ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОРГАНИЗАЦИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕГИОНА
Учебно-методическое пособие
Направления подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность «Начальное образование»
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направленность «Дошкольное образование и Начальное образование»
Сургут, 2023
1
Стр.1
УДК 371.388(075.8)
ББК 74.202.78я73-9
О-64
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензент:
Абрамовских Н.В. доктор педагогических наук, доцент
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
О-64
Организация научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона :
учебно-методическое пособие : направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование,
направленность «Начальное образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки), направленность «Дошкольное образование и Начальное образование» /
Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования
ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ;
автор-составитель : А. А. Арасланова. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2023. – 73, [1] с. – Текст : непосредственный.
В учебно-методическом пособии рассмотрены нормативно-правовые, организационносодержательные,
методические основы организации научно-исследовательской работы в образовательном
учреждении, субъектом которой может выступать как педагог-исследователь так и обучающийся.
Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению
подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки) может быть полезно педагогам системы начального общего образования.
УДК
371.388(075.8)
ББК 74.202.78я73-9
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет, 2023
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................................................................... 4
Модуль 1. Теоретические и практические основы организации
научно-исследовательской работы в образовательных организациях региона ......................... 6
1.1. Педагогическое исследование и научно-исследовательская работа
в современном образовательном учреждении ........................................................................................ 6
1.2. Планирование и организация научно-исследовательской работы в образовательных
учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ......................................................... 11
1.3. Оформление результатов научно-исследовательской работы ....................................................... 15
Модуль 2. Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся
в образовательных организациях региона ......................................................................................... 19
2.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность в образовательном
пространстве современной начальной школы ........................................................................................ 19
2.2. Методические подходы к организации учебно-исследовательской
и проектной деятельности обучающихся начальной школы ................................................................ 23
Приложения .............................................................................................................................................. 27
Приложение 1. Аннотация программы инновационной работы МБОУ «Излучинская
общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» ......... 27
Приложение 2. Основные направления деятельности региональных
инновационных площадок Ханты-Мансийского автономного округа ................................................ 38
Приложение 3. Перечень образовательных организаций Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры, признанных региональными инновационными площадками ............. 40
Приложение 4. Примеры положений интеллектуальных конкурсов для обучающихся
начальной школы г. Сургут ...................................................................................................................... 51
Приложение 5. Пример учебно-исследовательской работы
(победитель IV городских детских краеведческих чтений) .................................................................. 65
3
Стр.3
Введение
Изменение современной образовательной среды требуют от педагога переориентации его деятельности
на исследовательский характер. Современный педагог не может быть только исполнителем
заданных извне функций. В условиях работы многих образовательных учреждений в инновационном
режиме, современный педагог является созидателем образовательной среды. Ему важно уметь быстро
и оперативно решать непростые задачи, которые ставит перед ним общество и быстро меняющаяся
социальная ситуация, появляющиеся новые средства обучения и «новое поколение», владеющие
иными технологиями коммуникации и совершенно иным способом мышления. Образование –
это самая значимая и долгосрочная стратегия для повышения конкурентоспособности нации, государства.
Сегодня уже очевидным является факт, что для становления конкурентоспособного поколения
современный учитель должен стремиться внести изменения в свою педагогическую деятельность.
Образовательное пространство предполагает включение педагога в научно-исследовательскую
деятельность.
Оперативное решение быстро сменяющихся профессиональных задач возможно только при
осмыслении учителем своей профессиональной деятельности с научных позиций и овладение навыками
научно-исследовательской работы. Уже ни у кого не вызывает сомнения факт, что если педагог
претендует быть успешным в своей профессиональной деятельности для него необходимым является
включение в научно-исследовательскую деятельность, овладение методами педагогического исследования.
В
последние годы многие ученые (Е.В. Бондаревская, С.П. Арсенова, Е.Н. Глубокова, В.И. Горовая,
Е.А. Климов, А.Ю. Козырева, Т.В. Орлова, C. Подымова, JI.O. Романова, Н.М. Яковлева и др.)
указывают в своих работах на острую потребность образовательных организаций в педагоге «нового
типа», способного работать в нестандартных условиях, нетрадиционно подходить к решению различных
педагогических ситуаций, создавать собственные авторские технологии обучения, осуществлять
научно-исследовательскую деятельность для решения самых разнообразных профессиональных
задач.
Переход к научно-исследовательской работе требует от учителя не только специальных знаний
в области педагогики, психологии, методик обучения, но и компетенций в области функционирования
самой науки. В настоящее время имеется немало исследований, о методах и методологии педагогической
науки: М.И. Грабарь, Г.В. Воробьев, В.Н. Журавлев, В.И. Загвязинского, Т.В. Копнин, В.В. Краевский
и др. Научно-исследовательская деятельность занимает значимое место в профессиональной деятельности
современного педагога. С одной стороны именно эта трудовая функция выделена как значимая
в профессиональном стандарте педагога. С другой стороны включение обучающихся в учебноисследовательскую
работу предусмотрено Федеральным образовательным стандартом начального общего
образования. Именно данный вид деятельности обеспечивает реализацию деятельностного подхода
к процессу обучения. Таким образом, современный учитель в профессиональной деятельности с одной
стороны организует свою научно-исследовательскую работу через поиск эффективных форм, методов,
средств организации учебно-воспитательного процесса и организует учебно-исследовательскую работу
своих учеников с другой.
Данное пособие включает в себя анализ теоретических и методических подходов к организации
научно-исследовательской работы в образовательном учреждении, субъектом которой выступает
как учитель так и ученик.
В первом модуле пособия «Теоретические и практические основы организации научноисследовательской
работы в образовательных учреждениях региона» раскрываются современные
подходы к педагогическим исследованиям и научно-исследовательской работе в современном образовательном
учреждении, особое внимание уделяется анализу нормативных документов, регламентирующих
организацию научно-исследовательской работы в современном образовательном пространстве,
приводятся конкретные примеры организации научно-исследовательской деятельности
в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, рассматриваются
способы оформления результатов научно-исследовательской работы современным педагогом.
Второй модуль пособия посвящен вопросам организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности детей. Значительное внимание в рамках модуля уделено ознакомлению с возможностями
и методическими особенностями организации учебно-исследовательской и проектной работы
с целью формирования исследовательских умений у обучающихся.
4
Стр.4
Данное пособие адресовано обучающимся по направлению подготовки Педагогическое образование
(уровень бакалавриата), с направленностью (профилем) Начальное образование. В соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению
подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки) содержание учебно-методического пособия способствует формированию
у бакалавров следующей компетенции: ОПК-8: способен осуществлять педагогическую деятельность
на основе специальных научных знаний.
Материалы пособия могут быть полезны бакалаврам и педагогам системы начального общего
образования. Надеемся, что данные материалы предоставят возможность расширить представление
о требованиях, предъявляемых к научно-исследовательской работе в современном образовательном
учреждении и на этой основе конструировать собственную профессиональную деятельность.
5
Стр.5