Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639057)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат

Проектирование рабочей программы воспитания образовательной организации (220,00 руб.)

0   0
АвторыНиязова Амина Абтрахмановна, Некрасова Ольга Александровна, Коротовских Татьяна Владимировна, Боброва Анастасия Алексеевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц69
ID881471
АннотацияУчебно-методическое пособие включает в себя алгоритмы по разработке рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы как компонента ФООП, ФАОП и ФАООП для детей с ОВЗ и инвалидностью. Представлены порядок, логика разработки каждого раздела, включенного в рабочую программу воспитания и календарного плана воспитательной работы школы. Учебно-методическое пособие адресовано студентам направлений подготовки магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, а также руководителям, заместителям директора по воспитательной работе образовательных организаций, советникам по воспитанию, классным руководителям.
Проектирование рабочей программы воспитания образовательной организации : учебно-методическое пособие / А. А. Ниязова, О.А. Некрасова, Т.В. Коротовских, А. А. Боброва .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 69 с. — URL: https://rucont.ru/efd/881471 (дата обращения: 18.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проектирование_рабочей_программы_воспитания_образовательной_организации.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра педагогического и специального образования ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Учебно-методическое пособие Сургут, 2023
Стр.1
УДК 376.1(075.8) Печатается по решению ББК 74.500.23,6я73-9 П 79 Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Авторы-составители: Ниязова А.А., д.п.н., доцент кафедры педагогики и специального образования БУ СурГПУ Некрасова О.А., к.п.н., доцент кафедры педагогики и специального образования БУ СурГПУ Коротовских Т.В., к.пс.н., доцент кафедры педагогики и специального образования БУ СурГПУ Боброва А.А., ст. преподаватель кафедры педагогики и специального образования БУ СурГПУ Рецензенты: Каратаева Н.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» Ивина С.Н., директор КОУ ХМАО – Югры «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». П 79 Проектирование рабочей программы воспитания образовательной организации : учебнометодическое пособие / Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторы-составители : А. А. Ниязова [и др.]. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 68, [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие включает в себя алгоритмы по разработке рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы как компонента ФООП, ФАОП и ФАООП для детей с ОВЗ и инвалидностью. Представлены порядок, логика разработки каждого раздела, включенного в рабочую программу воспитания и календарного плана воспитательной работы школы. Учебно-методическое пособие адресовано студентам направлений подготовки магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, а также руководителям, заместителям директора по воспитательной работе образовательных организаций, советникам по воспитанию, классным руководителям. УДК 376.1(075.8) ББК 74.500.23,6я73-9 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет, 2023 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………………… .................. 4 Глава 1. Общие рекомендации по проектированию Рабочей программы воспитания (РПВ) ...... 6 Задания для самостоятельной работы ..................................................................................................... 6 Задания для закрепления .......................................................................................................................... 6 Методические рекомендации ................................................................................................................... 8 Глава 2. Структура и содержание Рабочей программы воспитания ............................................... 12 2.1. Пояснительная записка к Рабочей программе воспитания ............................................................ 12 Задания для самостоятельной работы ..................................................................................................... 12 Задания для закрепления .......................................................................................................................... 12 Методические рекомендации ................................................................................................................... 13 2.2. Цель и задачи воспитания. Целевой компонент рабочей программы воспитания ...................... 15 Задания для самостоятельной работы ..................................................................................................... 15 Задания для закрепления .......................................................................................................................... 15 Методические рекомендации ................................................................................................................... 17 2.3. Содержательный раздел рабочей программы воспитания ............................................................. 24 Задания для самостоятельной работы ..................................................................................................... 24 Задания для закрепления .......................................................................................................................... 25 Методические рекомендации ................................................................................................................... 29 2.4. Организационный раздел рабочей программы воспитания ........................................................... 39 Задания для самостоятельной работы ..................................................................................................... 39 Задания для закрепления .......................................................................................................................... 39 Методические рекомендации ................................................................................................................... 43 2.5. Календарный план воспитательной работы школы ........................................................................ 50 Задания для самостоятельной работы ..................................................................................................... 50 Задания для закрепления .......................................................................................................................... 50 Методические рекомендации ................................................................................................................... 51 Список используемой литературы ........................................................................................................... 53 Приложения ............................................................................................................................................... 56 Приложение 1 ............................................................................................................................................ 56 Приложение 2 ............................................................................................................................................ 57 Приложение 3 ............................................................................................................................................ 66 – 3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Современная ситуация развития образования перешла на качественно новый уровень решения вопросов воспитания современного ребенка, когда стержневые направления, цели, задачи и проблемные области находятся в центре образовательной государственной политики, а также привлекают внимание педагогических сообществ, родительской общественности, представителей различных социально-профессиональных групп. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, ориентированной на обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, определена приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей, которая состоит в развитии высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. В августе 2020 года в Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые уточнили понятие «воспитание» и определили структуру образовательной программы школы, дополнив ее рабочей программой воспитания (далее – РПВ) и календарным планом воспитательной работы. С 1 января 2023 года в целях реализации государственной политики по созданию единого образовательного пространства на территории Российской Федерации и обеспечения единых подходов по вопросам нормативно-правового регулирования в сфере общего образования введены Федеральные основные общеобразовательные программы. Из Письма Министерства Просвещения РФ от 22.05.2023 № 03-870: «…утверждены федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО, при совместном упоминании – ФООП)». С введением в 2023 году федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП) для каждого уровня образования появилась и федеральная рабочая программа воспитания. Федеральная рабочая программа воспитания – часть ФООП. Она имеет инвариантную (целевую) и вариативную (содержательную и организационную) часть. Федеральные образовательные программы для разных уровней образования (ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО) утверждены Приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229), Приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223), Приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228). ФАОП НОО и ФАОП ООО для детей с ОВЗ необходимо применять с 1 сентября 2023 года. Федеральная АООП для учеников с умственной отсталостью, разработана не на уровень образования, а на весь период обучения. Федеральные адаптированные образовательные программы утверждены: ФАОП НОО для детей с ОВЗ Приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654), ФАОП ООО для детей с ОВЗ утвержден Приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653), ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден Приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрирован 30.12.2022 № 71930). ФГОС общего образования делает особый акцент на единстве обучения и воспитания. Дополняя друг друга, эти компоненты способствуют комплексному развитию личности ребенка. Рабочая программа воспитания призвана обеспечить системный подход в организации и планировании воспитательной деятельности школы. Обновление ФГОС всех уровней образования определило изменения в области воспитательной работы в школе. Помимо создания условий для развития личности, самоопределения и социализации ребенка, воспитательная работа по ФГОС нацелена на то, чтобы школьники: сформировали чувство патриотизма, гражданственности; освоили и приняли нормы, ценности и традиции российского общества; приобрели необходимый социокультурный опыт поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достигли личностных результатов освоения общеобразовательных программ. Федеральная рабочая программа воспитания конкретизирует направле– 4 –
Стр.4
ния воспитания, соответствующие ФГОС: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое. По каждому направлению в документе прописаны и целевые ориентиры результатов воспитания. Таким образом, тема проектирования Рабочей программы воспитания в соответствии с ФООП, ФАОП, ФАООП и Федеральной рабочей программой воспитания является одной из самых популярных в сфере образовательной практики в текущий период времени. Учебно-методическое пособие составлено с учетом: Федеральных нормативно-правовых документов в сфере образования: – Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; – Конвенция ООН о правах ребенка; – Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; – Федеральные государственные образовательные стандарты; – Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; – Приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 372; – Приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 370; – Приказ Минпросвещения от 18.05.20.2023 № 371; – Приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023; – Приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025; – Приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026; – Национальный проект «Образование». Цель учебно-методического пособия – развитие умений проектировать рабочую программу воспитания образовательной организации с учетом требований ФГОС, ФООП, ФАОП и ФАООП, Федеральной рабочей программы воспитания. Учебно-методическое пособие предназначено:  для обучающихся магистратуры направлений подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование. Материал, представленный в учебно-методическом пособии, вопросы и задания для самопроверки способствуют освоению следующих компетенций магистратуры в соответствии с ФГОС ВО: ОПК-3 – способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; ОПК-4 – способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей; ОПК-6 – способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями. Учебно-методическое пособие включает в себя алгоритмы по разработке рабочей программы воспитания, календарных планов воспитательной работы как компонентов ФООП, ФАОП и ФАООП для детей с ОВЗ в соответствии с законодательными и нормативными документами в сфере образования, ФГОС и Федеральной рабочей программы воспитания. Представлены порядок, логика разработки: пояснительной записки к РПВ, раздела «Целевой», раздела «Содержательный», раздела «Организационный», Календарного плана воспитательной работы школы. Учебно-методическое пособие обеспечивает образовательный процесс по дисциплинам магистратуры: «Теоретические основы педагогической деятельности», «Современные проблемы науки и образования», «Теория и методология воспитательных систем», «Теория и практика управления воспитательными системами», «Моделирование воспитательных систем в образовательных организациях», «Проектирование программ воспитания в образовательных организациях», а также может использоваться в процессе курсов повышения квалификации учителей, советников по воспитательной работе образовательных организаций. – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст