Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639057)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат

Модель устойчивого развития образовательного сообщества (220,00 руб.)

0   0
АвторыЕгорова Галина Ивановна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц89
ID881615
АннотацияУчебно-методическое пособие «Модель устойчивого развития образовательного сообщества» построено с учетом концептуальных идей, целей устойчивого развития общества, образования, основополагающих научных идей пилотного образовательного проекта «Школа – центр социума». В учебно-методическое пособие включены теоретические материалы, практические, учебно-исследовательские задания для самостоятельной работы студентов. Учебно-методическое пособие предназначено для стуlентов-магистров направлений подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, 44.04.03 Специальное (дефектологическое). Пособие может быть полезно для преподавателей высшей школы, педагогов и психологов образовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации.
Модель устойчивого развития образовательного сообщества : учебно-методическое пособие ; направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, 44.04.03 Специальное (дефектологическое образование), уровень магистратуры / Г.И. Егорова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2024 .— 89 с. — URL: https://rucont.ru/efd/881615 (дата обращения: 18.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Модель_устойчивого_развития_образовательного_сообщества.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Модель_устойчивого_развития_образовательного_сообщества.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование 44.04.02 Психолого-педагогическое образование 44.04.03 Специальное (дефектологическое образование) УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ Сургут, 2024 – 1 –
Стр.1
УДК 378.14(075.8) ББК 74.489.4я73-9 М 74 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: С.В. Кривых, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербург ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» О.И. Курдуманова, доктор педагогических наук, профессор, Омск ФГПУ ВО ОмГПУ Модель устойчивого развития образовательного сообщества : учебно-методическое М 74 пособие ; направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.02 Психологопедагогическое образование, 44.04.03 Специальное (дефектологическое образование), уровень магистратуры / Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; автор-составитель Г. И. Егорова. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2024. – 88 [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие «Модель устойчивого развития образовательного сообщества» построено с учетом концептуальных идей, целей устойчивого развития общества, образования, основополагающих научных идей пилотного образовательного проекта «Школа – центр социума». В учебнометодическое пособие включены теоретические материалы, практические, учебно-исследовательские задания для самостоятельной работы студентов. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-магистров направлений подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.02 Психологопедагогическое образование, 44.04.03 Специальное (дефектологическое). Пособие может быть полезно для преподавателей высшей школы, педагогов и психологов образовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации. УДК 378.14(075.8) ББК 74.489.4я73-9  БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2024 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ............................................................................................................................................ 5 Модуль 1. Концептуальные идеи в создании сообщества устойчивого развития XXI века и их роль для развития российского образования до 2035 года ........................................................ 10 У.Э. 1.1. Концепция устойчивого развития в мировом сообществе XXI века ................................. 12 У.Э. 1.1.1. Ценностные приоритеты концепции УР ............................................................................ 18 У.Э. 1.1.2. Направления трансформации изменения содержания форм, методов сообщества устойчивого развития ......................................................................................... 22 У.Э. 1.1.3. Идеи устойчивого развития в трудах ученых классиков ................................................. 26 У.Э. 1.2. Модель образовательного сообщества устойчивого развития ........................................... 28 У.Э. 1.2.1. Полипарадигмальный подход в создании образовательного сообщества устойчивого развития. Признаки сообщества ..................................................................................... 34 У.Э. 1.2.2. Качественные показатели устойчиво развитой личности – как субъекта сообщества .............................................................................................................................................. 38 У.Э. 1.2.3. Проектные технологии в обучении и воспитании с учетом целей устойчивого развития ............................................................................................................................. 41 У.Э. 1.3. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность педагога по созданию сообщества устойчивого развития ................................................................................. 43 Рубежный контроль по модулю 1 ......................................................................................................... 46 Модуль 2. Ведущие направления деятельности для создания сообщества устойчивого развития (школа, вуз) ....................................................................................................... 48 У.Э. 2.1. Мотивированная команда в создании сообщества устойчивого развития ........................ 50 У.Э. 2.1.1. Корпоративная культура в создании микроклимата сообщества устойчивого развития ............................................................................................................................. 53 У.Э. 2.1.2. Партнерство в системе взаимоотношений сообщества и социума ................................. 56 У.Э. 2.1.3. Команда выпускников школы и вуза в создании сообщества устойчивого развития ............................................................................................................................. 58 У.Э. 2.2. Инклюзивная среда для сообщества устойчивого развития ............................................... 59 У.Э. 2.2.1. Наставничество в образовательной среде сообщества устойчивого развития .............. 63 У.Э. 2.2.2. Механизм организации краудсорсинга в реализации идей устойчивого развития ....... 66 У.Э. 2.2.3. Волонтерство (добровольчество) в организации среды устойчивого развития ............ 69 У.Э. 2.3. Современные финансовые инструменты – как механизм привлечения инвестиций в сообщество устойчивого развития ..................................................................................................... 71 Рубежный контроль по модулю 2 ......................................................................................................... 73 Промежуточная аттестация ................................................................................................................... 75 Учебно-методическое и программное обеспечение дисциплины ..................................................... 77 Приложения ............................................................................................................................................ 80 Приложение 1. Характер задач для обучающихся на ЦУР и текущие темы для творческой деятельности ................................................................................................................ 80 Приложение 2. Тематика проектных технологий, практико-ориентированных исследований, экскурсий для реализации ЦУР в образовательном процессе ........................................................... 87 – 3 –
Стр.3
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ОО – образовательная организация. ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития. ООН – Организация Объединенных Наций. ОЛСИ – объединение людей с инвалидностью. КПР – конвенция ООН о правах ребенка. КПИ – конвенция ООН о правах инвалидов. МУРОС – модель устойчивого развития образовательного сообщества. МСУР – мировое сообщество устойчивого развития. ПРО – парадигмы развивающего образования. ЦУР – цели устойчивого развития. УР – устойчивое развитие. У.Э. – учебный элемент. ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт. УДО – универсальный дизайн для обучения. ЦУР – цели устойчивого развития. УУД – универсальные учебные действия. ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. – 4 –
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Для построения более жизнеспособного общества, решения задач по обеспечению устойчивости, современному учителю необходимо быть проводником и мастером реализации целей устойчивого развития. Данный факт требует совершенствования профессиональной компетентности учителя, практических навыков, знания тех ценностей, которые позволяют выступить учителю в качестве мастера и организатора сообщества в рамках устойчивости и развития. Сегодня уже можно утверждать, что устойчивость и развитие образовательного сообщества особо актуально в силу многих причин. Во-первых, центральным ориентиром образования в мировых масштабах становятся цели устойчивого развития современного общества. Во-вторых, образование вступило в новую эпоху, которая должна строиться на новой системе ценностей, компетенций, навыков. В-третьих, наступает эпоха интеграции и конвергентности, которая с одной стороны имеет общекультурное направление, а с другой стороны, обеспечивает взаимопроникновение социально-гуманитарных, естественнонаучных, информационных, технологических параметров деятельности каждого выпускника школы и вуза, ее диагностики. Доказательной базой важности целей устойчивого развития для образовательного сообщества является тот факт, что каждый человек должен понимать не только закономерности гармонизации развития экологического императива, но формировать личностные смыслы устойчивости стилевых параметров жизни, нравственного императива, гражданской позиции. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО Изучение дисциплины базируется на сформированных образовательных результатах в рамках освоения дисциплин учебного плана магистратуры: «Моделирование воспитательных систем в образовательных организациях», «Проектирование программ воспитания в образовательных организациях», «Организация самоуправления обучающихся в образовательных организациях», «Мониторинг в управлении воспитательными системами». Освоение дисциплины осуществляется в содержательно-методической взаимосвязи с такими учебными дисциплинами, как: «Содержание и технологии социального партнерства образовательных организаций», «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях», «Образовательные экосистемы», «Формирование имиджа образовательных организаций». Цели и задачи освоения дисциплины: подготовить магистров к реализации в процессе профессиональной деятельности целей и идей устойчивого развития сообщества XXI века. Достижение поставленной цели решается совокупностью задач: 1) сформировать систему знаний у магистров в области целей и идей устойчивого развития сообщества XXI века; 2) сформировать систему компетенций по применению целей и идей устойчивого развития сообщества XXI века в профессиональной деятельности. Процесс освоения дисциплины «Модель устойчивого развития образовательного сообщества» направлен на формирование и развитие следующих компетенций: ПК-1 – способен осуществлять проектирование воспитательных систем в образовательных организациях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; ПК-2 – способен реализовывать воспитательный процесс в образовательных организациях разных типов. В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать: УК 1.1.2. – цели устойчивого развития и их применение к организации воспитательного и учебного процесса в образовательном сообществе. УК 1.1.3. – особенности построения образовательного сообщества устойчивого развития как фактора жизнедеятельности. УК 1.1.4. – нормативно-правовые акты реализации образовательного процесса с учетом целей устойчивого развития. УК 1.1.5. – формы, методы, приемы организации сообщества устойчивого развития. – 5 –
Стр.5
УК 1.1.6. – ведущие направления деятельности обучающихся для создания сообщества устойчивого развития. УК 1.1.7. – критерии оценки и ведущие финансовые инструменты сообщества устойчивого развития. УК 2.1.1. – нормативно-правовые акты, определяющие современную государственную молодежную политику, требования ФГОС к компетенциям выпускников. УК 2.1.2. – приемы развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностномотивационной сфер обучающихся с учетом целей устойчивого развития. УК 2.1.3. – приемы развития интеллектуальной сферы обучающихся с учетом целей устойчивого развития; уметь: УК 1.2.2. – анализировать и оценивать проблемные ситуации в области педагогики устойчивого развития на основе интеграции методологических подходов. УК 1.2.3. – проектировать цели, задачи деятельности субъектов образовательной деятельности в соответствии с целями устойчивого развития сообщества. УК 1.2.4. – проектировать содержание деятельности субъектов образовательной деятельности в соответствии с целями устойчивого развития сообщества. УК 1.2.5. – использовать цели устойчивого развития в организации воспитательного и учебного процесса в образовательном сообществе. УК 1.2.6. – использовать нормативно-правовые акты реализации образовательного процесса с учетом целей устойчивого развития. УК 1.2.7. – использовать ведущие технологии организации деятельности обучающихся для создания сообщества устойчивого развития; владеть: УК 1.3.1. – приемами создания проблемно ориентированной образовательной среды на основе целей устойчивого развития. УК 1.3.2. – способами постановки цели, отбора средств и методов для организации образовательной среды на основе целей устойчивого развития. УК 1.3.3. – способами оценки результатов саморазвития. УК 2.3.1. – методами, формами, приемами организации и коррекции общения и деятельности обучающихся группы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. УК 2.3.2. – технологиями организации и коррекции общения и деятельности обучающихся группы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. УК 2.3.3. – способом постановки цели, отбора средств и методов для саморазвития на основе целей устойчивого развития; иметь опыт: УК 2.4.2. – реализовывать воспитательный и учебный процесс в образовательных организациях разных типов с учетом целей устойчивого развития. УК 2.4.3. – выстраивать траектории своего непрерывного профессионального развития с учетом применения целей устойчивого развития. Освоение дисциплины осуществляется в содержательно-методической взаимосвязи с такими учебными дисциплинами, как: «Содержание и технологии социального партнерства образовательных организаций», «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях», «Образовательные экосистемы», «Формирование имиджа образовательных организаций». Изучение дисциплины «Модель устойчивого развития образовательного сообщества» является необходимой основой для последующего освоения содержания дисциплин, в том числе по выбору, практик и подготовки выпускной квалификационной работы. Основными формами организации учебного процесса по данному курсу являются лекции, практические занятия, на которых происходит формирование профессиональных умений магистров. В свою очередь, тематика практических занятий предполагает различные формы их организации: проблемные, интеллектуальные игры, творческие мероприятия и т. д. Большая роль в рамках курса отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа по курсу включает следующие направления: а) самостоятельное изучение некоторых вопросов с последующей проверкой; б) подготовка к ответам на вопросы практических занятий индивидуально, в микрогруппах, разработка эссе, презентаций, докладов по ключевым направлениям устойчивого развития. – 6 –
Стр.6
Основные формы самостоятельной работы: анализ основной и дополнительной литературы, составление сравнительных таблиц, схем, логических цепочек и т. д. Формы и виды контроля  формы и виды текущего контроля успеваемости: выступления на практических занятиях, контрольные работы; тесты; опорные конспекты, карты; задания на сравнительный анализ; реферат; доклад, решение кейс-задач;  формы контроля самостоятельной работы – собеседование, контрольные работы, рейтинг успеваемости, разработка мини-проекта «Сообщество устойчивого развития»;  форма и процедуры промежуточной аттестации – зачет, на котором обучающиеся защищают мини-проект «Сообщество устойчивого развития». Образовательные и информационно-коммуникационные технологии В процессе обучения используются следующие образовательные технологии: технология развития критического мышления (при сравнении различных подходов, теорий, выделении причинно-следственных связей), технология интерактивного обучения (при проведении занятий в интерактивной форме), технология проблемного обучения (при работе на семинарских и практических занятиях). Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение представлено ресурсами аудиторного фонда и помещений для самостоятельной работы, оснащенных учебной мебелью, техническими средствами обучения: персональными компьютерами / переносными ноутбуками / мобильными классами (с доступом к сети Интернет, электронной информационно-образовательной среде университета), мультимедийными проекторами (стационарным/переносным), экранами, интерактивными досками (в отдельных аудиториях). Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них: аудиторная работа (практические занятия, интерактивные формы занятий) – 18 часов, самостоятельная работа – 54 часа и контроль – 2 часа. Содержание программы разработано на основе программы курсов повышения квалификации (сайт фонда имени «Рыбакова»), на основании ряда документов: 1) Проект программы «Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г.». 2) Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации “Развитие образования на 2013–2020 годы”». 3) Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. – URL: https:// sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (дата обращения 2021.02.12). 4) Доклад Межучрежденческой группы экспертов по показателям достижения целей в области устойчивого развития. 19 февраля 2016. – URL: https://unstats.un.org/unsd/statcom/47thsession/ documents/2016-2-IAEG-SDGs-Rev1-R.pdf. 9 James Heckman & Pedro Carneiro, 2003. Human Capital Policy. NBER Working Papers 9495, National Bureau of Economic Research, Inc. 10. 5) Доклад Европейской Комиссии «Ранний уход, образование и воспитание – лучший старт для наших детей в мире будущего». – 2011. – URL: http://ec.europa.eu/education/schoolducation/ doc/childhoodcom_de.pdf. 6) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 70/1 от 25 сентября 2015 г. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». – URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/. 7) Паспорт национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). – URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1Erc OWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf. Структура и содержание пособия Учебно-методическое пособие «Модель устойчивого развития образовательного сообщества» построено с учетом концептуальных идей, целей устойчивого развития общества, образования, основополагающих научных идей пилотного образовательного проекта «Школа – центр социума». Учебно-методическое пособие ориентировано на качественное усвоение учебной дисциплины «Модель устойчивого развития образовательного сообщества», изучаемой магистрами в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (направленность «Управление воспитательными системами») и 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (направленность «Образование лиц с проблемами интеллектуального развития»). – 7 –
Стр.7
Учебно-методическое пособие включает два взаимосвязанных модуля: Модуль 1. «Концептуальные идеи в создании сообщества устойчивого развития XXI века и их роль для развития российского образования до 2035 г.» раскрывают сущность идей устойчивого развития как платформы жизнедеятельности и создания образовательного сообщества устойчивого развития. Модуль 2. «Ведущие направления деятельности для создания сообщества устойчивого развития (школа, вуз)» раскрывают технологии наставничества, волонтерства, краудсорсинга, инклюзии, что обеспечивает создание устойчивой образовательной среды и учет современных финансовых инструментов. В содержании каждого модуля сформулированы конкретные задачи обучения, предлагаются темы и практические задания, а также описывается процесс осуществления этой работы с учетом разных подходов и технологий. Соотношение модулей и формируемые модулями компоненты компетенций отражены в таблице 1. Таблица 1 Модули Соотношение модулей и формируемых компонентов компетенций Формируемые компоненты компетенций Модуль 1. УК 1.1.2., УК 1.1.3., УК 1.1.4., УК 1.2.3., УК 1.2.4., УК 1.2.5., УК 1.2.6., УК 2.1.1.,УК 2.1.2., УК 2.1.3., УК 2.3.3., УК 2.4.2., УК 2.4.3. Модуль 2. УК 1.1.5., УК 1.1.6., УК 1.1.7., УК 1.2.2., УК 1.3.1., УК 1.3.2., УК 1.2.5., УК 2.3.1.,УК 2.3.2., УК 2.3.3., УК 2.4.2. – 8 –
Стр.8
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Всего часов Контактная работа – из них: Название темы Модуль 1. Концептуальные идеи в создании сообщества устойчивого развития XXI века и их роль для развития российского образования до 2035 г. Концепция устойчивого развития в мировом сообществе XXI века Ценностные приоритеты концепции УР 1.1.2. Направления трансформации изменения содержания форм, методов сообщества УР 1.1.3. Идеи УР в трудах ученых классиков 1.2. Модель образовательного сообщества 1.2.1. Полипарадигмальный подход в создании образовательного сообщества УР 1.2.2. Качественные показатели устойчиво развитой личности – как субъекта сообщества 1.2.3. Проектные технологии в обучении и воспитании с учетом целей УР 1.3. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность педагога по созданию сообщества УР Рубежный контроль по модулю 1 Модуль 2. Ведущие направления деятельности для создания сообщества устойчивого развития (школа, вуз) 2.1. Мотивированная команда в создании сообщества УР 2.1.1. Корпоративная культура в создании микроклимата сообщества УР 2.1.2. Партнерство в системе взаимоотношений сообщества и социума 2.1.3. Команда выпускников школы и вуза в создании сообщества УР 2.2. Инклюзивная среда для сообщества УР 2.2.1. Наставничество в образовательной среде сообщества УР 2.2.2. Механизм организации краудсорсинга в реализации идей УР 2.2.3. Волонтерство (добровольчество) в организации среды УР 2.3. Современные финансовые инструменты как механизм привлечения инвестиций в сообщество УР Рубежный контроль по модулю 2 Промежуточная аттестация (зачет) Всего: 34 4 2 4 2 8 4 2 2 4 2 38 4 4 4 4 6 6 2 4 2 2 72 – 9 – 18 4 - 10 - 10 2 2 4 2 4 4 2 2 2 2 24 2 2 2 2 4 4 2 2 4 2 8 2 6 2 2 2 30 2 4 4 4 2 2 2 2 4 4 2 4 2 2 4 54 Трудоемкость Всего Лекционные занятия Лабораторные занятия Практические занятия Семинарские занятия Контроль Самостоятельная работа
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст