ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогического и специального образования
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Учебно-методическое пособие
Сургут, 2023
Стр.1
УДК 376.1(075.8)
Печатается по решению
ББК 74.500.23,6я73-9
П 79
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Авторы-составители:
Ниязова А.А., д.п.н., доцент кафедры педагогики и специального образования БУ СурГПУ
Некрасова О.А., к.п.н., доцент кафедры педагогики и специального образования БУ СурГПУ
Коротовских Т.В., к.пс.н., доцент кафедры педагогики и специального образования БУ СурГПУ
Боброва А.А., ст. преподаватель кафедры педагогики и специального образования БУ СурГПУ
Рецензенты:
Каратаева Н.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного
и социального образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Ивина С.Н., директор КОУ ХМАО – Югры «Сургутская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья».
П 79
Проектирование рабочей программы воспитания образовательной организации : учебнометодическое
пособие / Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение
высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ;
авторы-составители : А. А. Ниязова [и др.]. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2023. – 68, [1] с. – Текст : непосредственный.
Учебно-методическое пособие включает в себя алгоритмы по разработке рабочей программы
воспитания, календарного плана воспитательной работы как компонента ФООП, ФАОП и ФАООП
для детей с ОВЗ и инвалидностью. Представлены порядок, логика разработки каждого раздела, включенного
в рабочую программу воспитания и календарного плана воспитательной работы школы.
Учебно-методическое пособие адресовано студентам направлений подготовки магистратуры
44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, а также
руководителям, заместителям директора по воспитательной работе образовательных организаций, советникам
по воспитанию, классным руководителям.
УДК 376.1(075.8)
ББК 74.500.23,6я73-9
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет, 2023
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………… .................. 4
Глава 1. Общие рекомендации по проектированию Рабочей программы воспитания (РПВ) ...... 6
Задания для самостоятельной работы ..................................................................................................... 6
Задания для закрепления .......................................................................................................................... 6
Методические рекомендации ................................................................................................................... 8
Глава 2. Структура и содержание Рабочей программы воспитания ............................................... 12
2.1. Пояснительная записка к Рабочей программе воспитания ............................................................ 12
Задания для самостоятельной работы ..................................................................................................... 12
Задания для закрепления .......................................................................................................................... 12
Методические рекомендации ................................................................................................................... 13
2.2. Цель и задачи воспитания. Целевой компонент рабочей программы воспитания ...................... 15
Задания для самостоятельной работы ..................................................................................................... 15
Задания для закрепления .......................................................................................................................... 15
Методические рекомендации ................................................................................................................... 17
2.3. Содержательный раздел рабочей программы воспитания ............................................................. 24
Задания для самостоятельной работы ..................................................................................................... 24
Задания для закрепления .......................................................................................................................... 25
Методические рекомендации ................................................................................................................... 29
2.4. Организационный раздел рабочей программы воспитания ........................................................... 39
Задания для самостоятельной работы ..................................................................................................... 39
Задания для закрепления .......................................................................................................................... 39
Методические рекомендации ................................................................................................................... 43
2.5. Календарный план воспитательной работы школы ........................................................................ 50
Задания для самостоятельной работы ..................................................................................................... 50
Задания для закрепления .......................................................................................................................... 50
Методические рекомендации ................................................................................................................... 51
Список используемой литературы ........................................................................................................... 53
Приложения ............................................................................................................................................... 56
Приложение 1 ............................................................................................................................................ 56
Приложение 2 ............................................................................................................................................ 57
Приложение 3 ............................................................................................................................................ 66
– 3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Современная ситуация развития образования перешла на качественно новый уровень решения
вопросов воспитания современного ребенка, когда стержневые направления, цели, задачи и проблемные
области находятся в центре образовательной государственной политики, а также привлекают
внимание педагогических сообществ, родительской общественности, представителей различных социально-профессиональных
групп.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, ориентированной
на обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования,
определена приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей, которая состоит
в развитии высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В августе 2020 года в Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» внесены изменения, которые уточнили понятие «воспитание» и определили
структуру образовательной программы школы, дополнив ее рабочей программой воспитания (далее –
РПВ) и календарным планом воспитательной работы.
