Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Основы педагогической режиссуры

0   0
Первый авторОсин Алексей Константинович
ИздательствоИздательство Шуйского филиала ИвГУ
Страниц118
ID303787
АннотацияВ данном пособии отражен теоретический материал, интегрирующий основные положения вузовского курса педагогики и психологии в смыслах профессионально-педагогической деятельности, определяющих структуру деятельности педагога, сущность и основные компоненты его профессионального мастерства. Особое внимание уделено вопросам формирования и развития педагогического мастерства занимающегося обучающей и воспитывающей деятельностью специалиста. Данным пособием могут пользоваться студенты дневной и заочной форм обучения по направлениям подготовки с выделенными в качестве основных педагогической, культурно-просветительской и социально-культурной видами деятельности, а также магистранты и специалисты образования.
ISBN978-5-86229-273-2
УДК373.1
ББК74.202
Осин, А.К. Основы педагогической режиссуры / А.К. Осин .— Шуя : Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2015 .— 118 с. — ISBN 978-5-86229-273-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/303787 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал ИвГУ Кафедра общей педагогики Осин А.К. <...> ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЖИССУРЫ Учебное пособие Шуя 2015 УДК 378.14 ББК 74.580.2 О-73 Печатается по решению редакционноиздательского совета Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Рецензенты: Ершова Л.В., доктор педагогических наук, профессор (Шуйский филиал ИвГУ) Сергушина О.В., кандидат педагогических наук, доцент (Мордовский государственного педагогического института им. <...> В.П. Астафьева) О-73 Осин, А.К. Основы педагогической режиссуры[Текст]: учебное пособие /А.К. Осин; Шуйский филиал Ивановского государственного университета. <...> Элементы актерско-режиссерского мастерства в педагогической деятельности . <...> Голосовой аппарат и как всѐ устроено . <...> Особенности учительской деятельности Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель - возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня ф совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд - яркое искусство самовыражения. <...> Основные точки соприкосновения педагогической «техники» с «техникой» актерского искусства и режиссуры - это: во-первых, опора на общие принципы деятельности. <...> Если одного из этих составляющих нет, потенциал поля напряжения на уроке падает, а с ним и интерес к уроку, в итоге - к предмету; в-третьих, использование адаптированных к учительской деятельности упражнений из области театральной педагогики для развития способности восприятия и выражения особенностей человеческого поведения и вариативности в общении. <...> Особенности учительской <...>
Основы_педагогической_режиссуры_(1).pdf
УДК 378.14 ББК 74.580.2 О-73 Печатается по решению редакционноиздательского совета Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Рецензенты: Ершова Л.В., доктор педагогических наук, профессор (Шуйский филиал ИвГУ) Сергушина О.В., кандидат педагогических наук, доцент (Мордовский государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева) Тютюкова О.Н., кандидат педагогических наук, доцент (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева) Байбородова Л.В., доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ, действительный член Российской академии естественных наук (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского) Адольф В.А., доктор педагогических наук, профессор (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева) О-73 Осин, А.К. Основы педагогической режиссуры[Текст]: учебное пособие /А.К. Осин; Шуйский филиал Ивановского государственного университета.– Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2015.– 118 с.- ISBN 978-5-86229-273-2 В данном пособии отражѐн теоретический материал, интегрирующий основные положения вузовского курса педагогики и психологии в смыслах профессионально-педагогической деятельности, определяющих структуру деятельности педагога, сущность и основные компоненты его профессионального мастерства. Особое внимание уделено вопросам формирования и развития педагогического мастерства занимающегося обучающей и воспитывающей деятельностью специалиста. Данным пособием могут пользоваться студенты дневной и заочной форм обучения по направлениям подготовки с выделенными в качестве основных педагогической, культурно-просветительской и социально-культурной видами деятельности, а также магистранты испециалисты образования. © Шуйский филиал ИвГУ, 2015 © Осин А.К., 2015 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 5 МОДУЛЬ 1. ИНСТРУМЕНТЫ ПЕДАГОГА ПО УПРАВЛЕНИЮ АУДИТОРИЕЙ ............................................................................................... 8 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЖИССУРА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ....................................................................................................... 8 1.1. Особенности учительской деятельности .......................................... 8 1.2. Элементы актерско-режиссерского мастерства в педагогической деятельности ................................................................................................. 10 1.3. Общие и отличительные признаки театрального и педагогического действия ............................................................................ 12 1.4. Сущность и принципы педагогической режиссуры ...................... 17 2. ВНЕШНЯЯ ТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ ........................................................ 28 2.1. Понятие педагогической техники ........................................................ 28 2.2. Психологическая и физическая свобода педагога .............................. 31 2.3. Голос педагога как инструмент воздействия ...................................... 33 2.4. Мимика педагога как инструмент воздействия .................................. 35 2.5. Пластика педагога как инструмент воздействия ................................ 37 3. ВНУТРЕННЯЯ ТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ .................................................. 40 3.1. Педагогическая деятельность и эмоциональная напряженность ...... 40 3.2. Понятие внутренней техники учителя ................................................. 42 3.3. Индивидуальная беседа с учеником .................................................... 44 3.4. Некоторые рекомендации к проведению индивидуальной беседы .. 46 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1 .............................................................. 51 МОДУЛЬ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ТЕХНИКИ ..................................................................................................... 54 1. ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТЕХНИКИ ......................................... 54 1.1. Голосовой аппарат и как всѐ устроено ................................................ 54 1.2. Владение голосом: основные инструменты ........................................ 56 1.3. Тело. Включенность и зажимы............................................................. 65 1.4. Снятие голосовых зажимов .................................................................. 67 1.5. Интонационная выразительность речи ................................................ 70 2. ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ. ТЕХНИКА РЕЧИ .................................... 73 2.1. Диафрагмальное дыхание ..................................................................... 73 2.2. Техника речи. Диапазон голоса ............................................................ 78 2.3. Техника речи. Развитие дикции ........................................................... 83 3. ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ТЕХНИКИ ................................... 89 3.1. О режиссуре замысла урока .................................................................. 89 3.2. О режиссуре поведения учителя .......................................................... 93 4. ТЕХНИКА ПОСТРОЕНИЯ МИЗАНСЦЕН УРОКА ........................... 100 3
Стр.3
4.1. Что такое мизансцена? ........................................................................ 100 4.2. Упражнения на мизансценирование .................................................. 102 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2 ............................................................ 103 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ..................................................... 105 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ................................................................................................. 109 ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................ 113 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ человеку, Современнаяподготовкаввузепредполагаетмногомерныйподходк анеограничиваетсявоспитаниемузкогоспециалиста. Онадолжнаразвиватьцелыйкомплексиндивидуальныхчертличности, учитыватьсложностьзадач, возникающихвпрофессиональнойдеятельности. Особенностьюдеятельностиначинающегопедагогапосравнениюсдеятель ностьюбольшинствамолодыхспециалистовявляетсято, чтообществоставитпереднимтежесамыепосложностицели, чтоипередопытнымпреподавателем. Поэтомуунегонеобходимоформироватьширокуюпедагогическуюкомпете нтностьипрофессиональнуюготовностькпроведениюмногоаспектнойвос питательнойработысучащимися общеобразовательных организаций (лицеев, техникумов, колледжей, школ), учреждений профессионального обучения и образования, учреждений повышения квалификации и т.п. Компетентный педагог, умениясмотретьнасебясостороны, преподаватель, мастерпроизводственногообученияпонимает, чтоуправлятьпедагогическойдеятельностьюонможетзасчетсобственныхв нутреннихрезервов, успехегопрофессиональнойдеятельностина воспитатель, индивидуально-личностныхособенностей, инымисловами, 70-80% зависитотпедагогическогомастерства. Можноперечислитьдостаточномногопрофессиональныхиличностныхкач ествпедагога-мастера, ногораздосложнеевыработатьихвсебеинаихосноведобитьсявысокихрезул ьтатов.Задачаданногопособия, преждевсего, нораньше, состоитвтом, чтобыубедитьвэтомстудентов, которыевидятвпедагогическойдеятельностисвоебудущее. Готовитьсякпостижениюпедагогическогомастерстванадокакмож ещеввузеинапервыхпедагогическихпрактиках, посколькувоспитаниевсесильнотольковтомслучае, еслиначатововремя. Впоследствииначинатьработунадсобойможетбытьипоздно, асамипреподавателичастобываютплохимиучениками, исложно, онидумают, чтовсезнают,обовсеммогутсудитьивсемудаватьоценки. Однакомастерамионистановятсянетольковсилусвоихличностныхкачеств. Этикачествадолжнысочетатьсяснеобходимымипрофессиональнымизнан иямииумениямиивтомчислевпланеразвитиясвоихспособностей, совершенствованиятехники, воли, 5 чувств,интеллекта. Своевременноеосвоениеосновпрофессиональногомастерствапозволяетпо стоянноработатьнадсобой, бытьтерпимымкчужимошибкам,
Стр.5