Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639057)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат

Проза в круге детского чтения (220,00 руб.)

0   0
АвторыДворяшина Нина Алексеевна, Авдеева Екатерина Анатольевна, Усанова Ирина Алексеевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц112
ID881437
АннотацияУчебно-методическое пособие раскрывает содержание одного из модулей дисциплины «Детская литература с основами литературоведения». В издании предложен комплекс учебных заданий, уделено внимание вопросам организации чтения детьми прозаических художественных текстов разных тематических групп, методического обеспечения модуля дисциплины. Адресовано преподавателям высших учебных заведений, студентам направлений подготовки «Педагогическое образование» направленностей «Начальное образование», «Дошкольное и Дополнительное образование», «Начальное и Дошкольное образование».
Проза в круге детского чтения : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности : «Начальное образование и Дошкольное образование», «Дошкольное образование и Дополнительное образование» / Н.А. Дворяшина, Е.А. Авдеева, И.А. Усанова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 112 с. — URL: https://rucont.ru/efd/881437 (дата обращения: 18.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проза_в_круге_детского_чтения.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Проза_в_круге_детского_чтения.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра филологического образования и журналистики Н.А. Дворяшина, Е.А. Авдеева, И.А. Усанова ПРОЗА В КРУГЕ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 44.03.01 Педагогическое образование УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направления подготовки: Направленности: «Дошкольное образование и Дополнительное образование», «Начальное образование» «Начальное образование и Дошкольное образование», Сургут, 2023 – 1 –
Стр.1
УДК 82.09-93(075.8) ББК 83.801.4я73-9 Д 24 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент: Колягина Т.Ю., кандидат филологических наук, доцент БУ «Сургутского государственного педагогического университета» Дворяшина, Н. А. Проза в круге детского чтения : учебно-методическое пособие : направление подготовки Д 24 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности : «Начальное образование и Дошкольное образование», «Дошкольное образование и Дополнительное образование» / Н. А. Дворяшина, Е. А. Авдеева, И. А. Усанова ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 111, [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие раскрывает содержание одного из модулей дисциплины «Детская литература с основами литературоведения». В издании предложен комплекс учебных заданий, уделено внимание вопросам организации чтения детьми прозаических художественных текстов разных тематических групп, методического обеспечения модуля дисциплины. Адресовано преподавателям высших учебных заведений, студентам направлений подготовки «Педагогическое образование» направленностей «Начальное образование», «Дошкольное и Дополнительное образование», «Начальное и Дошкольное образование». УДК 82.09-93(075.8) ББК 83.801.4я73-9 © Дворяшина Н.А., Авдеева Е.А., Усанова И.А., 2023 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ...................................................................................................................................................... 4 Структура раздела «Проза в круге детского чтения» ............................................................................... 6 Тематический блок 1. Юмористическая литература для детей ............................................................. 12 У.Э. 1.1. Юмористическая проза для детей. Своеобразие средств и форм комического в юмористической прозе для детей Н.Н. Носова (Лекционное занятие) ...................................................... 13 У.Э. 1.2. Аспектный анализ детского юмористического рассказа (Практическое занятие) ................. 24 У.Э. 1.3. Комплексный анализ детского юмористического рассказа (Текущий контроль) .................. 27 Тематический блок 2. Природоведческая литература в детском чтении ............................................. 29 У.Э. 2.1. Детская природоведческая книга. Идейно-художественное своеобразие прозы В.В. Бианки, Н.И. Сладкова (Лекционное занятие) ........................................................................................ 30 У.Э. 2.2. «Войди в природу другом»: своеобразие прозы М.М. Пришвина для детей (Семинарское занятие) ……………………………………………………………….. ..................................... 43 У.Э. 2.3. Природоведческая книга в литературном образовании младших школьников (Текущий контроль) ………………………………………………………….. ................................................. 45 Тематический блок 3. Учебная и познавательная литература в детском чтении .............................. 50 У.Э. 3.1. Становление и развитие детской учебной книги в России. Деятельность Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского как авторов детских учебных книг (Лекционное занятие) ............................................ 51 У.Э. 3.2. Современная учебная книга для детей (Коллоквиум) ……………………… ........................... 56 У.Э.3.3. Детская учебная и познавательная книга в работе педагога (Текущий контроль) .................. 58 Тематический блок 4. Приключенческая литература в детском чтении ............................................. 60 У.Э. 4.1. Особенности приключенческой литературы в круге детского чтения (Практическое занятие) ...…………………………………………………………… ...................................... 62 У.Э. 4.2. Рецензирование приключенческой книги из круга детского чтения (Текущий контроль) …………………………………………………………………………. .......................... 67 Тематический блок 5. Историческая литература в детском чтении ..................................................... 70 У.Э. 5.1. Особенности исторической прозы для детей (Лекционное занятие) ....................................... 71 У.Э. 5.2. Историческая проза С.Т. Алексеева (Практическое занятие) ................................................... 83 У.Э. 5.3. Историческая книга в детском саду и младшей школе (Текущий контроль) ......................... 86 Тематический блок 6. Научная фантастика и фэнтези в детском чтении ............................................ 88 У.Э. 6.1. Фантастика. Научная фантастика в детском чтении (Лекционное занятие) ........................... 90 У.Э. 6.2. Научная фантастика в литературном образовании младших школьников (Практическое занятие) ..................................................................................................................................... 95 У.Э. 6.3. Фэнтези в круге детского чтения (Практическое занятие) ....................................................... 97 У.Э. 6.4. Научная фантастика и фэнтези в развитии обучающихся (Текущий контроль) ..................... 99 Тематический блок 7. Контроль ................................................................................................................... 101 У.Э. 7.1. Жанровая, стилевая и индивидуально-авторская специфика прозы в круге детского чтения (Рубежный контроль) ............................................................................................... 101 Список рекомендуемой литературы ............................................................................................................ 103 Приложения ...................................................................................................................................................... 104 Приложение 1. Перечни аспектов анализа и примерные схемы анализа художественного произведения ...................................................................................................................................................... 104 Приложение 2. Критерии оценивания устных ответов и письменных работ обучающихся ................ 106 – 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Данное учебно-методическое пособие поддерживает один из разделов дисциплины «Детская литература с основами литературоведения», которая относится к части дисциплин учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, для направлений 44.03.01 Педагогическое образование направленности «Начальное образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленностей «Начальное образование и Дошкольное образование», «Дошкольное образование и Дополнительное образование». Для освоения дисциплины «Детская литература с основами литературоведения» обучающиеся используют знания и умения, способы деятельности, приобретенные в ходе школьного курса литературы, а также постигаемые параллельно с формированием компетенций на дисциплинах «Введение в профессию», «Основы учебной деятельности», «Психология», «Детская психология». Результаты, полученные в ходе изучения дисциплины «Детская литература с основами литературоведения», обучающиеся могут применять при прохождении педагогической практики, изучении дисциплин «Методика обучения русскому языку и литературе в начальном общем образовании», «Теория и практика читательской деятельности», при выполнении научно-исследовательской работы, а также в ходе дальнейшей профессиональной деятельности. Цель дисциплины – научить обучающихся интерпретировать произведения детской литературы с точки зрения их художественной и воспитательной ценности. Задачи дисциплины: 1) Описать особенности литературы для детей, выделить существенные признаки ее стилей и направлений, сформировать навыки интерпретации фольклорного произведения для детей. 2) Сформировать навыки интерпретации литературной сказки и сказа в их жанровой специфике и индивидуальной поэтике. 3) Сформировать навыки интерпретации познавательной, учебной, природоведческой, исторической, юмористической, приключенческой, фантастической литературы для детей. В соответствии с задачами, содержание всего материала названной дисциплины разбито на три тематических раздела, освоение которых регламентирует комплекс соответствующих учебных элементов: «Фольклор и литературная сказка в детском чтении», «Поэзия в круге детского чтения» и «Проза в круге детского чтения». Данное пособие раскрывает содержание последнего из этих разделов – художественные особенности и функции прозы в круге детского чтения. В предлагаемом издании представлено 6 учебных тематических блоков, в каждом из которых выделены учебные элементы (далее сокращенно – У.Э.), а также рубежный контроль по изученному материалу. 1. Юмористическая литература для детей. 2. Природоведческая литература в детском чтении. 3. Учебная и познавательная литература в детском чтении. 4. Приключенческая литература в детском чтении. 5. Историческая литература в детском чтении. 6. Научная фантастика и фэнтези в детском чтении. Авторы настоящего пособия не ставили своей целью охватить все тематические блоки, возможные в изучении раздела. За пределами остался круг произведений, отражающих «историографию детской души», реалистические тексты по проблемам школы и взаимоотношений в коллективе и др., встречающиеся в учебных изданиях по дисциплине. Сознательные ограничения блоков обусловлены соображениями выполнения задач формирования компетенции, сокращения объема публикуемого материала. В заданиях особое внимание уделено формированию теоретико-литературных сведений, в т.ч. триаде «Автор-Текст-Читатель», обучению анализу эпических произведений, формированию методического взгляда обучающихся на художественные произведения как материал учебных и внеучебных образовательных и воспитательный занятий. В ходе освоения третьего раздела продолжается работа по достижению требований к целостному результату освоения дисциплины «Детская литература с основами литературоведения» в соответствии с учебными планами: УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. ПК-1. Способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий. ПК-2. Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность. – 4 –
Стр.4
В результате изучения раздела «Проза в круге детского чтения» дисциплины «Детская литература с основами литературоведения» обучающийся овладеет следующими компонентами компетенций: Знает:  специфические особенности детской литературы и детского чтения;  содержание и художественные особенности текстов детской литературы как средства формирования культурных потребностей ребенка;  жанровую специфику и особенности поэтики основных художественных текстов, включенных в программу дошкольного и начального школьного литературного образования. Умеет:  определять возрастную предназначенность художественного произведения;  выбирать средства, необходимые для анализа и обобщения учебной информации;  отбирать литературный материал в соответствии с возрастом, эстетическим потенциалом произведения и пр.;  составлять слово о писателе, анализировать устно и письменно произведения детской литературы;  выразительно исполнять произведения детской литературы.  выявлять воспитательный потенциал художественных текстов по детскому чтению, раскрывать воспитательный потенциал для обучающихся;  конструировать фрагменты учебных и воспитательных (внеучебных) занятий, содержащих интерпретацию и анализ художественных текстов. Владеет:  способом оценки результатов поиска, анализа, синтеза и обработки учебной информации;  действиями по отбору литературного материала в соответствии с возрастом, эстетическим потенциалом произведения, учебными задачами и пр. Имеет опыт:  поиска и критического анализа информации;  анализа специальной литературы при решении учебных задач по конструированию;  отбора литературного материала в соответствии с возрастом, эстетическим потенциалом произведения, учебными задачами и пр.;  подготовки слова о писателе;  разработки устных и письменных интерпретаций произведений детской литературы;  выразительного исполнения произведений детской литературы;  конструирования фрагментов учебных и воспитательных (внеучебных) занятий, содержащих интерпретацию и анализ художественных текстов. Учебно-методическое пособие включает лекционный материал, а также подробные рекомендации по организации всех видов контроля самостоятельной работы обучающихся, в том числе планы семинарских занятий, практические задания, критерии оценивания устных и письменных работ обучающихся, градуированных по 10-балльной шкале, справочный материал по анализу художественный текстов. – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст