Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639316)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

История русской литературы второй трети XIX века (220,00 руб.)

0   0
АвторыЛаркович Дмитрий Владимирович, Кашкарева Алена Петровна, Колягина Татьяна Юрьевна, Усанова Ирина Алексеевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц143
ID881441
АннотацияУчебно-методическое пособие выполнено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) № 125 от 15.03.2018. Издание содержит тезисы лекционного материала, а также подробные рекомендации по организации всех видов контроля самостоятельной работы обучающихся, в том числе планы практических занятий, задания рубежных контролей, списки произведений, обязательных к прочтению, вспомогательные планы характеристики базовых литературоведческих категорий, примерные планы анализа текстов, а также критерии оценивания устных и письменных работ обучающихся. Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / Направленность «Русский язык и Литература», слушателей курсов повышения квалификации, педагогов дополнительного образования, преподавателей высшей школы.
История русской литературы второй трети XIX века : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Русский язык и Литература») / Д.В. Ларкович, А.П. Кашкарева, Т.Ю. Колягина, И.А. Усанова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 143 с. — URL: https://rucont.ru/efd/881441 (дата обращения: 19.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_русской_литературы_второй_трети_XIX_века.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Д.В. Ларкович, И.А. Усанова, Т.Ю. Колягина, А.П. Кашкарева ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность «Русский язык и Литература» Сургут, 2023 – 1 –
Стр.1
УДК 821.161.1.09"18"(075.8) ББК 83.3(2=411.2)52я73-9 И 90 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Семёнов А.Н., доктор педагогических наук, профессор Ганущак Н.В., кандидат филологических наук, доцент История русской литературы второй трети XIX века : учебно-методическое пособие : И 90 направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Русский язык и Литература» ) / Д. В. Ларкович, И. А. Усанова, Т. Ю. Колягина, А. П. Кашкарева ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 142 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-93190-421-4 Учебно-методическое пособие выполнено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) № 125 от 15.03.2018. Издание содержит тезисы лекционного материала, а также подробные рекомендации по организации всех видов контроля самостоятельной работы обучающихся, в том числе планы практических занятий, задания рубежных контролей, списки произведений, обязательных к прочтению, вспомогательные планы характеристики базовых литературоведческих категорий, примерные планы анализа текстов, а также критерии оценивания устных и письменных работ обучающихся. Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / Направленность «Русский язык и Литература», слушателей курсов повышения квалификации, педагогов дополнительного образования, преподавателей высшей школы. УДК 821.161.1.09"18"(075.8) ББК 83.3(2=411.2)52я73-9 ISBN 978-5-93190-421-4  Ларкович Д. В., Усанова И. А., Колягина Т. Ю., Кашкарева А. П., 2023  БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 ~ 2 ~
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение .......................................................................................................................................................... 4 Структура разделов ........................................................................................................................................ 7 Раздел 1. Литературная деятельность Ивана Сергеевича Тургенева ......................................................... 10 У.Э. 1.1. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА ..................................................................................................................................... 13 У.Э. 1.2. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО И.С. ТУРГЕНЕВА (ЛИРИКА, ПОЭМЫ, ДРАМЫ) ....................................... 18 У.Э. 1.3. ПОВЕСТИ И.С. ТУРГЕНЕВА .............................................................................................................. 21 У.Э. 1.4. ЦИКЛ ОЧЕРКОВ «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» И.С. ТУРГЕНЕВА ......................................................... 25 У.Э. 1.5. РОМАННОЕ ТВОРЧЕСТВО И.С. ТУРГЕНЕВА .................................................................................. 28 У.Э. 1.6. РОМАН И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» ..................................................................................... 34 У.Э. 1.7. ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО И.С. ТУРГЕНЕВА (ПОВЕСТИ 1870-80-х гг., СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ) .......................................................................................................................... 37 У.Э. 1.8. ЧЕРТЫ СТИЛЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И.С. ТУРГЕНЕВА .......................................................... 39 У.Э. 1.9. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА И.С. ТУРГЕНЕВА ......................................................................... 40 Раздел 2. Развитие русского романа 1840–1860-х гг. .................................................................................. 41 У.Э. 2.1. И.А. ГОНЧАРОВ: ПУТЬ К РЕАЛИСТИЧЕСКОМУ РОМАНУ ............................................................ 44 У.Э. 2.2. РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» ............................................................ 51 У.Э. 2.3. РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» .......................................................................................... 55 У.Э.2.4. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.И. ГЕРЦЕНА ........................................................................... 59 У.Э. 2.5 СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ И.А. ГОНЧАРОВА И А.И. ГЕРЦЕНА ..................................... 64 У.Э. 2.6. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ И.А. ГОНЧАРОВА И А.И. ГЕРЦЕНА ........................................... 65 Раздел 3. Русская поэзия середины XIX века .............................................................................................. 66 У.Э. 3.1. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА ..................................................................................................................................... 69 У.Э. 3.2. ТВОРЧЕСТВО Н.А. НЕКРАСОВА ...................................................................................................... 72 У.Э. 3.3. ПОЭМА Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» .................................................... 77 У.Э. 3.4. ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА .......................................................................................... 80 У.Э. 3.5. ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР Ф.И. ТЮТЧЕВА .............................................................................................. 83 У.Э. 3.6. ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР А.А. ФЕТА ...................................................................................................... 85 У.Э. 3.5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЛИРИКИ А.А. ФЕТА ......................................................................... 88 У.Э. 3.8. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР А.К. ТОЛСТОГО .................................................................................... 90 У.Э. 3.9. ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА ................................................................ 93 У.Э. 3.10. ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА .......................................................................................................... 95 Раздел 4. Художественная проза и драматургия 1850–1860 гг. ................................................................. 96 У.Э. 4.1. ДРАМАТУРГИЯ А.Н. ОСТРОВСКОГО .............................................................................................. 99 У.Э. 4.2. ДРАМА А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» ............................................................................................. 103 У.Э. 4.3. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО .......................................................... 105 У.Э. 4.4. РОМАН Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» .......................................................................... 109 У.Э. 4.5. РУССКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПРОЗА 1860-х ГОДОВ ................................................................. 111 У.Э. 4.6. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА ..................................................... 116 У.Э. 4.7. РОМАН М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ» ............................................... 121 У.Э. 4.8. РОДО-ВИДОВАЯ, ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКАЯ СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ 1850–1860-х гг. .................................................... 125 Заключение ...................................................................................................................................................... 127 Учебно-методическое и информационное обеспечение ............................................................................. 128 Приложения ..................................................................................................................................................... 133 Приложение 1. Списки текстов для обязательного чтения, заучивания наизусть и конспектирования ........................................................................................................................................ 133 Приложение 2. Планы характеристики базовых литературоведческих категорий .................................. 135 Приложение 3. Примерные планы анализа художественного произведения ............................................ 136 Приложение 4. Критерии оценивания устных ответов и письменных работ обучающихся ................... 139 ~ 3 ~
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Данное учебно-методическое пособие поддерживает дисциплину «История русской литературы», которая относится к модулю «Предметно-содержательный» обязательной части учебного плана направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / Направленность «Русский язык и Литература». Изучение русской литературы 1840–1860-х гг. связано с творчеством крупнейших авторских персоналий (И.С. Тургенева, И.А. Гончарова А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.), литературное наследие которых по праву входит в «золотой фонд» национальной художественной культуры. Осмысление подлинных масштабов их вклада в развитие отечественного и мирового литературного процесса предполагает органичное сочетание монографического и контекстуального подходов, что и предопределяет структуру и логику построения учебной дисциплины. Изучение данного периода истории русской литературы целесообразно начать с краткого социокультурного обзора. При этом важно учитывать, что 1830-40-е гг. – период интенсивного развития политических, философских, литературных кружков в России. Особенно ощутимое влияние на формирование национального интеллекта оказала философская система Гегеля. К середине XIX века западничество и славянофильство становятся наиболее влиятельными идеологическими доктринами в среде русской интеллигенции. Теория западничества получает выражение в лекциях Т.Н. Грановского, сочинениях П.Я. Чаадаева («Философические письма»), А.И. Герцена («Дилетантизм в науке», «О развитии революционных идей в России»), литературно-критических статьях В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. Журналы «Отечественные записки» и «Современник» выступают как печатные органы западничества. Славянофильские идеи формулируются в сочинениях А.С. Хомякова, И.В. и П.В. Киреевских, С.П. Шевырева, К.С. и И.С. Аксаковых, А.И. Кошелева. Публикации идеологов славянофильства осуществляются преимущественно на страницах журналов «Европеец» и «Москвитянин». Вторая треть XIX века – период динамичного развития реалистических тенденций в русской литературе, поэтому основное внимание студентов следует сосредоточить на путях и формах бытования реалистического метода в различных его родовых модификациях (эпос, лирика, драма). На рубеже 1830–1840-х гг. в литературной сфере происходит смена доминанты художественного сознания: снижение роли поэзии и рост влияния прозы. Показательна в этом отношении литературная деятельность «натуральной школы», чья роль в русском литературном процессе 1840-х гг. весьма симптоматична. В литературной практике 1850–60-х гг. происходит дальнейшее утверждение реалистических тенденций, к числу которых относятся социально-исторический детерминизм в изображении жизненных явлений, социально-психологический анализ, конфликт между правом человека на личное счастье и объективными условиями жизни, влияние содержания произведения на его стилевые особенности, доминанта средних (повесть) и крупных (роман) повествовательных форм. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и способы деятельности, освоенные ими в ходе изучения дисциплин «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История зарубежной литературы». Результаты, полученные в ходе изучения дисциплины «История русской литературы», обучающиеся могут применять при прохождении педагогических практик (преподавательской по литературе и стажерской), предметно-содержательной (организация проектной деятельности по литературе в основной школе) и технологической (проектнотехнологической) практик, выполнении научно-исследовательской работы, а также в ходе дальнейшей профессиональной деятельности. Цель дисциплины – изучить логику становления и основные этапы развития литературы в России, выявить характер её взаимосвязей с развитием эстетики, философии, журналистики, раскрыть её роль в культурном процессе и русском общественном движении 1840–1860-хх гг. Задачи дисциплины:  формировать представления о процессах динамического развития реализма как центральносте русского литературного процесса середины XIX века;  сформировать умения анализа лирического произведения на материале русской поэзии го литературного направления в русской литературе второй трети XIX века;  определить подходы к изучению романа как магистральной жанровой дефиниции в контексередины XIX века;  сформировать умение характеризовать процессы жанровой динамики русской драматургии и художественной прозы 1840–1860-х гг. ~ 4 ~
Стр.4
Требования к результатам освоения дисциплины (компетенции): способен научить интерпретировать литературный текст для формирования мировоззренческого и духовно-нравственного компонентов структуры личности (ПК–5). Требования к знаниям и умениям, которые должны продемонстрировать обучающиеся по окончанию изучения дисциплины: знать:  основные закономерности отечественного литературного процесса второй трети XIX века;  содержание произведений русской литературы второй трети XIX века;  классические концептуальные разработки Л.В. Пумпянского, М.М. Бахтина, В.А. Недзвецкого и др., посвящённые творчеству писателей 1840–1860-х гг.;  содержание литературно-критических работ В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, Н.Н. Страхова, Д.С. Мережковского и др.; уметь:  анализировать литературно-критический текст;  формулировать цель анализа художественного текста;  выбирать вид и метод анализа в соответствии с целью;  выявлять значимые элементы художественного текста;  определять функцию значимых элементов художественного текста;  оценивать результат анализа художественного текста в соответствии с поставленной целью;  выбирать формы презентации результатов исследования художественного текста в соответствии с её целью;  отбирать материал для презентации результатов исследования;  применять результаты классических и современных научных исследований в практике работы с художественным текстом; владеть:  способом определения базовых художественных категорий в отношении конкретного текста;  критериями оценки анализа художественного текста;  способами презентации результатов исследования художественного текста; иметь опыт:  анализа литературно-критических работ;  использования различных методов и видов анализа художественного текста;  анализа художественного текста в соответствии с особенностями индивидуального стиля писателя, спецификой его художественной картины мира;  выразительного чтения художественного произведения;  рефлексии результатов проведённого анализа художественного текста;  презентации результатов исследования художественного текста. Структура дисциплины. Содержание всего учебного материала разбито на четыре тематических раздела, освоение которых регламентирует комплекс соответствующих учебных элементов (далее сокращённо – У.Э.). Объём дисциплины составляет 108 часов. Дисциплина включает лекционные и практические занятия, часть часов выделена на самостоятельное изучение. Виды контроля. Текущий и рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся осуществляется в форме вариативных заданий, домашних и аудиторных практических работ, коллоквиума, контрольных работ, минизачётов. Промежуточная аттестация (экзамен) предусматривает прохождение обучающимися итогового компьютерного тестирования (ИТК). Учебно-методическое пособие включает тезисы лекционного материала, а также подробные рекомендации по организации всех видов контроля самостоятельной работы обучающихся, в том числе планы занятий, практические задания и задания рубежных контролей, списки художественных произведений, обязательных к прочтению, и литературно-критических и научных источников для конспектирования, а также планы характеристики базовых литературоведческих категорий, примерные планы анализа текстов, критерии оценивания устных и письменных работ обучающихся, градуированного по 10-балльной шкале. Способ освоения обозначенных в пособии разделов (линейный, концентрический, линейноконцентрический), а также соотношение лекционных и практических занятий, выбор формы работы по изучению той или иной темы может меняться в зависимости от готовности обучающихся вести систематическую поуровневую работу с литературно-художественным материалом, ценностных ориентаций студентов в отношении своей будущей профессиональной деятельности. ~ 5 ~
Стр.5
Объём представленного в пособии учебно-методического материала превышает заявленную в учебном плане трудоёмкость дисциплины, что позволяет преподавателю варьировать формы и методы работы в соответствии с актуальной методической задачей. В данном контексте очевидно существенное преимущество предлагаемого пособия – некоторые темы могут изучаться студентами самостоятельно по заданию преподавателя курса. Тезисы лекций, планы практических занятий окажутся полезными для учителей-словесников для планирования уроков литературы в школе, в период подготовки заданий и мероприятий в рамках предметных декад и олимпиад. ~ 6 ~
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст