ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра филологического образования и журналистики
О.В. Руднева
Л.В. Гризлюк
Е.А. Ермолаева
РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ
И СТРАТЕГИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
Учебные материалы
для практических занятий
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Направленность «Русский язык и литература»
(уровень бакалавриата)
Сургут, 2023
Стр.1
УДК 811.161.1’27(075.8)
ББК 81.411.2-55я73-5
Р 83
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензент :
Сургутского государственного педагогического университета
Бреусова Е.И.
кафедры филологического образования и журналистики
кандидат филологических наук, доцент
Руднева, О. В.
Р 83
Речевые тактики и стратегии профессиональной коммуникации : учебные материалы для практических
занятий : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность «Русский язык
и литература» (уровень бакалавриата) / О. В. Руднева; Л. В. Гризлюк, Е. А. Ермолаева ; Департамент образования
и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный
педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический
университет», 2023. – 110, [1] с. – Текст : непосредственный.
В пособии представлены основные практические задания и материалы для самостоятельной работы
по дисциплине «Речевые тактики и стратегии профессиональной коммуникации» для студентов бакалавриата,
обучающихся по направлению «Педагогическое образование», направленности «Русский язык
и литература».
Материалы пособия могут быть использованы также преподавателями для проведения практических
занятий и для осуществления самостоятельной работы студентов по курсам, связанным с речевой коммуникацией.
УДК
811.161.1’27(075.8)
ББК 81.411.2-55я73-5
© Руднева О.В., Гризлюк Л.В., Ермолаева Е.А., 2023
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .......................................................................................................................................... 4
Раздел 1. Речевая коммуникация и ее особенности ..................................................................... 8
У.Э. 1.1. Речевая коммуникация и ее виды ........................................................................................ 8
У.Э. 1.2. Речевая ситуация. Виды речевой деятельности ................................................................. 12
У.Э. 1.3. Коммуникативная неудача и её виды .................................................................................. 17
У.Э. 1.4. Нвербальная коммуникация ................................................................................................. 22
У.Э. 1.5. Речевая агрессия в конфликтной коммуникации ............................................................... 29
У.Э. 1.6. Коммуникативные барьеры .................................................................................................. 38
Раздел 2. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи педагога ............... 47
У.Э. 2.1. Речевые стратегии и убеждающее воздействие ................................................................. 47
У.Э. 2.2. Речевые тактики и их виды .................................................................................................. 54
У.Э. 2.3. Речевая манипуляция и ее виды .......................................................................................... 61
У.Э. 2.4. Речевая коммуникация учителя ........................................................................................... 71
У.Э. 2.5. Основы красноречия и коммуникативные качества речи ................................................. 78
У.Э. 2.6. Речевой этикет и коммуникативные нормы ....................................................................... 83
Контрольно-измерительные материалы ............................................................................................. 91
Глоссарий .............................................................................................................................................. 101
Учебно-методическое обеспечение дисциплины .............................................................................. 105
Приложения .......................................................................................................................................... 107
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие «Речевые тактики и стратегии профессиональной коммуникации» имеет практическую
направленность на совершенствование профессиональной и межличностной коммуникации
и преодоление различных коммуникативных барьеров, формирование важных для профессии учителя
приемов налаживания контакта, умения тактично и иногда с применением методов прямого воздействия
вести беседу профессиональной направленности, совершенствование способностей понимать
состояние собеседника по особенностям его речевого поведения, умения выстраивать стратегию ведения
диалога.
Данное учебно-методическое пособие поддерживает дисциплину «Речевые тактики и стратегии»,
входящую в учебный цикл направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование /
направленность Русский язык и литература (уровень высшего образования – бакалавриат).
Дисциплина «Речевые тактики и стратегии» относится к вариативной части цикла дисциплин
и предназначена для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (направленность
Русский язык и литература), но может быть полезна и для студентов других направлений подготовки,
поскольку содержание курса затрагивает проблемы профессиональной коммуникации и направлена
на развитие коммуникативных качеств при деловом взаимодействии. Программа дисциплины
составлена с учетом компетентностного подхода и отвечает требованиям ФГОС ВО по данному
направлению подготовки.
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО
по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность «Русский язык
и литература» (уровень бакалавриата), с учётом методических рекомендаций и примерной ОПОП ВО,
и состоит из двух разделов.
Раздел 1 – «Речевая коммуникация и ее особенности».
Раздел 2 – «Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи педагога».
Пособие позволяет создать условия для формирования профессиональных умений студентов,
овладение ими предметными и метапредметными результатами в деятельностной технологии обучения.
Цель
– систематизировать знание особенностей речевой коммуникации в профессиональной
деятельности и развивать умение построения эффективной речевой коммуникации.
Задачи:
1. Систематизировать знания о законах речевой коммуникации и условиях выбора речевых
средств и развивать умение анализировать особенности речевой коммуникации с позиции эффективного
взаимодействия.
2. Систематизировать знания о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах речи
педагога и развивать умение выбора речевых тактик и стратегий для достижения целей коммуникации
в профессиональной деятельности.
