL: https://rucont.ru/efd/881618 (дата обращения: 25.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социальные_технологии_работы_с_молодежью.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Социальные_технологии_работы_с_молодежью.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Социально-педагогический факультет Кафедра социально-экономического образования и философии СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки «Технологии организации работы с молодежью» (Уровень бакалавриата) 39.03.03 Организация работы с молодежью Направленность Сургут, 2023 – 1 –
Стр.1
УДК 316.346.32-053.6: 378.147(075.8) ББК 60.542.15р30я73-9 С 69 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социально-экономического образования и философии «02» декабря 2022 года, протокол № 05 Рецензент: М.В. Думинская, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры социально-экономического образования и философии БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Авторы-составители: Власова Т.А., Власова О.В., Петрова Д.С. С 69 Социальные технологии работы с молодежью: учебно-методическое пособие ; направление подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью, направленность «Технологии организации работы с молодежью» (уровень бакалавриата) / Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторы-составители Т. А. Власова [и др.]. – Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 132 [1] с. – Текст : непосредственный. В учебно-методическом пособии раскрыты теоретико-методологические основы социальных технологий, в фокусе внимания находится молодежь как объект профессиональной деятельности специалистов по организации работы с молодежью. Рассмотрено содержание и технологический инструментарий универсальных и частных технологий работы с молодежью. Каждая глава сопровождается вопросами, практико-ориентированными и творческими заданиями, списком литературы, работа с которыми позволит расширить знание материала и выявить уровень освоения профессиональных компетенций обучающихся. Учебно-методическое пособие соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Пособие предназначено для обучающихся высших учебных заведений по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью / направленность «Технологии организации работы с молодежью» (уровень бакалавриата), преподавателей, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов по данному направлению, а также специалистов-практиков в области организации работы с молодежью. УДК 316.346.32-053.6: 378.147(075.8) ББК 60.542.15р30я73-9 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 – 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................................................................................................ 4 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ....... 14 1.1. Социальные технологии: определение сущности ........................................................................... 15 1.2. Классификация социальных технологий ......................................................................................... 22 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий ................................................................ 27 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий ..................................... 31 РАЗДЕЛ II. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ...................................................... 36 2.1. Молодежь как объект научного анализа .......................................................................................... 37 2.2. Возрастные характеристики молодежи как социально-демографической группы ...................... 41 2.3. Критерии выделения молодежи в особую социально-демографическую группу ........................ 44 2.4. Современные проблемы молодежи, их специфика и тенденции развития ................................... 51 РАЗДЕЛ III. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ...... 60 3.1. Социальная диагностика .................................................................................................................... 61 3.2. Социальная экспертиза ...................................................................................................................... 66 3.3. Социальное прогнозирование ........................................................................................................... 70 3.4. Социальное проектирование ............................................................................................................. 72 3.5. Социальная терапия ........................................................................................................................... 77 3.6. Социальная адаптация и реабилитация ............................................................................................ 83 3.7. Социальная профилактика ................................................................................................................. 86 РАЗДЕЛ IV. ЧАСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ..................... 93 4.1. Технология волонтерской деятельности в системе высшего образования ................................... 94 4.2. Технология работы с талантливой молодежью ............................................................................... 102 4.3. Молодежные форумы как образовательная площадка: технологии работы ................................ 118 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................................................................... 126 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ......................................................... 127 ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................................................... 129 – 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Место дисциплины в структуре ОПОП ВО Преподавание учебной дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» осуществляется в соответствии с компетентностной моделью выпускника по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью, направленность: Технологии организации работы с молодежью. Дисциплина «Социальные технологии работы с молодежью» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений (Модуль 3. «Социально-технологический»). Освоение дисциплины осуществляется в содержательно-методической взаимосвязи с такими учебными дисциплинами, как: «Социология управления», «Технологии организации работы с молодежными субкультурами», «Социальное проектирование», «Управление молодежными проектами», «Технология планирования карьеры и управления стратегией профессионального развития молодежи», «Организация работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях», «Технология социального прогнозирования и моделирования в молодежной политике», «Технология организации работы в клубах по месту жительства», «Технологии работы с организациями сферы молодежной политики» и др. Изучение дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» является необходимой основой для последующей организации всех видов практик и итоговой государственной аттестации. Цель учебной дисциплины: формирование умения применять социальные технологии в сфере организации работы с молодежью для решения профессиональных задач. Задачи учебной дисциплины:  формирование знаний о теоретико-методологических основах социальных технологий;  формирование знаний о молодежи как объекте профессиональной деятельности специалистов по организации работы с молодежью;  формирование умения применять универсальные социальные технологии в организации работы с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики;  формирование умения применять частные социальные технологии в организации работы с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики. Планируемые результаты обучения Процесс освоения дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» направлен на формирование следующей компетенции:  способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики (ПК-3). В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать:  основные понятия и категории в области социальных технологий;  различные подходы к классификации социальных технологий (в том числе инновационных), основные виды, их сущность и специфику;  основные свойства и функции социальных технологий (в том числе инновационных);  характеристику методологических принципов социальных технологий (в том числе инновационных);  особенности молодежи как объекта профессиональной деятельности специалиста по организации работы с молодежью;  возрастные характеристики молодежи как социально-демографической группы;  критерии выделения молодежи в особую социально-демографическую группу;  современные проблемы молодежи, их специфику и тенденции развития;  особенности и технологические этапы разработки и применения универсальных социальных технологий работы с молодежью;  особенности и технологические этапы разработки и применения частных социальных технологий работы с молодежью; – 4 –
Стр.4
 отечественный и зарубежный опыт реализации социальных технологий (в том числе инновационных) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики;  критерии и способы оценки эффективности применения социальных технологий (в том числе инновационных) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики; уметь:  анализировать алгоритм разработки и применения социальных технологий (в том числе инновационных) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики;  выбирать адекватные социальные технологии (в том числе инновационные) в процессе решения профессиональных задач в области организации работы с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики;  разрабатывать критерии и способы оценки эффективности применения социальных технологий (в том числе инновационных) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики; владеть:  способами анализа алгоритма разработки и применения социальных технологий (в том числе инновационных) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики;  способами выбора адекватных социальных технологий (в том числе инновационных) в процессе решения профессиональных задач в области организации работы с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики;  способами разработки критериев и способов оценки эффективности применения социальных технологий (в том числе инновационных) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики; иметь опыт:  применения социальных технологий (в том числе инновационных) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, из них:  контактные часы (лекционные, практические занятия, контроль самостоятельной работы) – 80 часов;  самостоятельная работа – 98 часов;  промежуточная аттестация (экзамен) – 2 часа. Формы организации учебного процесса Основными формами организации обучения являются лекционные, практические занятия с применением современных образовательных технологий (решение проблемных ситуаций и обобщенных профессиональных задач, совместное обучение в малых группах сотрудничества, организация дискуссий, ролевые и деловые игры, метод проектов и др.). Подготовка обучающихся к практическим занятиям осуществляется в рамках самостоятельной работы. Особое внимание уделяется темам, выносимым на самостоятельное изучение. Используются различные виды организации СРС: подготовка докладов (сообщений), составление структурнологических схем, кластеров по изучаемым темам, решение кроссвордов, проблемных задач и ситуаций и др. Формы и виды контроля В процессе изучения учебной дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» используются различные виды и формы контроля: текущий контроль успеваемости обучающихся, (устный опрос (индивидуальный и/или групповой, фронтальный), рефераты, терминологические диктанты, опорные конспекты и др. Рубежный контроль по модулям: коллоквиум, учебная конференция, контрольная работа, мини-зачет и др. Рубежный контроль по модулям направлен, в первую очередь, на проверку теоретических знаний обучающихся и организуется путем выполнения разнообразных заданий. Промежуточная аттестация – экзамен, итоги которого формируются по результатам освоения четырех модулей. – 5 –
Стр.5
Учебно-методическое пособие выполнено с учетом современных тенденций в сфере образования, а также в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень бакалавриата) по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью, направленность: Технологии организации работы с молодежью. В системе подготовки бакалавров дисциплина имеет существенное значение, т. к. сформированные в процессе ее освоения компетенции необходимы для успешного выполнения целого ряда практических задач, поставленных в соответствии с основными видами профессиональной деятельности будущего бакалавра по организации работы с молодежью. Специфика предлагаемого пособия заключается в сочетании различных видов исследовательско-аналитических и творческих заданий в рамках компетентностно-деятельностного подхода, ориентированного не только на усвоение и закрепление пройденного лекционного и практического материала, но и на способности к практическому использованию полученных знаний путем формирования навыков анализа, разработки и применения социальных технологий (в том числе инновационных) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики. В конечном итоге, это позволит будущим бакалаврам по организации работы с молодежью применять различные социальные технологии (в том числе инновационные) в решении профессиональных задач в таких сферах профессиональной деятельности, как: образование и наука, социальное обслуживание (организация досуга и отдыха детей, подростков и молодежи, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде), сфера молодежной политики и развития молодежи (реализация проектов по работе с молодежью, молодежными и детскими общественными объединениями) и т. д. – 6 –
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст