Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639057)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат

Речевые тактики и стратегии профессиональной коммуникации (220,00 руб.)

0   0
АвторыРуднева Ольга Викторовна, Гризлюк Любовь Владимировна, Ермаковская Елизавета Алексеевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц111
ID881470
АннотацияВ пособии представлены основные практические задания и материалы для самостоятельной работы по дисциплине "Речевые тактики и стратегии профессиональной коммуникации" для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению "Педагогическое образование", направленности "Русский язык и литература". Материалы пособия могут быть использованы также преподавателями для проведения практических занятий и для осуществления самостоятельной работы студентов по курсам, связанным с речевой коммуникацией.
Речевые тактики и стратегии профессиональной коммуникации : учебные материалы для практических занятий : направление подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование". Направленность " Русский язык и литература" (уровень бакалавриата) / О.В. Руднева, Л.В. Гризлюк, Е. А. Ермаковская .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 111 с. — URL: https://rucont.ru/efd/881470 (дата обращения: 18.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Речевые_тактики_и_стратегии_профессиональной_коммуникации.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра филологического образования и журналистики О.В. Руднева Л.В. Гризлюк Е.А. Ермолаева РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ И СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Учебные материалы для практических занятий Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование Направленность «Русский язык и литература» (уровень бакалавриата) Сургут, 2023
Стр.1
УДК 811.161.1’27(075.8) ББК 81.411.2-55я73-5 Р 83 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент : Сургутского государственного педагогического университета Бреусова Е.И. кафедры филологического образования и журналистики кандидат филологических наук, доцент Руднева, О. В. Р 83 Речевые тактики и стратегии профессиональной коммуникации : учебные материалы для практических занятий : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность «Русский язык и литература» (уровень бакалавриата) / О. В. Руднева; Л. В. Гризлюк, Е. А. Ермолаева ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 110, [1] с. – Текст : непосредственный. В пособии представлены основные практические задания и материалы для самостоятельной работы по дисциплине «Речевые тактики и стратегии профессиональной коммуникации» для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», направленности «Русский язык и литература». Материалы пособия могут быть использованы также преподавателями для проведения практических занятий и для осуществления самостоятельной работы студентов по курсам, связанным с речевой коммуникацией. УДК 811.161.1’27(075.8) ББК 81.411.2-55я73-5 © Руднева О.В., Гризлюк Л.В., Ермолаева Е.А., 2023 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие .......................................................................................................................................... 4 Раздел 1. Речевая коммуникация и ее особенности ..................................................................... 8 У.Э. 1.1. Речевая коммуникация и ее виды ........................................................................................ 8 У.Э. 1.2. Речевая ситуация. Виды речевой деятельности ................................................................. 12 У.Э. 1.3. Коммуникативная неудача и её виды .................................................................................. 17 У.Э. 1.4. Нвербальная коммуникация ................................................................................................. 22 У.Э. 1.5. Речевая агрессия в конфликтной коммуникации ............................................................... 29 У.Э. 1.6. Коммуникативные барьеры .................................................................................................. 38 Раздел 2. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи педагога ............... 47 У.Э. 2.1. Речевые стратегии и убеждающее воздействие ................................................................. 47 У.Э. 2.2. Речевые тактики и их виды .................................................................................................. 54 У.Э. 2.3. Речевая манипуляция и ее виды .......................................................................................... 61 У.Э. 2.4. Речевая коммуникация учителя ........................................................................................... 71 У.Э. 2.5. Основы красноречия и коммуникативные качества речи ................................................. 78 У.Э. 2.6. Речевой этикет и коммуникативные нормы ....................................................................... 83 Контрольно-измерительные материалы ............................................................................................. 91 Глоссарий .............................................................................................................................................. 101 Учебно-методическое обеспечение дисциплины .............................................................................. 105 Приложения .......................................................................................................................................... 107 – 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Пособие «Речевые тактики и стратегии профессиональной коммуникации» имеет практическую направленность на совершенствование профессиональной и межличностной коммуникации и преодоление различных коммуникативных барьеров, формирование важных для профессии учителя приемов налаживания контакта, умения тактично и иногда с применением методов прямого воздействия вести беседу профессиональной направленности, совершенствование способностей понимать состояние собеседника по особенностям его речевого поведения, умения выстраивать стратегию ведения диалога. Данное учебно-методическое пособие поддерживает дисциплину «Речевые тактики и стратегии», входящую в учебный цикл направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование / направленность Русский язык и литература (уровень высшего образования – бакалавриат). Дисциплина «Речевые тактики и стратегии» относится к вариативной части цикла дисциплин и предназначена для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (направленность Русский язык и литература), но может быть полезна и для студентов других направлений подготовки, поскольку содержание курса затрагивает проблемы профессиональной коммуникации и направлена на развитие коммуникативных качеств при деловом взаимодействии. Программа дисциплины составлена с учетом компетентностного подхода и отвечает требованиям ФГОС ВО по данному направлению подготовки. Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность «Русский язык и литература» (уровень бакалавриата), с учётом методических рекомендаций и примерной ОПОП ВО, и состоит из двух разделов. Раздел 1 – «Речевая коммуникация и ее особенности». Раздел 2 – «Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи педагога». Пособие позволяет создать условия для формирования профессиональных умений студентов, овладение ими предметными и метапредметными результатами в деятельностной технологии обучения. Цель – систематизировать знание особенностей речевой коммуникации в профессиональной деятельности и развивать умение построения эффективной речевой коммуникации. Задачи: 1. Систематизировать знания о законах речевой коммуникации и условиях выбора речевых средств и развивать умение анализировать особенности речевой коммуникации с позиции эффективного взаимодействия. 2. Систематизировать знания о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах речи педагога и развивать умение выбора речевых тактик и стратегий для достижения целей коммуникации в профессиональной деятельности. Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-1 – способен научить использовать языковые единицы различных уровней для осуществления эффективной устной и письменной коммуникации на русском языке. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать:  функции и виды коммуникаций;  характеристики коммуникатора и аудитории, их роль, значение, функции;  механизмы и методы воздействия в средствах массовой коммуникации;  основные единицы общения, особенности воздействия в межличностной и деловой коммуникации; устной и письменной коммуникации на русском языке, принципы общения, виды речевых тактик, в том числе манипулятивных, и стратегии журналистского общения;  особенности построения жанров ораторской речи учителя и выбора речевых средств для ее представления; уметь:  использовать практические методы работы с аудиторией (контакт, техники введения беседы, приемы аргументации);  ориентироваться в межгрупповой и внутригрупповой коммуникации, устанавливать характер коммуникативной ситуации; – 4 –
Стр.4
 убеждать, отстаивать свое мнение, устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, влиять, управлять группой, массовым поведением;  обнаруживать и устранять ошибки и недочеты текстов, приводить их в соответствие с языковыми, коммуникативными, этическими и стилистическими нормами;  способностью участвовать в создании эффективной коммуникационной среды, обеспечении внутренней и внешней коммуникации;  адекватно реализовывать коммуникативные намерения, используя соответствующие ситуации речевые тактики;  оценивать формы коммуникации с точки зрения использования в них разнообразных тактических и стратегических средств речевого воздействия; владеть:  приемами анализа собственной и чужой речи, редактирования текстов профессионального и социально значимого содержания;  способами оценки качества построения коммуникации;  приемами формирования качеств речи, необходимых для эффективного делового и повседневного общения;  способами построения речи определенного стиля и жанра в устной и письменной форме в зависимости от сферы и ситуации общения;  приемами речевого воздействия и аргументации;  речевыми тактиками и стратегиями для эффективного делового и повседневного общения; иметь опыт:  осуществления устной и письменной коммуникации на русском языке в соответствии с основными требованиями к ней;  построения письменных текстов и устных речевых высказываний разных стилей в соответствии с нормами русского языка и условиями общения. Общая трудоемкость дисциплины «Речевые тактики и стратегии профессиональной коммуникации» составляет 2 зачетных единицы (72 часа). Курс рассчитан на один семестр. – 5 –
Стр.5
Название раздела Цель раздела Речевая коммуникация и ее особенности СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Задачи раздела 1. Систематизировать знания о законах речевой коммуникации и условиях выбора речевых средств и развивать умение анализировать особенности речевой коммуникации с позиции эффективного взаимодействия 1. Систематизировать знания о понятии коммуникации, законах коммуникации и формах эффективного взаимодействия и развивать умение анализировать особенности коммуникации. 2. Развивать умение анализировать компоненты речевой ситуации и виды речевой деятельности. 3. Развивать умение анализировать виды и причины коммуникативных неудач. 4. Развивать умение анализировать невербальные средства коммуникации. 5. Развивать умение строить коммуникацию в ситуациях проявления речевой агрессии в конфликтной коммуникации. 6. Развивать умение определять виды коммуникативных барьеров и характеризовать способы их преодоления. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи педагога Систематизировать знания о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах речи педагога и развивать умение выбора речевых тактик и стратегий для достижения целей коммуникации в профессиональной деятельности 1. Систематизировать знание о речевых стратегиях в коммуникации и развивать умение выстраивать речевую стратегию для достижения целей коммуникации. 2. Систематизировать знание о речевых тактиках в коммуникации и развивать умение применять эффективные речевые тактики для достижения целей коммуникации. 3. Систематизировать знание этических норм в общении и развивать умение защищаться от манипулятивных речевых тактик. 4. Систематизировать знание особенностей профессиональной коммуникации учителя и развивать умение реализовывать тактики в профессиональной коммуникации. 5. Систематизировать знания о коммуникативных качествах речи и развивать умение создавать речевые высказывания в соответствии с требованиями к коммуникативным качествам речи. 6. Систематизировать знания в области речевого этикета и коммуникативных норм и развивать умение использовать этикетные речевые средства в ситуациях общения. – 6 – Учебные элементы раздела У.Э. 1.1. Речевая коммуникация и ее виды У.Э. 1.2. Речевая ситуация. Виды речевой деятельности У.Э. 1.3. Коммуникативная неудача и ее виды У.Э. 1.4. Невербальная коммуникация У.Э. 1.5. Речевая агрессия в конфликтной коммуникации У.Э. 1.6. Коммуникативные барьеры У.Э. 2.1. Речевые стратегии и убеждающее воздействие У.Э. 2.2. Речевые тактики и их виды У.Э. 2.3. Речевая манипуляция и ее виды У.Э. 2.4. Речевая коммуникация учителя У.Э. 2.5. Основы красноречия и коммуникативные качества речи У.Э.2.6. Речевой этикет и коммуникативные нормы
Стр.6
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ Основной формой организации учебного процесса студентов очной формы обучения является аудиторная работа в виде практических занятий. В случаях обучения студента на других формах и графиках обучения он выполняет задания самостоятельно. Основными формами контроля успеваемости являются: устный ответ на вопросы, выполнение практических заданий, выполнение контрольных заданий в конце курса. Кроме того, часть занятий проходит в интерактивной форме (дискуссии, решение кейсов и т.д.). Итоговая аттестация по курсу осуществляется в форме публичного выступления с представлением ораторской речи. При подготовке издания использовались современные учебники и учебные пособия, рекомендованные для студентов данного направления подготовки. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Образовательный процесс по дисциплине строится на основе комбинации образовательных технологий, как традиционных, так и новых, направленных на развитие у обучающихся коммуникативной компетенции и формирования коммуникативной грамотности (решение кейсов, проведение дебатов, тренингов и др.). Информационные технологии реализуются средствами образовательного портала. Дисциплина обеспечена комплексом видеолекций и тестовыми заданиями по каждой из тем, размещенными на образовательном портале. – 7 –
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст