ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Д.В. Ларкович, И.А. Усанова,
Т.Ю. Колягина, А.П. Кашкарева
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направленность «Русский язык и Литература»
Сургут, 2023
– 1 –
Стр.1
УДК 821.161.1.09"18"(075.8)
ББК 83.3(2=411.2)52я73-9
И 90
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Семёнов А.Н., доктор педагогических наук, профессор
Ганущак Н.В., кандидат филологических наук, доцент
История русской литературы второй трети XIX века : учебно-методическое пособие :
И 90
направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
направленность «Русский язык и Литература» ) / Д. В. Ларкович, И. А. Усанова, Т. Ю. Колягина,
А. П. Кашкарева ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение
высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». –
Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 142 с. – Текст :
непосредственный.
ISBN 978-5-93190-421-4
Учебно-методическое пособие выполнено в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)
№ 125 от 15.03.2018. Издание содержит тезисы лекционного материала, а также подробные рекомендации
по организации всех видов контроля самостоятельной работы обучающихся, в том числе
планы практических занятий, задания рубежных контролей, списки произведений, обязательных
к прочтению, вспомогательные планы характеристики базовых литературоведческих категорий,
примерные планы анализа текстов, а также критерии оценивания устных и письменных работ обучающихся.
Учебно-методическое
пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / Направленность «Русский
язык и Литература», слушателей курсов повышения квалификации, педагогов дополнительного образования,
преподавателей высшей школы.
УДК 821.161.1.09"18"(075.8)
ББК 83.3(2=411.2)52я73-9
ISBN 978-5-93190-421-4
Ларкович Д. В., Усанова И. А.,
Колягина Т. Ю., Кашкарева А. П., 2023
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2023
~ 2 ~
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .......................................................................................................................................................... 4
Структура разделов ........................................................................................................................................ 7
Раздел 1. Литературная деятельность Ивана Сергеевича Тургенева ......................................................... 10
У.Э. 1.1. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА ..................................................................................................................................... 13
У.Э. 1.2. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО И.С. ТУРГЕНЕВА (ЛИРИКА, ПОЭМЫ, ДРАМЫ) ....................................... 18
У.Э. 1.3. ПОВЕСТИ И.С. ТУРГЕНЕВА .............................................................................................................. 21
У.Э. 1.4. ЦИКЛ ОЧЕРКОВ «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» И.С. ТУРГЕНЕВА ......................................................... 25
У.Э. 1.5. РОМАННОЕ ТВОРЧЕСТВО И.С. ТУРГЕНЕВА .................................................................................. 28
У.Э. 1.6. РОМАН И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» ..................................................................................... 34
У.Э. 1.7. ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО И.С. ТУРГЕНЕВА (ПОВЕСТИ 1870-80-х гг.,
СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ) .......................................................................................................................... 37
У.Э. 1.8. ЧЕРТЫ СТИЛЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И.С. ТУРГЕНЕВА .......................................................... 39
У.Э. 1.9. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА И.С. ТУРГЕНЕВА ......................................................................... 40
Раздел 2. Развитие русского романа 1840–1860-х гг. .................................................................................. 41
У.Э. 2.1. И.А. ГОНЧАРОВ: ПУТЬ К РЕАЛИСТИЧЕСКОМУ РОМАНУ ............................................................ 44
У.Э. 2.2. РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» ............................................................ 51
У.Э. 2.3. РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» .......................................................................................... 55
У.Э.2.4. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.И. ГЕРЦЕНА ........................................................................... 59
У.Э. 2.5 СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ И.А. ГОНЧАРОВА И А.И. ГЕРЦЕНА ..................................... 64
У.Э. 2.6. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ И.А. ГОНЧАРОВА И А.И. ГЕРЦЕНА ........................................... 65
Раздел 3. Русская поэзия середины XIX века .............................................................................................. 66
У.Э. 3.1. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ
СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА ..................................................................................................................................... 69
У.Э. 3.2. ТВОРЧЕСТВО Н.А. НЕКРАСОВА ...................................................................................................... 72
У.Э. 3.3. ПОЭМА Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» .................................................... 77
У.Э. 3.4. ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА .......................................................................................... 80
У.Э. 3.5. ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР Ф.И. ТЮТЧЕВА .............................................................................................. 83
У.Э. 3.6. ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР А.А. ФЕТА ...................................................................................................... 85
У.Э. 3.5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЛИРИКИ А.А. ФЕТА ......................................................................... 88
У.Э. 3.8. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР А.К. ТОЛСТОГО .................................................................................... 90
У.Э. 3.9. ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА ................................................................ 93
У.Э. 3.10. ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
В ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА .......................................................................................................... 95
Раздел 4. Художественная проза и драматургия 1850–1860 гг. ................................................................. 96
У.Э. 4.1. ДРАМАТУРГИЯ А.Н. ОСТРОВСКОГО .............................................................................................. 99
У.Э. 4.2. ДРАМА А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» ............................................................................................. 103
У.Э. 4.3. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО .......................................................... 105
У.Э. 4.4. РОМАН Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» .......................................................................... 109
У.Э. 4.5. РУССКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПРОЗА 1860-х ГОДОВ ................................................................. 111
У.Э. 4.6. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА ..................................................... 116
У.Э. 4.7. РОМАН М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ» ............................................... 121
У.Э. 4.8. РОДО-ВИДОВАЯ, ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКАЯ
СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ 1850–1860-х гг. .................................................... 125
Заключение ...................................................................................................................................................... 127
Учебно-методическое и информационное обеспечение ............................................................................. 128
Приложения ..................................................................................................................................................... 133
Приложение 1. Списки текстов для обязательного чтения, заучивания наизусть
и конспектирования ........................................................................................................................................ 133
Приложение 2. Планы характеристики базовых литературоведческих категорий .................................. 135
Приложение 3. Примерные планы анализа художественного произведения ............................................ 136
Приложение 4. Критерии оценивания устных ответов и письменных работ обучающихся ................... 139
~ 3 ~
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебно-методическое пособие поддерживает дисциплину «История русской литературы»,
которая относится к модулю «Предметно-содержательный» обязательной части учебного плана
направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) /
Направленность «Русский язык и Литература».
Изучение русской литературы 1840–1860-х гг. связано с творчеством крупнейших авторских
персоналий (И.С. Тургенева, И.А. Гончарова А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.), литературное
наследие которых по праву входит в «золотой фонд» национальной художественной
культуры. Осмысление подлинных масштабов их вклада в развитие отечественного и мирового литературного
процесса предполагает органичное сочетание монографического и контекстуального подходов,
что и предопределяет структуру и логику построения учебной дисциплины.
Изучение данного периода истории русской литературы целесообразно начать с краткого социокультурного
обзора. При этом важно учитывать, что 1830-40-е гг. – период интенсивного развития
политических, философских, литературных кружков в России. Особенно ощутимое влияние на формирование
национального интеллекта оказала философская система Гегеля. К середине XIX века западничество
и славянофильство становятся наиболее влиятельными идеологическими доктринами
в среде русской интеллигенции. Теория западничества получает выражение в лекциях Т.Н. Грановского,
сочинениях П.Я. Чаадаева («Философические письма»), А.И. Герцена («Дилетантизм в науке»,
«О развитии революционных идей в России»), литературно-критических статьях В.Г. Белинского,
Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. Журналы «Отечественные записки» и «Современник»
выступают как печатные органы западничества. Славянофильские идеи формулируются
в сочинениях А.С. Хомякова, И.В. и П.В. Киреевских, С.П. Шевырева, К.С. и И.С. Аксаковых,
А.И. Кошелева. Публикации идеологов славянофильства осуществляются преимущественно на страницах
журналов «Европеец» и «Москвитянин».
Вторая треть XIX века – период динамичного развития реалистических тенденций в русской
литературе, поэтому основное внимание студентов следует сосредоточить на путях и формах бытования
реалистического метода в различных его родовых модификациях (эпос, лирика, драма). На рубеже
1830–1840-х гг. в литературной сфере происходит смена доминанты художественного сознания:
снижение роли поэзии и рост влияния прозы. Показательна в этом отношении литературная деятельность
«натуральной школы», чья роль в русском литературном процессе 1840-х гг. весьма симптоматична.
В литературной практике 1850–60-х гг. происходит дальнейшее утверждение реалистических
тенденций, к числу которых относятся социально-исторический детерминизм в изображении жизненных
явлений, социально-психологический анализ, конфликт между правом человека на личное
счастье и объективными условиями жизни, влияние содержания произведения на его стилевые особенности,
доминанта средних (повесть) и крупных (роман) повествовательных форм.
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и способы деятельности,
освоенные ими в ходе изучения дисциплин «Введение в литературоведение», «Устное народное
творчество», «История зарубежной литературы». Результаты, полученные в ходе изучения дисциплины
«История русской литературы», обучающиеся могут применять при прохождении педагогических
практик (преподавательской по литературе и стажерской), предметно-содержательной (организация
проектной деятельности по литературе в основной школе) и технологической (проектнотехнологической)
практик, выполнении научно-исследовательской работы, а также в ходе дальнейшей
профессиональной деятельности.
Цель дисциплины – изучить логику становления и основные этапы развития литературы
в России, выявить характер её взаимосвязей с развитием эстетики, философии, журналистики, раскрыть
её роль в культурном процессе и русском общественном движении 1840–1860-хх гг.
Задачи дисциплины:
формировать представления о процессах динамического развития реализма как центральносте
русского литературного процесса середины XIX века;
сформировать умения анализа лирического произведения на материале русской поэзии
го литературного направления в русской литературе второй трети XIX века;
определить подходы к изучению романа как магистральной жанровой дефиниции в контексередины
XIX века;
сформировать умение характеризовать процессы жанровой динамики русской драматургии
и художественной прозы 1840–1860-х гг.
~ 4 ~
Стр.4
Требования к результатам освоения дисциплины (компетенции): способен научить интерпретировать
литературный текст для формирования мировоззренческого и духовно-нравственного компонентов
структуры личности (ПК–5).
Требования к знаниям и умениям, которые должны продемонстрировать обучающиеся
по окончанию изучения дисциплины:
знать:
основные закономерности отечественного литературного процесса второй трети XIX века;
содержание произведений русской литературы второй трети XIX века;
классические концептуальные разработки Л.В. Пумпянского, М.М. Бахтина, В.А. Недзвецкого
и др., посвящённые творчеству писателей 1840–1860-х гг.;
содержание литературно-критических работ В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова,
Н.Н. Страхова, Д.С. Мережковского и др.;
уметь:
анализировать литературно-критический текст;
формулировать цель анализа художественного текста;
выбирать вид и метод анализа в соответствии с целью;
выявлять значимые элементы художественного текста;
определять функцию значимых элементов художественного текста;
оценивать результат анализа художественного текста в соответствии с поставленной целью;
выбирать формы презентации результатов исследования художественного текста в соответствии
с её целью;
отбирать материал для презентации результатов исследования;
применять результаты классических и современных научных исследований в практике работы
с художественным текстом;
владеть:
способом определения базовых художественных категорий в отношении конкретного текста;
критериями оценки анализа художественного текста;
способами презентации результатов исследования художественного текста;
иметь опыт:
анализа литературно-критических работ;
использования различных методов и видов анализа художественного текста;
анализа художественного текста в соответствии с особенностями индивидуального стиля
писателя, спецификой его художественной картины мира;
выразительного чтения художественного произведения;
рефлексии результатов проведённого анализа художественного текста;
презентации результатов исследования художественного текста.
Структура дисциплины. Содержание всего учебного материала разбито на четыре тематических
раздела, освоение которых регламентирует комплекс соответствующих учебных элементов (далее
сокращённо – У.Э.).
Объём дисциплины составляет 108 часов. Дисциплина включает лекционные и практические
занятия, часть часов выделена на самостоятельное изучение.
Виды контроля. Текущий и рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся осуществляется
в форме вариативных заданий, домашних и аудиторных практических работ, коллоквиума,
контрольных работ, минизачётов. Промежуточная аттестация (экзамен) предусматривает прохождение
обучающимися итогового компьютерного тестирования (ИТК).
Учебно-методическое пособие включает тезисы лекционного материала, а также подробные
рекомендации по организации всех видов контроля самостоятельной работы обучающихся, в том
числе планы занятий, практические задания и задания рубежных контролей, списки художественных
произведений, обязательных к прочтению, и литературно-критических и научных источников
для конспектирования, а также планы характеристики базовых литературоведческих категорий, примерные
планы анализа текстов, критерии оценивания устных и письменных работ обучающихся,
градуированного по 10-балльной шкале.
Способ освоения обозначенных в пособии разделов (линейный, концентрический, линейноконцентрический),
а также соотношение лекционных и практических занятий, выбор формы работы
по изучению той или иной темы может меняться в зависимости от готовности обучающихся вести
систематическую поуровневую работу с литературно-художественным материалом, ценностных ориентаций
студентов в отношении своей будущей профессиональной деятельности.
~ 5 ~
Стр.5
Объём представленного в пособии учебно-методического материала превышает заявленную
в учебном плане трудоёмкость дисциплины, что позволяет преподавателю варьировать формы и методы
работы в соответствии с актуальной методической задачей. В данном контексте очевидно существенное
преимущество предлагаемого пособия – некоторые темы могут изучаться студентами самостоятельно
по заданию преподавателя курса.
Тезисы лекций, планы практических занятий окажутся полезными для учителей-словесников
для планирования уроков литературы в школе, в период подготовки заданий и мероприятий в рамках
предметных декад и олимпиад.
~ 6 ~
Стр.6