Изменение пароля
Пользователь
anonymous
Текущий пароль
*
Новый пароль
*
Подтверждение
*
Запомнить меня
Забыли пароль?
Электронная библиотека (16+)
Впервые на сайте?
Вход
/
Регистрация
Национальный цифровой ресурс
Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 612007)
Для выхода нажмите Esc или
Лингвопоэтика (1500,00 руб.)
0
0
Первый автор
Климовская Г. И.
Издательство
М.: ФЛИНТА
Страниц
232
Предпросмотр
ID
875095
Аннотация
Теоретической основой данного пособия послужили труды отечественных и зарубежных филологов XX века: Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, Я. Мукаржовского, А.М. Пешковского, Л.С. Выготского, Ш. Балли, Р. Барта, М. Риффатера, Л. Долежела, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева и других. Учебное пособие снабжено хрестоматийным материалом и практическими заданиями.
Кому рекомендовано
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
ISBN
978-5-9765-2641-9
УДК
811.161.1(075.8)
ББК
81.432.1-5я73
Климовская, Г.И. Лингвопоэтика : учеб. пособие / Г.И. Климовская .— 2-е изд., перераб. — Москва : ФЛИНТА, 2019 .— 232 с. — ISBN 978-5-9765-2641-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/875095 (дата обращения: 22.05.2025)
Популярные
Практическая методика обучения русскому ...
290,00 руб
Перевод в кино
290,00 руб
Русский язык как иностранный. Синтаксис ...
290,00 руб
Английский язык. Гостиничный сервис. Eng...
220,00 руб
Прагматика и семантика средств выражения...
290,00 руб
DEUTSCH. LEHR- UND ARBEITSBUCH НЕМЕЦКИЙ...
39,00 руб
Вы уже смотрели
Социальные и гуманитарные науки. Отечест...
Спорт-Экспресс №159 2021
20,00 руб
Домашний №14 2023
51,54 руб
Нумизматика №3 (3) 2003
Вестник Евразийской академии администрат...
449,00 руб
Сборник материалов научных конференций с...
190,00 руб
Предпросмотр (выдержки из произведения)
Резюме документа
Страницы
Текст
Лингвопоэтика.pdf
Стр.2
Стр.224
Стр.225
Стр.226
Стр.227
Стр.228
Стр.229
Лингвопоэтика.pdf
УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.432.1-5я73 К49 Климовская Г.И. К49 Лингвопоэтика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Г.И. Климовская. — 2-е изд., перераб. — М. : ФЛИНТА, 2019. — 232 с. ISBN 978-5-9765-2641-9 Теоретической основой данного пособия послужили труды отечественных и зарубежных филологов XX века: Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, Я. Мукаржовского, А.М. Пешковского, Л.С. Выготского, Ш. Балли, Р. Барта, М. Риффатера, Л. Долежела, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева и других. Учебное пособие снабжено хрестоматийным материалом и прак-тическими заданиями. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов. УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.432.1-5я73 ISBN 978-5-9765-2641-9 © Климовская Г.И., 2019 © Издательство «ФЛИНТА», 2019
Стр.2
Оглавление Предисловие ............................................................................................... 3 Тема 1. Вводная .......................................................................................... 5 § 1. Общее представление о художественной литературе как феномене культуры и специфическом виде искусства .................... 5 § 2. Общее представление об эстетической структуре художественно-литературного произведения ................................... 6 § 3. Краткое методологическое представление о функциональной структуре научного исследования .................... 7 Тема 2. Литературный процесс (производство) — общий объект исследования литературоведения и лингвопоэтики ............................. 9 § 1. Состав и структура литературно-художественного производства. Его схематическое изображение ................................ 9 § 2. Примечания к схеме ...................................................................... 9 Тема 3. Предмет исследования литературоведения как отдельной филологической дисциплины .................................................................14 § 1. Содержание предмета литературоведения ................................14 § 2. Разделы литературоведения ........................................................16 Тема 4. Предмет лингвопоэтики — речевая художественная форма литературного произведения ......................................................17 § 1. Эстетический феномен речевой художественной формы художественно-литературного произведения ..................................17 § 2. Эстетический феномен артемы как функциональной и смысловой единицы речевой художественной формы произведения ........................................................................................18 § 3. Дуализм (двойственность) художественной формы произведения ....................................................................................... 19 § 4. Материал литературной (образной) формы произведения ..... 20 § 5. Материал речевой художественной формы произведения ......21 224
Стр.224
Тема 5. Языковая форма (языковой материал) художественнолитературного произведения ................................................................. 22 § 1. Принципиальное различие языковой и речевой художественной форм произведения ............................................... 22 § 2. Троякий эстетический статус и тройная художественная функция нормативного языкового материала в структуре литературного произведения ............................................................ 26 § 3. Полная (четырехчастная) эстетическая структура художественно-литературного произведения ................................. 27 Тема 6. Основные авторские действия (процедуры) по выработке речевой художественной формы произведения ................................... 28 § 1. Общий обзор авторских действий (авторской технологии) создания речевой художественной формы произведения ............. 28 § 2. Отбор языкового материала из разных фондов национального языка ......................................................................... 29 § 3. Эстетическое по природе (статусу) преобразование языкового материала в речевую художественную форму произведения ......... 32 Тема 7. Артема как структурная и художественно-смысловая единица речевой художественной формы произведения .................... 36 § 1. Расширенное представление об артеме как структурной и художественно-смысловой единице художественного текста ..... 36 § 2. Внутренний художественно-смысловой механизм выработки в семантическом пространстве (недрах) артемы дополнительного и именно художественного смысла ................... 39 Тема 8. Эстетическая структура артемы и ее функции в художественном тексте ........................................................................... 43 § 1. Эстетико-семантическая структура (строение) артемы как художественно актуализированной единицы речевой художественной формы произведения ............................................ 43 § 2. Отношения между нижним и верхним семантическими слоями (уровнями) в рамках артемы ................................................ 47 § 3. Эстетические функции артем в художественном тексте ........ 48 225
Стр.225
Тема 9. Технологические типологии артем ........................................... 50 § 1. Типы артем по системно-уровневой отнесенности их языковых основ (баз) .......................................................................... 50 § 2. Типы артем по отнесенности их языковых основ к тем или другим разделам национального языка ................................... 50 § 3. Типы артем по способу распределения их в пространстве художественно-литературного текста ..............................................51 § 4. Типы артем по величине радиуса действия их художественных смыслов ...................................................................51 Тема 10. Понятие стилистически нейтрального фона художественного текста .......................................................................... 53 § 1. Понятие стилистически нейтрального фона художественного текста ..................................................................... 53 § 2. Эстетические функции фоновых слов в художественном тексте ................................................................................................... 55 Тема 11. Беллетризм как особого рода фоновая единица художественного текста .......................................................................... 58 § 1. Понятие беллетризма как фонового элемента художественного текста ..................................................................... 58 Тема 12. Текстовая структура художественно-литературного произведения в лингвопоэтическом аспекте ........................................ 63 § 1. Художественно-содержательная структура (строение) художественно-литературного произведения (лингвопоэтический аспект) .................................................................................................. 63 § 2. Фраза художественно-литературного произведения как минимальная и отдельная единица его речевой художественной формы. Ее уровневое строение в лингвопоэтическом аспекте ..... 64 § 3. Понятие текстемы как мельчайшего функционального элемента речевой художественной формы произведения ............. 65 § 4. Понятие высказывания (лингвопоэтический аспект) ............. 67 § 5. Интертекстуальность художественного теста ......................... 68 § 6. Понятие дискурса художественных текстов ............................ 70 226
Стр.226
§ 7. Схематизированное изображение соотношения структурных частей (единиц и их элементов) нехудожественного (коммуникативного) и художественного текстов ........................... 70 Тема 13. Типология артем по типу нарушенных литературноязыковых нормативов в процессе их создания .................................... 72 § 1. Понятие нормы языка и художественно оправданного (значащего) ее нарушения (деформации) ......................................... 72 § 2. Понятие художественно оправданного (значащего) отклонения от нормативов литературного языка как проявления фундаментального эстетического принципа — феномена выделения (выдвигания) наиболее значащего в художественной структуре произведения на первый план ........................................ 73 § 3. Фонетизмы ................................................................................... 75 § 4. Морфологизмы ............................................................................. 76 § 5. Лексизмы ...................................................................................... 79 § 6. Семантизмы ................................................................................. 81 § 7. Информатизмы ............................................................................. 82 § 8. Алогизмы ...................................................................................... 85 § 9. Полисубъективность художественного текста ........................ 88 § 10. Стилевая неоднородность текста ..............................................91 § 11. Синтаксизмы .............................................................................. 93 § 12. Обособленные члены предложения ........................................ 97 § 13. Сложные предложения .............................................................. 99 Тема 14. Художественно-смысловая типология артем как единиц речевой художественной формы произведения ..................................102 § 1. Расширенное понимание семантизма в структуре речевой художественной формы произведения ...........................................102 § 2. Словосочетание в лингвопоэтическом аспекте ......................103 § 3. Репертивы ....................................................................................105 § 4. «Поновленные» словосочетания. ..............................................105 § 5. Тропы (общее описание). Семантический механизм переноса значения ............................................................................................. 108 227
Стр.227
§ 6. Метафора .................................................................................... 109 § 7. Перифраз ......................................................................................112 § 8. Метонимия ..................................................................................113 § 9. Гипербола ....................................................................................115 § 10. Оксюморон ................................................................................116 § 11. Сравнение ..................................................................................117 § 12. Сквозные (ключевые) слова .....................................................118 § 13. Языковая игра .......................................................................... 120 § 14. Типология художественных смыслов лингвопоэтического способа выработки ............................................................................121 Тема 15. Динамика и траектория процедуры читательской рецепции художественных текстов разных лингвопоэтических типов........................................................................................................ 123 § 1. Понятие читательской рецепции художественного текста. Ее параметры .................................................................................... 123 § 2. Динамика и траектория читательской рецепции художественного текста ................................................................... 124 § 3. Динамика и траектория читательской рецепции текстов разных художественных методов ................................................... 125 Тема 16. Метод лингвопоэтического анализа художественного произведения .......................................................................................... 127 § 1. Из истории разработки метода лингвопоэтического анализа художественного произведения ....................................... 127 § 2. Феномен художественно значащего отклонения от объективно-языкового норматива как способ превращения нормативного слова или словосочетания в артему. Учение Пражского лингвистического кружка............................................ 128 § 3. Учение С.С. Аверинцева об артистизации единиц естественного языка ......................................................................... 130 § 4. Алгоритм лингвопоэтического анализа художественнолитературного произведения ...........................................................131 § 5. Специфика лингвопоэтического знания ..................................132 228
Стр.228
Заключение ..............................................................................................135 Рекомендуемая литература ....................................................................139 Приложение 1. Речевая художественная форма рассказа В.Н. Макшеева «Все от войны» ............................................................140 Приложение 2. Э.Г. Новикова. Модели культуры в рассказе Татьяны Толстой «Факир» .....................................................................143 Приложение 3. Практические задания и тексты для анализа ...........156
Стр.229
Облако ключевых слов *
* - вычисляется автоматически