С 1 января 2023 года в целях реализации государственной политики по созданию единого образовательного
пространства на территории Российской Федерации и обеспечения единых подходов
по вопросам нормативно-правового регулирования в сфере общего образования введены Федеральные
основные общеобразовательные программы. Из Письма Министерства Просвещения РФ от 22.05.2023
№ 03-870: «…утверждены федеральные образовательные программы начального общего, основного
общего и среднего общего образования (далее соответственно – ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО,
при совместном упоминании – ФООП)». С введением в 2023 году федеральных основных общеобразовательных
программ (ФООП) для каждого уровня образования появилась и федеральная рабочая
программа воспитания. Федеральная рабочая программа воспитания – часть ФООП. Она имеет инвариантную
(целевую) и вариативную (содержательную и организационную) часть.
Федеральные образовательные программы для разных уровней образования (ФОП НОО, ФОП
ООО, ФОП СОО) утверждены Приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован
12.07.2023 № 74229), Приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223),
Приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228).
ФАОП НОО и ФАОП ООО для детей с ОВЗ необходимо применять с 1 сентября 2023 года. Федеральная
АООП для учеников с умственной отсталостью, разработана не на уровень образования,
а на весь период обучения. Федеральные адаптированные образовательные программы утверждены:
ФАОП НОО для детей с ОВЗ Приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654),
ФАОП ООО для детей с ОВЗ утвержден Приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653),
ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден
Приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» (Зарегистрирован 30.12.2022 № 71930).
ФГОС общего образования делает особый акцент на единстве обучения и воспитания. Дополняя
друг друга, эти компоненты способствуют комплексному развитию личности ребенка. Рабочая
программа воспитания призвана обеспечить системный подход в организации и планировании воспитательной
деятельности школы.
Обновление ФГОС всех уровней образования определило изменения в области воспитательной
работы в школе. Помимо создания условий для развития личности, самоопределения и социализации
ребенка, воспитательная работа по ФГОС нацелена на то, чтобы школьники: сформировали чувство
патриотизма, гражданственности; освоили и приняли нормы, ценности и традиции российского общества;
приобрели необходимый социокультурный опыт поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний; достигли личностных результатов освоения
общеобразовательных программ. Федеральная рабочая программа воспитания конкретизирует направле–
4 –
Стр.4
ния воспитания, соответствующие ФГОС: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое,
физическое, трудовое, экологическое. По каждому направлению в документе прописаны
и целевые ориентиры результатов воспитания.
Таким образом, тема проектирования Рабочей программы воспитания в соответствии с ФООП,
ФАОП, ФАООП и Федеральной рабочей программой воспитания является одной из самых популярных
в сфере образовательной практики в текущий период времени.
Учебно-методическое пособие составлено с учетом:
Федеральных нормативно-правовых документов в сфере образования:
– Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об Образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
– Конвенция ООН о правах ребенка;
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
– Федеральные государственные образовательные стандарты;
– Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях
в Российской Федерации»;
– Приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 372;
– Приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 370;
– Приказ Минпросвещения от 18.05.20.2023 № 371;
– Приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023;
– Приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025;
– Приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026;
– Национальный проект «Образование».
Цель учебно-методического пособия – развитие умений проектировать рабочую программу
воспитания образовательной организации с учетом требований ФГОС, ФООП, ФАОП и ФАООП,
Федеральной рабочей программы воспитания.
Учебно-методическое пособие предназначено:
для обучающихся магистратуры направлений подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование,
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.
Материал, представленный в учебно-методическом пособии, вопросы и задания для самопроверки
способствуют освоению следующих компетенций магистратуры в соответствии с ФГОС ВО:
ОПК-3 – способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной
деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
ОПК-4 – способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания
обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
ОПК-6 – способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические,
в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации
обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Учебно-методическое
пособие включает в себя алгоритмы по разработке рабочей программы
воспитания, календарных планов воспитательной работы как компонентов ФООП, ФАОП и ФАООП
для детей с ОВЗ в соответствии с законодательными и нормативными документами в сфере образования,
ФГОС и Федеральной рабочей программы воспитания. Представлены порядок, логика разработки:
пояснительной записки к РПВ, раздела «Целевой», раздела «Содержательный», раздела «Организационный»,
Календарного плана воспитательной работы школы.
Учебно-методическое пособие обеспечивает образовательный процесс по дисциплинам магистратуры:
«Теоретические основы педагогической деятельности», «Современные проблемы науки
и образования», «Теория и методология воспитательных систем», «Теория и практика управления
воспитательными системами», «Моделирование воспитательных систем в образовательных организациях»,
«Проектирование программ воспитания в образовательных организациях», а также может
использоваться в процессе курсов повышения квалификации учителей, советников по воспитательной
работе образовательных организаций.
– 5 –
Стр.5