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ПК-1 – способен научить использовать языковые единицы различных уровней для осуществления
эффективной устной и письменной коммуникации на русском языке.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
функции и виды коммуникаций;
характеристики коммуникатора и аудитории, их роль, значение, функции;
механизмы и методы воздействия в средствах массовой коммуникации;
основные единицы общения, особенности воздействия в межличностной и деловой коммуникации;
устной и письменной коммуникации на русском языке, принципы общения, виды речевых
тактик, в том числе манипулятивных, и стратегии журналистского общения;
особенности построения жанров ораторской речи учителя и выбора речевых средств для ее
представления;
уметь:
использовать практические методы работы с аудиторией (контакт, техники введения беседы,
приемы аргументации);
ориентироваться в межгрупповой и внутригрупповой коммуникации, устанавливать характер
коммуникативной ситуации;
– 4 –
Стр.4
убеждать, отстаивать свое мнение, устанавливать, поддерживать и развивать межличностные
отношения, влиять, управлять группой, массовым поведением;
обнаруживать и устранять ошибки и недочеты текстов, приводить их в соответствие с языковыми,
коммуникативными, этическими и стилистическими нормами;
способностью участвовать в создании эффективной коммуникационной среды, обеспечении
внутренней и внешней коммуникации;
адекватно реализовывать коммуникативные намерения, используя соответствующие ситуации
речевые тактики;
оценивать формы коммуникации с точки зрения использования в них разнообразных тактических
и стратегических средств речевого воздействия;
владеть:
приемами анализа собственной и чужой речи, редактирования текстов профессионального
и социально значимого содержания;
способами оценки качества построения коммуникации;
приемами формирования качеств речи, необходимых для эффективного делового и повседневного
общения;
способами построения речи определенного стиля и жанра в устной и письменной форме в зависимости
от сферы и ситуации общения;
приемами речевого воздействия и аргументации;
речевыми тактиками и стратегиями для эффективного делового и повседневного общения;
иметь опыт:
осуществления устной и письменной коммуникации на русском языке в соответствии с основными
требованиями к ней;
построения письменных текстов и устных речевых высказываний разных стилей в соответствии
с нормами русского языка и условиями общения.
Общая трудоемкость дисциплины «Речевые тактики и стратегии профессиональной коммуникации»
составляет 2 зачетных единицы (72 часа). Курс рассчитан на один семестр.
– 5 –
Стр.5
Название раздела
Цель раздела
Речевая коммуникация
и ее особенности
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Задачи раздела
1. Систематизировать знания о законах
речевой коммуникации и условиях выбора
речевых средств и развивать умение
анализировать особенности речевой
коммуникации с позиции эффективного
взаимодействия
1. Систематизировать знания о понятии коммуникации,
законах коммуникации и формах эффективного
взаимодействия и развивать умение анализировать
особенности коммуникации.
2. Развивать умение анализировать компоненты речевой
ситуации и виды речевой деятельности.
3. Развивать умение анализировать виды и причины
коммуникативных неудач.
4. Развивать умение анализировать невербальные
средства коммуникации.
5. Развивать умение строить коммуникацию в ситуациях
проявления речевой агрессии в конфликтной
коммуникации.
6. Развивать умение определять виды коммуникативных
барьеров и характеризовать способы их преодоления.
Нормативный,
коммуникативный
и
этический аспекты
речи педагога
Систематизировать знания о нормативном,
коммуникативном и этическом аспектах
речи педагога и развивать умение
выбора речевых тактик и стратегий для
достижения целей коммуникации в профессиональной
деятельности
1. Систематизировать знание о речевых стратегиях в
коммуникации и развивать умение выстраивать речевую
стратегию для достижения целей коммуникации.
2. Систематизировать знание о речевых тактиках в
коммуникации и развивать умение применять эффективные
речевые тактики для достижения целей
коммуникации.
3. Систематизировать знание этических норм в общении
и развивать умение защищаться от манипулятивных
речевых тактик.
4. Систематизировать знание особенностей профессиональной
коммуникации учителя и развивать умение
реализовывать тактики в профессиональной
коммуникации.
5. Систематизировать знания о коммуникативных
качествах речи и развивать умение создавать речевые
высказывания в соответствии с требованиями
к коммуникативным качествам речи.
6. Систематизировать знания в области речевого этикета
и коммуникативных норм и развивать умение
использовать этикетные речевые средства в ситуациях
общения.
– 6 –
Учебные элементы раздела
У.Э. 1.1. Речевая коммуникация и ее виды
У.Э. 1.2. Речевая ситуация. Виды речевой
деятельности
У.Э. 1.3. Коммуникативная неудача и ее
виды
У.Э. 1.4. Невербальная коммуникация
У.Э. 1.5. Речевая агрессия в конфликтной
коммуникации
У.Э. 1.6. Коммуникативные барьеры
У.Э. 2.1. Речевые стратегии и убеждающее
воздействие
У.Э. 2.2. Речевые тактики и их виды
У.Э. 2.3. Речевая манипуляция и ее виды
У.Э. 2.4. Речевая коммуникация учителя
У.Э. 2.5. Основы красноречия и коммуникативные
качества речи
У.Э.2.6. Речевой этикет и коммуникативные
нормы
Стр.6
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Основной формой организации учебного процесса студентов очной формы обучения является
аудиторная работа в виде практических занятий. В случаях обучения студента на других формах
и графиках обучения он выполняет задания самостоятельно.
Основными формами контроля успеваемости являются: устный ответ на вопросы, выполнение
практических заданий, выполнение контрольных заданий в конце курса. Кроме того, часть занятий
проходит в интерактивной форме (дискуссии, решение кейсов и т.д.).
Итоговая аттестация по курсу осуществляется в форме публичного выступления с представлением
ораторской речи.
При подготовке издания использовались современные учебники и учебные пособия, рекомендованные
для студентов данного направления подготовки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Образовательный процесс по дисциплине строится на основе комбинации образовательных
технологий, как традиционных, так и новых, направленных на развитие у обучающихся коммуникативной
компетенции и формирования коммуникативной грамотности (решение кейсов, проведение
дебатов, тренингов и др.).
Информационные технологии реализуются средствами образовательного портала. Дисциплина
обеспечена комплексом видеолекций и тестовыми заданиями по каждой из тем, размещенными
на образовательном портале.
– 7 –
Стр.7