УДК 811.161.1’367(035+038)
ББК 81.2Рус-2
В43
Автор идеи и руководитель проекта —
Л. Г. Викулова, доктор филол. наук, профессор
Рецензенты:
В. И. Карасик, доктор филол. наук, профессор
(Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина);
Е. Ф. Серебренникова, доктор филол. наук, профессор
(Иркутский государственный университет)
Викулова Л. Г. и др.
В43
Коммуникация. Теория и практика: учебник / Л. Г. Викулова,
М. Р. Желтухина, С. А. Герасимова, И. В. Макарова. — М.: Издательский
дом ВКН, 2020. — 336 c.
ISBN 978-5-7873-1738-1
Данный учебник представляет двенадцать тем по основным проблемам коммуникации,
содержит теоретические вопросы, практические задания и раздел «Самостоятельная
работа». Опорой для работы студентов являются основные положения,
изложенные в рамках каждой темы. При выполнении практических заданий предлагаются
коммуникативные ситуации, способствующие активной вербальной деятельности,
формированию коммуникативной культуры.
Издание включает также «Глоссарий», справочный раздел «Персоналии», обширный
библиографический список основной и дополнительной литературы.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям
и специальностям «Связи с общественностью», «Лингвистика и межкультурная коммуникация»,
«Медиация», «Филология», «Журналистика», «Педагогическое образование».
Представляет также интерес для специалистов в области рекламы, маркетинговой
лингвистики.
© Л. Г. Викулова, М. Р. Желтухина,
С. А. Герасимова, И. В. Макарова, 2020
© ООО «ИД ВКН», 2020
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Методическая записка ............................................................................................6
Глава 1. Теория коммуникации в системе наук .........................................14
1.1. Коммуникация как объект исследования .............................................14
1.2. Понятийный аппарат теории коммуникации ......................................15
1.3. Методы теории коммуникации .............................................................17
1.4. Законы и принципы коммуникации ......................................................19
1.5. Категории теории коммуникации .........................................................20
1.6. Критерии дифференциации видов коммуникации .............................22
Глава 2. Основные концепции и этапы развития
теории коммуникации ................................................................................30
2.1. Основные этапы становления понятия «коммуникация» ...................30
2.2. Зарубежные теории массовой коммуникации ХХ–ХХI веков ...........33
2.3. Становление теории коммуникации в России ......................................36
2.4. Модели коммуникативных процессов ...................................................39
Глава 3. Процесс, структура и типология коммуникации .......................52
3.1. Коммуникация как процесс ....................................................................52
3.2. Составляющие процесса коммуникации ..............................................53
3.3. Каналы коммуникации ............................................................................55
3.4. Процесс кодирования и декодирования информации .........................59
3.5. Коммуникативные барьеры ....................................................................63
3.6. Типы коммуникации ................................................................................63
Глава 4. Функциональная эффективность коммуникации .....................69
4.1. Функции коммуникации .........................................................................69
4.2. Факторы эффективности коммуникации ..............................................70
4.3. Средства массовой коммуникации ........................................................71
4.4. Факторы эффективности межличностной коммуникации ........................77
4.5. Комплимент как один из факторов эффективности общения ............80
3
Стр.4
Глава 5. Семиотика коммуникации: синтактика, семантика,
прагматика .....................................................................................................86
5.1. Характеристика информации .................................................................86
5.2. Обеспечение информационного обмена в коммуникации .............. 88
5.3. Знаки коммуникации ...............................................................................89
5.4. Семиотическое членение: синтактика, семантика, прагматика .........93
Глава 6. Вербальная и невербальная коммуникация .............................100
6.1. Речевое общение как способ коммуникации ......................................100
6.2. Устная и письменная формы речевой коммуникации .......................102
6.3. Невербальная коммуникация ...............................................................113
6.4. Молчание как форма поведения в невербальной коммуникации ....117
Глава 7. Прагматический подход к коммуникации .................................123
7.1. Теория речевых актов ............................................................................123
7.2. Классификация речевых актов по Дж. Сёрлю....................................126
7.3. Правила инициации речевого акта ......................................................127
7.4. Коммуникативный кодекс .....................................................................130
7.5. Принцип кооперации Г. П. Грайса .......................................................131
7.6. Принцип вежливости Дж. Лича ...........................................................132
Глава 8. Межличностная коммуникация ...................................................141
8.1. Уровни коммуникации ..........................................................................141
8.2. Межличностное взаимодействие и его структура .............................142
8.3. Проблемы и типология речевого воздействия
в межличностной коммуникации ........................................................144
8.4. Выбор стратегий воздействия в речевой деятельности ....................146
8.5. Коммуникативные стратегии и тактики в межличностном
общении ..................................................................................................148
8.6. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии ..............152
Глава 9. От коммуникации в малых группах до массовой
коммуникации .............................................................................................162
9.1. Фактор группы и проблема совместимости в деловом
взаимодействии ......................................................................................162
9.2. Формирование общественного мнения и массмедиа ........................165
9.3. Массовая коммуникация как вид межличностного общения ..........169
9.4. Средства передачи массовой коммуникации ......................................171
9.5. Ритуальное взаимодействие в массовой коммуникации ..................... 175
4
Стр.5
Глава 10. Коммуникативная личность .......................................................180
10.1. Определение понятия «коммуникативная личность» ....................180
10.2. Коммуникативные, социальные и психологические роли .............181
10.3. Социальный статус коммуникантов .................................................185
10.4. Вербальные формы адресации как утверждение социального
статуса ...................................................................................................187
10.5. Стили речевого коммуникативного поведения................................188
Глава 11. Профессионально ориентированная и публичная
коммуникация .............................................................................................195
11.1. Виды коммуникации в организации .................................................195
11.2. Формы деловой коммуникации в организации ...............................197
11.3. Формы и жанры публичной коммуникации ....................................204
Глава 12. Лингвокультурологические аспекты межкультурной
коммуникации .............................................................................................212
12.1. Социальная культура и ее составляющие ........................................212
12.2. Межкультурная коммуникация и диалог культур ...........................214
12.3. Уровни и формы коммуникации при межкультурном
взаимодействии ...................................................................................215
12.4. Лингвокультурологический аспект в межкультурной
коммуникации ......................................................................................217
12.5. Национальный характер и его роль в межкультурной
коммуникации ......................................................................................219
12.6. Модальности реализации межкультурной коммуникации ............221
Глоссарий .............................................................................................................230
Персоналии ..........................................................................................................275
Литература, использованная при составлении раздела «Персоналии» ........322
Рекомендуемые источники информации ..........................................................323
Авторская справка ...............................................................................................335
5
Стр.6